Таганский. Новоспасский монастырь. Собор Спаса Преображения.

Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче.
Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел. государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889). Последними представителями рода Романовых, нашедшими место упокоения в стенах обители, стали инокиня Досифея (княжна Тараканова, ум. 1810) и великий князь Сергей Александрович (ум. 1905) — генерал-губернатор Москвы, командующий Московским военным округом, сын Императора-освободителя Александра II и дядя святого страстотерпца императора Николая II.

Романа Сладкопевца, преподобного, в Новоспасском монастыре церковь (Крестьянская площадь, дом № 10).
На берегу Москвы-реки стоит Новоспасский монастырь, перенесенный сюда в 1490 г. из Московского Кремля. В XVI–XIX вв. на его некрополе погребали представителей княжеских и боярских родов Захарьиных, Сицких, Оболенских, Трубецких, Шереметевых, Колычевых, Нарышкиных и других. Известно, что в монастыре в 1497 г. был похоронен Василий Юрьевич Захарьин-Кошкин и его родственники, представители знатного боярского рода Захарьиных-Юрьевых. В XVI веке в подклете Спасо-Преображенского собора были похоронены отец первой жены царя Ивана IV Грозного Анастасии – Роман Юрьевич Захарьин († 1543 год) и его сын боярин Никита Романович Юрьев († 1586 год). После восшествия Романовых на престол Новоспасский монастырь стал одним из самых почитаемых московских монастырей, так как в нем были надгробия их предков.
Вскоре после коронации император Александр II издает ряд указов, в которых говорится о памятных местах, связанных с историей рода Романовых. Проводится реставрация Ипатьевского монастыря в Костроме, восстановление палат бояр Романовых в Москве в Зарядье и приведение в порядок подклета Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря с могилами предков Романовых. Тогда были восстановлены все сохранившиеся к 1857 г. захоронения. В XVIII веке их было около семидесяти, а после разграбления монастыря наполеоновскими солдатами осталось всего двадцать восемь. В 1857 г. над каждой могилой были сделаны белокаменный саркофаг и вертикальная плита с надписью и изображением святого покровителя похороненного под плитой. На каждую могилу был изготовлен покров. В основной части подклета находились могилы Романа Юрьевича Захарьина и его сына Никиты Романовича Юрьева, Ксении Ивановны, жены Федора Никитича, в иночестве Марфы. Здесь же были надгробия других родственников семьи Романовых, живших в XVI и XVII веках, включая одну из дочерей царя Михаила Федоровича. Рядом располагались могилы родственных семейств Сицких, Оболенских, Трубецких и других.
В 1901 г. начались работы по созданию церкви-усыпальницы во имя преподобного Романа Сладкопевца по проекту архитектора С.У. Соловьева. Были заложены почти все оконные проемы и пролеты галереи с южной стороны храма. Алтарь церкви расположили под алтарем Спасо-Преображенского собора. Был сделан медный одноярусный иконостас. Форма иконостаса повторяла нижний ярус иконостаса Успенского сбора в Кремле, но в уменьшенном варианте. Иконы писались художником Гурьяновым. Образ Спаса повторял икону XIV века Спас Ярое око. Парный к ней был Феодоровский образ Божией Матери – копия с иконы, которой инокиня Марфа благословляла своего сына на царство. Освятили церковь 28 декабря 1902 г. в присутствии московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны. Главный вход в церковь-усыпальницу был сделан с восточного фасада собора, к южной апсиде пристроили небольшое крыльцо с главкой. Крыльцо было украшено прекрасной мозаикой Спаса Нерукотворного Образа.
После Октябрьской революции 1917 г. первое, что уничтожалось – места, связанные с именем царей династии Романовых. Частично были уничтожены и захоронения церкви-усыпальницы Новоспасского монастыря. Чудом сохранилось крыльцо с мозаикой. В 1995 г. в усыпальницу Романовых из Кремля были перенесены останки великого князя Сергея Александровича, убитого в 1905 г. террористом И.П. Каляевым. Он первоначально был похоронен в Алексеевской церкви Чудова монастыря, которую снесли в 1929 г. В 1986 г. при рытье траншеи могила великого князя была случайно обнаружена, а в 1995 г. останки Сергея Александровича торжественно перезахоронили в фамильной усыпальнице Новоспасского монастыря. В монастыре установили памятный крест, подобный тому, который был установлен на месте гибели великого князя в Кремле. Этот памятник, выполненный по рисунку В.М. Васнецова, был уничтожен в 1918 г. при личном участии В.И. Ленина. В 1996–1998 гг. в подклете Спасо-Преображенского собора под руководством доктора исторических наук А.К. Станюковича проводилось археологическое и антропологическое исследование успыпальницы. В результате были исследованы 45 захоронений, сделаны важнейшие исторические наблюдения. После завершения работ усыпальница была восстановлена. Храм преподобного Романа Сладкопевца освятили в апреле 2002 г.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни». http://rutlib.com/book/21735/p/17

Церковь Спаса Преображения в Новоспасском монастыре
Весною 1488 г. в Кремле погорел Спасский на Бору монастырь, находившийся среди дворцовых строений. Это дало повод великому князю Иоанну III вывести монастырь из Кремля. Новое место выбрано близ Крутиц в так называвшемся Васильцевом стане, где монастырь стал называться Новоспасский или Спас на Новом.
Каменная церковь была сооружена в 1491-96 гг., при ней были погребаемы члены боярского рода Романовых. Первый же царь из этого рода Михаил Федорович особенно позаботился о Новоспасском монастыре. В 1642 г. была сооружена каменная ограда с ее башнями, а в 1645 г., вместо старого храма, заложен был нынешний великолепный собор. Окончен он был уже при царе Алексее, освящен 19 сентября 1647 г.
Тогда же был поставлен в соборе принесенный из Вятки чудотворный образ Спаса Нерукотворенного. По поводу этого перенесения образа прежние Флоровские ворота в Кремле переименованы были в Спасские, при проходе через них велено снимать шапку, а в Новоспасский монастырь установлен крестный ход на 19 сентября. Собор расписан в 1689-90 гг.
Замечательно родословное дерево русских государей, от св. Владимира до св. Димитрия царевича, изображенное на сводах южной паперти. В 1902 г. в подклете, где находятся гробницы бояр Романовых, устроена церковь Романа Сладкопевца.
Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Основан в 1491 г. при великом князе Иоанне III. В 1497 г. освящен всероссийским митрополитом Симоном. В XVII в. при Михаиле Феодоровиче первоначальный собор был разобран «до подошвы», и на этом же месте в 1645 г. был заложен новый, больших размеров с тем, чтобы усыпальница царских предков оказалась под сводами храма. 19 сентября 1647 г. Преображенский храм торжественно освящен патриархом Иоасафом в присутствие царя, при настоятеле архимандрите Никоне, по мысли и плану которого было устроено и все украшение собора.
План собора представляет вид корабля — наиболее распространенный тип храмов древней Руси. Восточная сторона его состоит из трех округлостей или абсид, сохраняя древнейшее деление алтаря на три части. Главный вход на паперть собора идет не прямо с уровня земли, как, например, в Московском Успенском соборе, а возвышается на 17 ступеней, вследствие того, что внизу находится усыпальница. Свод здания опирается на четыре четырехгранных столба, из которых два находятся за иконостасом и два в средней части храма.
Величественный пятиярусный иконостас — типичный для древнерусских храмов; он имеет близкое сходство с иконостасами Московского Успенского собора и Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Все иконы, находящиеся в нем, древнего происхождения, но самый иконостас происхождение сравнительно недавнего. Старинный же иконостас XVII столетия, вследствие неблагоприятных обстоятельств, не сохранился до нашего времени. В нижнем ярусе находятся местные иконы, во втором — Апостолы и посередине Христос Спаситель в образе Вечного Архиерея, затем — 12 великих праздников, еще выше — Пророки, и в середине — Богоматерь, в верхнем — Праотцы, и в середине их — Бог-Отец. На правом столпе обращает внимание по своей оригинальности изображение в виде иконы царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича — устроителей Новоспасского монастыря. В руках они держат изображение собора. Оба царя представлены в полном царском облачении. Примечательно, что их головы окружены нимбами, которые в данном случае являются си величия. Вблизи этой иконы находилось царское место. Здесь за богослужением молились русские государи Михаил Феодорович, Алексей Михайлович, Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич.
Все своды храма, стены и купола украшены настенной живописью (фресками) — священными изображениями событий преимущественно из земной жизни Христа Спасителя, а также великих праздников и святых Православной Церкви. Храм был расписан в 1680-е г.г. Внутренние двери, ведущие в собор, железные, также XVII в. На них изображены в малом виде Апостолы и другие святые, украшения в виде растительного орнамента. Пол храма, выполненный из чугунных плит, устроен при настоятеле архимандрите Иоанне Черепанове. При входе на паперть храма с восточной стороны изображены 10 древнегреческих философов. Все они имеют в своих руках свитки с выписанными какими-либо изречениями. На правой стороне изображены: Орфей, Гомер, Солон, Платон и Птолемей, на левой: Ермей, Анахарсис, Аристотель, Плутарх и Иродион. Причину появления этих изображений дает, в частности, святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, бывший настоятелем Новоспасского монастыря в сане архимандрита и епископа Ревельского. Он говорит: «Отцы наши хотели выразить, что никогда языческая мудрость не восходила выше низших ступеней христианского храма».
Особый интерес по своей исключительности представляет изображение родословного дерева русских великих князей и царей рода Рюриковичей, находящееся на своде вблизи входа в собор. Все государи изображены во весь рост с нимбами вокруг головы. Первыми представлены святые равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга с кувшинами в руках, поливающими корень этого родословного древа. Все князья династии изображены по порядку престолонаследия. Завершают чреду царь Феодор Михайлович и святой царевич Дмитрий — последние потомки Рюрикова дома. По стенам идут изображения Семи Вселенских Соборов, а на западной стороне находится изображение Страшного Суда. Также обращают внимание изображения таинственных видений из 6-й и 9-й глав книги Апокалипсис.
После 1917 г. монастырь закрывают и он превращается в концентрационный лагерь. Храмы используют для нужд НКВД. В 1930-ые г.г. в Преображенском соборном храме разместился архив НКВД.
Спустя 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь ожила молитва. 23 марта 1991 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в главном храме монастыря была отслужена первая Божественная Литургия, а 4 октября 1992 г. Его Святейшество в сослужении архипастырей и духовенства совершил освящение Спасо-Преображенского собора Великим архиерейским чином.
В 1993 г. из фондов ГИМ была возвращена фреска XVII в. с изображением устроителей собора — царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича. Вместе с ней в обитель словно вернулись ее царственные покровители.
Постепенно собор стал преображаться. Проведены работы по реставрации иконостаса. Ведутся сложнейшие работы по восстановлению уникальных росписей XVII в., в мае 2007 г. завершились работы по главному четверику собора.  Богослужение в Спасо-Преображенском соборе совершается ежедневно в летнее время.
Информация с официального сайта монастыря, http://новоспасский-монастырь.рф/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?