Монастырь «Покрова на убогих домах» был основан в 1635 г. русским царем Михаилом Феодоровичем на месте с давних пор находившегося здесь кладбища для погребения бездомных, бродяг, утонувших, казненных и т. п. Здесь был и убогий дом, почему и монастырь назывался сначала Убожедомским. В 1806 г. была заложена, а в 1814 г. освящена на средства благотворителей двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В ее верхнем ярусе были установлены три престола: главный — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, южный в честь святых Апостолов Петра и Павла и северный придел в честь Святителя Николая. В нижнем ярусе были установлены три престола: главный — во имя Святителя Ионы, Митрополита Московского, преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского.
Храм Воскресения Словущего с приделами: центральный — Воскресения Словущего, правый — святой праведной Матроны Московской, левый — Тихвинской иконы Божией Матери, был построен в 1798 г., перестроен в 1854-1855 гг. архитектором М.Д. Быковским. Здание этого храма стройное и величественное, выполнено в романском стиле. Три части храма, три престола и три входа выражают его символическую тройственность. Трехъярусная колокольня монастыря была построена в 1799 г., разрушена в 1926 г.
Покровский миссионерский монастырь, заштатный, в Москве, у Покровской заставы, на Семеновской улице. Основан в 1655 году при царе Алексее Михайловиче. Соборный храм монастыря до 1812 года, когда монастырь подвергся разорению от французов, был во имя Всех Святых; в 1815 году был возобновлен и освящен во имя Обновления храма Воскресения Христова. При монастыре школа с приютом и богадельня.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
В 1995 году монастырь возвращен Русской Православной Церкви. Обитель возобновилась как женская. За прошедшие годы монастырю были возвращены все здания и часть территории.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. По описи 1763 года, храм Покрова Божией Матери был каменным, одноглавым, с придeлом св. Иоанна Дамаскина. В 1806 году храм Покрова Божией Матери был разобран. Двухэтажная каменная, крестообразная одноглавая церковь Покрова Божией Матери, заложенная 1806-м, совершена в 1810 году иждивением доброхотных дателей и старанием строителя Ионы. Здeсь престолы: вверху Покрова Божией Матери, на правой сторонe св. Апостолов Петра и Павла, на лeвой Святителя Николая, внизу Святителя Ионы, по сторонам придeлы во имя преподобных Илариона Великого и Нила Столобенского. Таким образом, церкви этой обители вмeщают в себe, по чину девяти чинов ангельских, девять престолов. В верхней Покровской церкви возобновленный и украшенный Ионою престол освящен был в 1825 году Московским архиепископом Филаретом.
В 1929 году вышло постановление о закрытии монастыря. После 66 лет разрухи и запустения в 1995 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II здесь возобновлен Покровский ставропигиальный женский монастырь. 4 апреля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение 1-го этажа храма Покрова Божией Матери и крестов Воскресенского и Покровского храмов. 22 ноября 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы.
Храм Воскресения Словущего. По описи 1763 года, соборная каменная, пятиглавая, во имя Всeх Святых (ныне Воскресения Словущего), об одном престолe, с папертью и двумя палатками. Кровля ея покрыта была тесом, а главы крашеною жестью. В четырехпоясном ея алтарном иконостасe образа украшены были серебряными вeнцами и ризами, а нeкоторые жемчугом и драгоцeнными каменьями. В 1792 году храм Всех Святых был разобран. Посреди монастыря одноглавая каменная церковь в честь Всeх Святых, сооруженная иждивением Московского купца Диомида Мeщанинова, освящена Московским митрополитом Платоном, а придeлы ея: в память обновления храма Воскресения Христова и Тихвинской Божией Матери освящены были еще в 1772 году. В 1814 и 1815 годах освящены архиепископом Августином возстановленные храмы в память Всeх Святых, что нынe Словущего Воскресения и Тихвинския Божией Матери. Соборная церковь оказалась тeсною. Тогда искусным архитектором М.Д. Быковским в 1853 году сооружена «обширнeйшая о пяти куполах, вмeстившая в себe часть старой, впослeдствии разобранной: в срединe ея, под куполом остались прежние четыре столпа, или пилоны, соединенные арками, также и восточная стeна главного алтаря. К среднему большому куполу присоединены четыре осмигранные боковые с главами, покрытые бeлою жестью и увeнчанные вызолочеными крестами. Кругом средняго трибуна под сводами храма помeщена ризница, освeщаемая окнами из боковых куполов».
Стройное и величественное это здание в романском стилe, подходящем к греческому; орнаменты внeшних его стeн, окон, дверей и куполов во вкусe того же стиля. Внутренность собора соотвeтствует самой внeшности. От главного храма, или так называемого корабля, под куполом трибуна отдeляются легкими арками на столпах два придeльные престола. В средней части престол в честь Воскресения Христова, сeверный, во имя Тихвинской Божией Матери, южный, в память св. Мученицы Александры. Три части храма, три его отдeления, три престола и три входа выражают символическую его тройственность. С простором в храмe соединено полное его освeщение из стeнных окон и трибуна, с разнообразием частей гармоническое единство цeлого, проявляющее идею храма. Поставленные на трехстепенной солеe алтарные иконостасы главного и придeльных престолов украшены искусною рeзьбою с богатою позолотой; одни образа в них старинные Греческого стиля из прежняго иконостаса, другие вновь написаны в Фряжском пошибe. Из них особенно замeчательна роскошно украшенная древняя и досточтимая икона Тихвинской Божией Матери. Главный алтарь, хотя и не обширный, отличается своим великолeпием, его иконостас в пять ярусов. Свод над престолом в видe сeни покоится на шести столпах, под мрамор, которыми с той и другой стороны отдeляется южное и сeверное предалтария. На стeнах и сводах алтаря, храма и трапезы олицетворены дeяния из земной жизни Спасителя и лики Святых опытною кистию Артари, Мягкова и Tивейского. В приличных мeстах соотвeтственныя изречения св. Писания начертаны церковно-славянским каллиграфом Леонтием Лепешкиным. К пространной и свeтлой трапезe примыкает помeстительный притвор храма.
4 апреля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое освящение крестов храма Воскресения Словущего. 22 ноября 2001 года полным чином освящены три придела храма Воскресения Словущего в день празднования 120-летия блаженной старицы Матроны. Великое освящение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Колокольня. По описи 1763 года, колокольня Покровского монастыря была «каменная, шатровая, с осмью колоколами и с нeмецкими боевыми часами». В 1799 году была перестроена в трехъярусную в нeмецком стилe, вышиною со шпилем и крестом 15 сажен. Замeчательны старые колокола, литые славным в свое время мастером Слизовым, как видно из слeдующих надписей на полиелйном: «1750 году марта 28 день вылит се колокол во обитель Покрова Престыя Бцы, что при Москвe на убогих домeх, при державe благочестивeйшия и самодержавнeйшия великия гдрни императрицы Елисаветы Петровны, самодержцы всероссийской и при наследнике ея внука Петра первого благовeрном гдре и великом князе Петре Феодоровиче и супруге его благовeрной гдрне и великой кнгне Екатерине Алексeевне, вкладом бывшего того мнтря строителя иеромонаха Силы впред для поминовения; весу в нем 130 пуд, лил мастер Констентин Михайлов снъ Слизов». На будничном: «1747 году апреля 12 дня вылит сей колокол во обитель Покрова Пресвятые Бцы, что на убогом дому, старанием строителя иеромонаха Силы; вкладчика Данилы Яковлева сна Земсково и протчих христолюбивых дателeй, вeсу 66 пуд, 27 ф. лил мастер Костантин Михайлов снъ Слизов».
В 1926 году была взорвана. 2 мая 1999 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень новой монастырской колокольни на месте разрушенной. Двенадцать колоколов отливали на знаменитом Тутаевском колокольном заводе Николая Шувалова (ООО «Италмас»), сохранившем более чем 300-летнюю традицию русского литья колоколов «в глину». Колокола эти отличаются прочностью, благозвучием и необыкновенной мощью звучания. 4 октября 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение колокольни и колоколов.
Храм святых благоверных князей Петра и Февронии. По историческим фотографиям в 2012-2014 гг. была полностью воссоздана часовня с молельным домом, располагавшаяся за монастырской оградой по улице Таганская (бывшая улица Семеновская). В годы лихолетья здание было полностью уничтожено. На остатках старого фундамента было построено новое здание. Стены — кирпичная кладка, снаружи на стенах выложены мозаичные иконы Покрова Пресвятой Богородицы и святых апостолов. На алтарной стене — мозаичная икона святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Внутри здания, помимо самого храма, предусмотрена крестильня с большой купелью для крещения взрослых (стены купели выложены голубой мозаикой), а также маленькая купель для крещения младенцев; на стенах крестильни росписи — Символ веры и «Отче наш», а также иконы Крещения Господня и Ангела Хранителя..
27 февраля 2014 года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил чин малого освящения первого в Москве храма в честь святых благоверных Петра и Февронии и первую Божественную литургию в новоосвященном храме. 6 июня 2016 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил великое освящение храма в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии.
Монастырский некрополь принадлежал к числу крупнейших в Москве. Это кладбище известно по летописям с 1606 года, но собственно монастырский некрополь стал формироваться с середины 1650-х годов, когда царь Алексей Михайлович возвел первые каменные монастырские постройки: два храма, шатровую колокольню, стены и башни. Здесь был похоронен духовник царя Алексея Михайловича — Стефан Вонифатьев, настоятель Благовещенского собора, а также представители таких знатных фамилий, как Головины и Оболенские. Разумеется, могилы таких лиц не могли соседствовать со зловонными божедомскими ямниками. Традиционным местом расположения кладбища стала западная часть обители. В 1886 году кладбищем было занято ¾ его площади. Согласно данным 1928 года, некрополь (тогда уже закрытый для захоронений) составлял 5,4 га. Воскресенский собор как бы господствовал над территорией некрополя, а соседняя Покровская церковь и колокольня организовывали восточную – жилую и хозяйственную часть монастыря. Кладбище Покровского монастыря было одним из четырех расположенных в черте города, вместе с Новодевичьим, Донским и Спас-Андрониевым, где с конца XVIII века разрешались захоронения. Большая часть погребаемых здесь относились к категории видных персон из дворянских и купеческих сословий. Тогда же Покровский монастырь становится главной усыпальницей московского купечества.
К началу XX века некрополь Покровского монастыря вмещал около полутора тысяч надгробий. Он принадлежал к числу уникальных в России по его историко-мемориальной ценности. Здесь традиционно погребались представители грузинского царского и княжеских домов XIX века, а также ряд видных представителей духовенства Грузии. Большинство этих лиц были погребены в Покровской церкви, в своеобразной крипте, устроенной под приделом святителя Ионы. В Покровском храме, помимо высшей грузинской аристократии, были представлены известные дворянские фамилии – Оболенские и Лобковы, а также купеческие семьи Москвы Гарелиных и Губониных. Говоря о «купеческом некрополе», следует отметить около 20 захоронений представителей известной фамилии Боткиных. Эти могилы до советского разорения располагались «кружком» в 30 метрах к югу от Воскресенского собора. После Боткиных на кладбище выделялась «колония» купцов Хлудовых. Наиболее впечатляющим надгробием для представителей этой фамилии была роскошно отделанная часовня, под которой находились могилы Герасима Ивановича Хлудова (1885), его жены и сына. Надгробие – большой каменный резной крест рядом с часовней – было уничтожено в годы советской власти, копия установлена сейчас на прежнем месте, неподалеку от входа в Воскресенский собор. Настоятели Покровского монастыря архимандриты были погребены за алтарем Покровской церкви.
Святой источник воссоздан в 2005 году. Освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в престольный праздник обители 14 октября 2005 года.
http://www.pokrov-monastir.ru/architecture/svyatoy-istochnik