Таганский. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке.

Торжество освящения соборной церкви, старообрядцев поповцев Белокриницкой иерархии, во имя Успения Пресвятой Богородицы, что на Апухтинке, по Новоселенскому переулку, 6, в Москве, было совершено 9 ноября 1908 г. Накануне освящения состоялся крестный ход из соборных храмов Рогожского кладбища. Среди святынь была чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанская, под покровительством которой начато было построение церкви 29 октября 1906 г. Ф.Е. Мельников об этой церкви замечал: «Всё в этой величественной церкви древнее … и всё замечательное, высокохудожественное, редчайшее и бесценное.
Строился храм по проекту архитектора Н.Д. Поликарпова по образцу (почти полная копия) Успенского собора в Кремле. Величие и благолепие созданного храма, его освящение подробно описаны в журнале «Церковь» за 1908 г. «После окончания торжества в доме храмоздателей Шибаевых была предложена трапеза. После приветственных и ответных речей архиепископ Иоанн произнёс здравицу за строителей И.И. Новикова, В.В. и П.В. Шибаевых и жертвователей на храм, и присутствующие пропели многолетие.
Попечитель Рогожского кладбища И.А. Пуговкин предложил тост за здоровье сыновей храмоздателей Аркадия и Ивана Ивановича Новиковых, которые с редкой энергией способствовали созданию этого выдающегося храма, неусыпно следя за работами и в то же время собирая драгоценные древние иконы для храма не только в Московской губернии, но и по всей России. Свою речь г. Пуговкин закончил словами: «Пусть эти молодые по летам труженики будут служить примером для нашей молодёжи, чтобы и она, подобно им, с такой же энергией и любовью к делу старалась и прилагала свои старания в будущем к украшению и созиданию новых храмов»».
Журнал «Церковь». — М., № 28, 13 июля 1908 г., с. 977
Закладка престола
Судьба построенного тщанием Новиковых храма на Апухтинке после 1917 г. драматична. Сначала он был предназначен для складирования церковного имущества закрываемых храмов, а в июне 1935 г. спешно закрыт и превращён в общежитие «Станколит».
Судьбу главных попечителей и храмостроителей описывает «Русский Мартиролог» в расстрельных списках: «Новиков Аркадий Иванович и Новиков Иван Иванович, уроженцы Московской обл., Бронницкого р-на, д. Каменное-Тяжино. Арестованы 1 сентября 1937 г . тройкой при УНКВД СССР по МО от 26 сентября 1937 г . по обвинению в принадлежности к контрреволюционной группировке сектантов-старообрядцев, назначена высшая мера наказания – расстрел. Приговор приведён в исполнение 27 сентября 1937 г .»
Когда церковь была действующей, то её по праву называли «Церковь-музей», так как в ней были собраны иконы со всей России 14-17 веков. Почти все они попали в фонды Государственной Третьяковской Галереи.
http://mu-pankratov.livejournal.com/235560.html

Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке
Здание, расположенное в глубине двора многоэтажного жилого дома – единственное строение, сохранившееся от Собора Успения Пресвятой Богородицы – бывшего храма старообрядцев, входящих в сообщество белокриницкого согласия, признающих «Окружное послание» староверов. Оно было построено русским архитектором Николаем Дмитриевичем Поликарповым в 1906-1908 годах и освящено 9 ноября 1908 года.
Старообрядческий Успенский собор на Апухтинке, как его именовали в народе, замышлялся как храм-музей древнерусского искусства. В своём архитектурном воплощении он почти полностью копировал одноимённый храм московского Кремля. Фактически, оригинальными элементами, привнесёнными в облик этого собора архитектором Н.Д. Поликарповым, были лишь западный и восточный фасады храма. Восьмистолпное здание двухэтажного храма обладало заметно развитой алтарной частью. Она была выражена прямоугольным объёмом, увенчанным плоской кровлей, с примыкающей к нему апсидой в два яруса, имеющей над нижним ярусом небольшую главку. К этому, скопированному с кремлёвского собора объёму, были добавлены с западной и восточной стороны по одной небольшой ячейке, так же увенчанные плоской кровлей. Над западной пристройкой была возведена небольшая квадратная колокольня с главкой на венце. Основной иконостас, размещённый внутри восьмистолпного объёма, тоже повторял все черты своего кремлёвского близнеца.
Большое количество ценных икон XIV — XVII веков, написанных искусной рукой церковных художников древности, попало на хранение в фонды отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи после закрытия церкви большевиками в 1935 году. Там же, к счастью, оказались и закладные кресты, роспись которых сохранила историю создания Успенского соборного храма. После закрытия часть строения была снесена, а основной объём после перестройки превратился в четырёхэтажное здание общежития завода «Станколит». Несмотря на то, что в 2009 году Успенский собор старообрядческой церкви Белокриницкого согласия решением Комитета по культурному наследию города Москвы был отнесён к категории выявленных объектов культурного наследия в качестве памятника, он до настоящего времени так и не возвращён Русской православной старообрядческой церкви.

Храм Успения в Апухтинке возвели в начале ХХ века: он стал едва ли не первой в Москве религиозной постройкой, закладка которой произошла после издания царского указа «Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году. Строили всем миром: средства жертвовали коренные жители Таганки, в том числе купцы-предприниматели Шибаевы и братья Новиковы, которые владели дровяным складом, магазином пиломатериалов и мастерской по изготовлению надгробий.
Автором проекта стал архитектор Николай Поликарпов, известный по постройкам в стиле модерн и псевдорусском стиле. Практически в неизменном виде сохранились его ресторан «Эльдорадо» и зверинец Дурова. Однако именно храм считается самой важной работой Поликарпова. Его прообразом послужил Успенский собор Московского Кремля: архитектор досконально продублировал его формы. Этим он хотел подчеркнуть значимость староверов в становлении российского православия — они как бы возвращали себе святыню, присвоенную никонианами. Храм стал последней большой постройкой старообрядцев в России: в высоту достигал 45 м, площадь — 300 кв. м. Самый большой колокол в звоннице весил 350 пудов — более 5 тонн.
Иконостас тоже был сделан по образу того, что в Успенском соборе, — пятиярусный, обложенный позолоченной басмой. Иконы для него собирали по всей стране, и пока храм действовал, его называли церковью-музеем, потому что там удалось собрать массу ценных работ, написанных до реформы Никона. Историк и большой знаток древнерусского искусства Муратов писал, что «…здесь, собственно говоря, в первый раз начинаешь понимать, чем должна быть русская церковь».
Иконостас тоже был сделан по образу того, что в Успенском соборе, — пятиярусный, обложенный позолоченной басмой. Иконы для него собирали по всей стране, и пока храм действовал, его называли церковью-музеем, потому что там удалось собрать массу ценных работ, написанных до реформы Никона. Историк и большой знаток древнерусского искусства Муратов писал, что «…здесь, собственно говоря, в первый раз начинаешь понимать, чем должна быть русская церковь».
https://daily.afisha.ru/cities/7198-bogorodica-plesen-progoni-chto-proishodit-v-perestroennom-hrame-na-taganke/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?