Таганский. Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа.

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм.
Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер. Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.
Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания. Главная особенность композиции собора – динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы, погребенным в Андрониковом монастыре, как о том сообщают отдельные списки «Повести о Мамаевом побоище». Андрей Рублев расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора – южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой. Перестройки собора начались уже с середины XV столетия: с запада к нему добавляют притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом.
Во время пожара 1748 года Спасский собор сильно пострадал от огня; в ходе последующих ремонтных работ была сделана новая кровля, которая закрыла первоначальное позакомарное перекрытие. В 1763–1779 годах собор расширили. Узкие древние двери растесали, устроили широкие окна. В конце XVIII века была разобрана шатровая колокольня. Во время французского нашествия в 1812 году Спасский собор вновь пострадал – полностью обрушился верх. В том же году его начали восстанавливать, в 1813 году работы продолжились, было сделано новое завершение. В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848–1850 годах архитектором П.А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой. С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами. В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид. В Спасском соборе находилась величайшая святыня монастыря – рака с мощами первых игуменов обители – преподобных Андроника и Саввы.
В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы – неизвестно. В середине ХХ столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик. Первый проект реставрации собора выполнил известный архитектор Петр Николаевич Максимов. Над проектом реставрации работали также П.Д. Барановский, Г.Ф. Сенатов; реставрационные работы были выполнены бригадой архитекторов (Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский, М.Д. Циперович) под руководством Л.А. Давида в 1959–1961 годах.
В начале 1990-х годов, после того как в Спасском соборе стали регулярно проводить богослужения, в нем сделали солею, иконостас, отопление, а главное – престол. В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью – образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева. Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды. Методику новой живописной техники разработал О.Б. Павлов. Прорись «Спас Нерукотворный» выполнил Н.В. Гусев, а живописные работы – О.Б. Павлов и А. Ремнев. В ходе реставрационных работ было открыто двенадцать белокаменных резных блоков. Установлено, что орнаментальная резьба производилась в непосредственной близости от месторождения известняка, сразу после его добычи. Этим специалисты объясняют особенности большинства сохранившихся рельефов: каменный декор выглядит сделанным как будто из мягкого пластичного материала, тончайшие грани резьбы по нему не имеют сколов. Возможно, в конце XIV – начале XV столетия алтарная преграда Спасского собора Андроникова монастыря представляла собой резную белокаменную стену, в которую и входили сохранившиеся блоки с рельефами. При перестройках Спасского собора менялся и иконостас.
В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором. Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части. В 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас «с резьбою разнофигурною», о чем свидетельствовала «Главная опись Спасо-Андроникова монастыря». После закрытия монастыря иконостас был разорен, большинство икон пропало. Когда в Спасском соборе возобновились богослужения, был установлен небольшой временный деревянный иконостас без каких-либо украшений. Справа от Царских врат традиционно помещена храмовая икона – «Нерукотворный образ Спасителя», а также «Святая Троица» (выполнены настоятелем собора протоиереем Вячеславом Савиных). В левой части иконостаса находятся большие ростовые иконы русских святых – «Равноапостольная княгиня Ольга и князь Владимир», «Иноки-иконописцы преподобные Андрей Рублев и Даниил» (работа Владимира Сидельникова). К 650-летнему юбилею Спасо-Андроникова монастыря в иконостасе собора был установлен ряд небольших праздничных икон (автор – Матвей Шибаев). На северной стене собора – большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем» (автор – Вячеслав Савиных): впервые созданы образы святых игуменов Спасо-Андроникова монастыря.
Использованные материалы из книги: Т.В. Барсегян (Куксинская) «Московский Спасо-Андроников монастырь»
http://spaso-andronikovmon.ru/s/c/spasskiy-sobor

Храм Спаса Нерукотворенного Образа в Спасо-Андрониковом монастыре
Монастырь основал около 1360 г. св. Алексий митрополит (1354-78 гг.) по поводу своего спасения в 1359 г. от бури на Черном море, пришедшегося на 16 августа. Первым игуменом был преп. Андроник из Троице-Сергиева монастыря, но и сам преп. Сергий помогал своему ученику устроить монашеское общежитие.
В XV ст. монастырь славился иконописным искусством, особенно когда здесь жил Андрей Рублев. С XVII ст. монастырь стал «божедомским», т. е. при нем устроено кладбище. Все строения сначала были деревянные.
Около 1427 г. выстроен нынешний белокаменный храм. Особенностью его архитектуры являются полукружия над серединами четырех стен, как у церкви Спаса в Переяславле, а также форма покрытия восьмигранного купола, похожая на конус. Древний купол рухнул при пожаре 1812 г., но нынешний своим видом должен напоминать о прежнем.
В середине XIX ст. пристроены приделы: правый – Успения Пресвятой Богородицы, левый — преп. Андроника; освящены 16 мая 1848 г. и 15 октября 1850 г. Иконостас, стенопись новые, XIX ст., но некоторые иконы сохранились древние. В храме находятся под спудом мощи преп. Андроника и второго игумена преп. Саввы.
Нынешняя ограда с башнями XVIII ст. Колокольня построена в 1799 г. по проекту архитектора Родиона Казакова на средства купца Семена Прокопьевича Васильева. Церковь в ней освящена в 1803 г. во имя Симеона Сродника Господня. Сохранилась древняя трапезная 1506 г.
Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Существенно новое в московскую архитектуру внесли зодчие Спасского собора Андроникова монастыря, выстроенного в 20-е годы ХV века. Они решительно переработали всю композицию четырёхстолпного храма. Видоизменён основной четверик здания, его угловые части резко опущены, так что центральные членения фасадов кажутся энергично приподнятыми. Большой подъём подпружных арок создал основу второго яруса из трёхлопастных арок с крупными кокошниками, повёрнутыми по диагонали. В основании стройного барабана главы — венок меньших кокошников. Килевидное очертание кривых подчеркнуло динамику сложного ярусного верха, проникнутого активно нарастающим кверху движением как бы пружинящих арок. Этот памятник архитектуры свидетельствует о большой творческой работе зодчих, росте самобытных черт, коренном переосмыслении крестово-купольной системы храма. Собор Спаса Нерукотворного Образа Андроникова монастыря — высшая точка этих исканий.
Из книги: «История Русского искусства». Том 1. — Москва: «Изобразительное искусство», 1991

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?