Таганский. Спасо-Андроников монастырь.

По преданию, в 1354 г. митрополит московский Алексий ездил в Константинополь для рукоположения в сан митрополита московского. На обратном пути его корабль попал в сильный шторм на Черном море. На корабле была икона Нерукотворного образа Спасителя, ей-то он и молился. Митрополит дал клятву, что при благополучном возвращении на родину, он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм постепенно затих и корабль благополучно причалил к берегу. И случилось это именно в тот день, когда праздновали церковный праздник – Спаса Нерукотворного. В Москве Алексий обратился с просьбой к Сергию Радонежскому отдать ему его ученика Андроника, которому он поручил построить церковь Нерукотворного образа Спасителя. Место выбрали на дороге из Москвы в Орду, на берегу реки Яузы. В 1360 г. и была построена церковь Нерукотворного образа Спаса. Через некоторое время при церкви образовался монастырь, первым настоятелем которого стал Андроник. Стены монастыря первоначально были деревянными и выполняли оборонительную роль.
При митрополите Фотии в 1420-1428 гг. собор был перестроен, стал белокаменным. Роспись собора выполняли Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески, выполненные ими, были уничтожены в XVIII в. при реставрации собора, есть лишь небольшие фрагменты на откосах окон. В 1812 г. во время пожара купол собора обрушился, в 1813-1814 гг. он был восстановлен, а в 1840-х гг. интерьер собора был перестроен. Над ним подняли восьмигранный барабан с шатровым верхом. Кокошники и закомары убрали под четырехскатную крышу. К северной стене пристроили придел святого Андроника, к южной – Успения Божией Матери. Первоначальный вид был утрачен. Но в 1950-60 гг. реставраторы вернули ему прежний вид.
В 1504 г. рядом с западной стеной поставили каменную трехъярусную трапезную, в которой по желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 г. в третьем ярусе учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 г., затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи. Был также устроен еще один придел – во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери. В 1690 гг. около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус, в этом же веке отстроили братские корпуса. В 1747-1756 гг. стены монастыря стали каменными. По проекту архитектора Казакова рядом со Спасским собором на месте старой колокольни, над святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м. В ней на средства купца С.П. Васильева основали церковь святого Симеона Богоприимца.
В середине XVII в. рядом с монастырем рабочие люди образовали слободу, получившую название сначала Андроньевской, а затем Вороньей. У монастыря были приписные крестьяне в количестве 210 дворов на 1700 г. Андроников монастырь был одним из самых богатых: на 1790 г. за монастырем числилось 5,6 га земель под селением, сенокосных земель 4 га, неудобий 4,5 га.
Святая обитель использовалась и как место заточения: сюда в 1666 г. в кандалах был привезен проповедник старообрядчества протопоп Аввакум Петров. Его продержали трое суток прикованным к стене в подвале, без воды и пищи, а затем отправили в Андреевский монастырь на Воробьевых горах. В 1812 г. монастырь сильно пострадал от пожара и надругательства французов. При монастыре по традиции было кладбище. Здесь похоронен настоятель Андроник и, по некоторым предположениям, Андрей Рублев. Место могилы, к сожалению, неизвестно. Она уничтожена в советское время. Здесь же где-то покоился прах Симеона Гордого, сподвижника Ивана Калиты.
В советское время монастырь был закрыт, было общежитие завода «Серп и Молот». 13 сентября 1927 г. было ликвидировано монастырское кладбище, колокольню в 1930-х гг. взорвали. С 1959 г. в стенах монастыря находится музей Древнерусского искусства имени Андрея Рублева. В 1989 г. собор Спаса Нерукотворного образа передан Церкви.

Спасо-Андроников монастырь — один из древнейших монастырей Москвы.
В августе 1356 года митрополит Московский Алексий (Елевферий Фёдорович Бяконт) (1292-1305 — 1378) возвращался из Константинополя и попал на море в сильную бурю. Обратившись с мольбой к Богу, он дал обет возвести храм во имя того праздника, который церковь будет праздновать в день, когда корабль благополучно достигнет пристани. 16 августа, в день Нерукотворного Образа Спаса, корабль причалил к берегу. Так родилась мысль устроить в Москве монастырь во имя Всемилостивого Спаса. Эту мысль одобрил преподобный Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314 или 1322-1392). По просьбе митрополита, он дал ему для устроения монастыря своего ученика Андроника.
Для строительства обетного монастыря Алексий избрал холм в четырёх верстах к востоку от Кремля, на высоком берегу Яузы у слияния с ручьём Золотой Рожок. Так в 1359 году был основан Спасо-Андроников монастырь. В 1360 году была освящена первая церковь новой обители, в которой Алексий поставил образ Спаса Нерукотворного, сопровождавшего его в пути из Константинополя. Ученик Сергия Радонежского, преподобный Андроник (1320-е — 1373), свято соблюдал заповеди своего учителя.
Между 1410 и 1427 годами, при игумене Александре, на месте деревянной церкви, срубленной Андроником, на вклад купеческого семейства Ермолиных был сооружён каменный Спасский собор. Это самый древний из ныне существующих памятников Москвы вне Кремля. Собор, созданный при участии Андрея Рублёва (ок. 1360-1428), поражает своим неповторимым обликом. «Зело красен» — таким было общее мнение современников. Сложенный из белого камня собор в целом повторяет тип традиционного владимиро-суздальского храма. Это — памятник эпохи русского национального Возрождения. Собор устремлён ввысь, в этом в застывшем каменном движении, кажется, навеки запечатлён тот взлёт русской духовной жизни на рубеже 14-15 веков, что связан с именами Сергия Радонежского, Дмитрия Донского (1350-1389), Андрея Рублёва, Епифания Премудрого (ум. около 1420), Феофана Грека.
Спасский собор Андронникова монастыря является самым значительным и ярким произведением раннемосковской школы зодчества. Композиция собора очень напоминает композицию Пятницкой церкви в Чернигове, созданную Петром Милонегом на рубеже 12-13 веков. В Спасском соборе покоились мощи св. Андроника и его приемника, второго игумена монастыря св. Саввы. Здесь же хранилась главная святыня монастыря — образ Спаса Нерукотворного, привезённый митрополитом Алексием из Константинополя. Внутри собор был украшен фресками Андрея Рублёва, но от них уцелели только крохотные фрагменты. Преподобный Андрей Рублёв, бывший монахом Спасо-Андроникова монастыря, жил здесь, скончался в 1428 году и здесь же был погребён.
Могилу Андрея Рублёва пытался отыскать известный учёный-реставратор Пётр Дмитриевич Барановский (1892-1984). По архивным источникам удалось установить, что Андрей Рублёв был похоронен под старой соборной колокольней, до наших дней не сохранившейся. Однажды во время прокладки траншеи рабочие наткнулись на старинную могильную плиту. Уже темнело, и Барановский успел только скопировать с помощью угля и бумаги полустёртую надпись на плите. За ночь ему удалось установить, что перед ним — памятник первой трети 15 века. Место находки также указывало на то, что это могла быть надгробная плита с могилы Андрея Рублёва. Поспешив наутро к бесценной находке, Барановский с ужасом узнал, что рабочие, с типично советским отношением к истории, разбили плиту на щёбёнку и посыпали ею раскисшую в дождь и слякоть дорожку.
За шесть столетий своего существования Спасский собор много претерпел. Наиболее жестокому разгрому от подвергся во время нашествия европейских варваров в 1812 году. Пламя пожара, охватившего собор, было такой силы, что от жара рухнула глава храма. В стенах собора до сих пор можно видеть обгоревшие, закопчённые камни — следы пожара 1812 года. После изгнания французов собор был восстановлен, причём к нему пристроили приделы и изменили завершение. Храм был восстановлен в первоначальных формах в 1950-1960-х годах.
В 1504 году в монастыре была возведена небольшая каменная трапезная на подклете — одна из немногих сохранившихся в Москве построек 16 века. В 1691-1694 годах к ней была пристроена трёхярусная церковь в стиле московского барокко. В её нижнем ярусе располагается престол во имя Знамения Богоматери, во втором — престол во имя св. Архангела Михаила, в третьем — престол во имя св. митрополита Алексия. Эту трёхэтажную церковь называют посто церковью Михаила Архангела. Её строила царица Евдокия Фёдоровна Лопухина (Прасковья Илларионовна) (1669-1731), первая жена Петра I Алексеевича (1672-1725), а поводом для постройки стало рождения наследника престола царевича Алексея (1690-1718). Радостная мать, горя желанием возблагодарить Пресвятую Богородицу, поспешила пожертвовать средства на сооружение церкви в память об этом событии — недаром один из её престолов освящён во имя св. Алексия.  Практически завершённая к 1694 году, она после ссылки Евдокии в монастырь 45 лет простояла не освящённой, «без пения», и была освящена только в 1739 году. Надвратная церковь Рождества Богородицы, стены и башни монастыря построены во второй половине 17 века. Тогда же были построены настоятельские покои.
В подклете церкви Михаила Архангела находится фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь погребены отец царицы Евдокии, боярин Илларион (Фёдор) Абрамович Лопухин (1638-1713), а также генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин (1711-1757).
В 1653 году в Спасо-Андрониковом монастыре в течение четырёх недель содержался в заточении вожак старообрядчества, протопоа Аввакум (Петров) (1620-1681). При Петре I при монастыре было устроено училище для незаконнорожденных детей, а с 1810 года — духовное училище.
В 1795 году на средства купца первой гильдии Семёна Прокофьевича Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство огромнейшей колокольни. «По ндраву своему» купец пожелал, чтобы его сооружение было выше колокольни Ивана Великого. Но пыл купца охладил император Павел I Петрович (1754-1801), приказавший уменьшить высоту строившейся колокольни. Её возведение было завершено в 1803 году. Высота колокольни составила 72,5 метра, что на 8,5 метра ниже Ивана Великого. Автором проекта, как считают, был известный московский зодчий Родион Родионович Казаков (1758-1803). В 1930-1931 годах колокольня Спасо-Андроникова монастыря была разобрана.
В некрополе Спасо-Андроникова монастыря были погребены Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763) — основатель первого русского театра, Павел Григорьевич Демидов (1738-1821) — основатель знаменитого Демидовского лицея в Ярославле, Абрам Андреевич Баратынский (1767-1810) — отец знаменитого поэта Евгения Абрамовича Баратынского (1800-1844), князь Николай Сергеевич Волконский (1753-1821) — дед Льва Николаевича Толстого (1828-1910), а также Загряжские, Головины и представители других древних русских родов.
С 1960 года в Спасо-Андрониковом монастыре находится Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва.
Из кн. А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России». 2000. Вече.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы над южными воротами
Построена в XVI в. Построена неизвестно когда, обновлена в 1747-1756 гг., а также в 1864 г. В 1756 г. настоятель монастыря объявил, что церковь над Св. воротами возобновлена по словесному приказанию покойного архиепископа Московского Платона из прежде бывшей ветхой; просил дозволения освятить и получил его 15 ноября. К юго-восточному углу храма пристроена была ризница; сам он имел вид, указывающий на середину XVIII в. Письменных известий о существовании храма до 1756 г. нет. В новом храме устроена ризничная палатка.
Храм находился над Св. вратами позади колокольни XVIII (в которой также был свой храм, его можно видеть на гравюре Ф. Кампорези XVIII в., выполненной до возведения колокольни).
Церковь сломана, по-видимому, вместе с колокольней в 1930-е гг. Ныне над вратами надстроена палатка об одном этаже, на ней охранная доска: «Святые ворота сооружены в XVII в. Фрагментарно реставрированы в 1959-1960 гг. При реставрации церковь Рождества не была восстановлена.
Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 326, 328; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 419-422; Рукопись Александровского, № 536 — церковь Рождества Богородицы; Путеводитель Машкова. С. 151-152; Александровский, № 29.

Существовавшая ранее часовня Спасо-Андроникова монастыря находилась у Рогожской заставы на том месте, где, по преданию, преп. Сергий прощался с преп. Андроником, когда шел в Нижний Новгород. Часовня эта значится в списке 1722 г., составленном по случаю закрытия всех часовен в Москве, всего числом сорока. Сохранить старые часовни разрешено 25 июня 1727 г. С тех пор Андрониковская часовня не раз переделывалась и обновлялась.
Ранее существовала церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Андрониковом монастыре над вторыми воротами. Ворота относятся к XVI в., тогда же, вероятно, построена была и церковь над ними. Церковь нынешняя сооружена в 1756 г. Она довольно типична для середины XVIII в.: удлиненная, со скошенными углами алтаря, с восьмиугольной широкой шеей главы. Обновление было в 1864 г.
Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?