Таганский. Новоспасский монастырь.

Основание монастыря приписывается великому князю Юрию Долгорукому. Первоначально монастырь находился на месте современного Данилова монастыря. Около 1300 г. при великом князе Иване Калите монастырь был перенесен на Боровицкий холм в Кремле. В 1490 г. великий князь Иван III перенес монастырь на Крутицкий холм, где он и находится поныне. В 1591 г. монастырь участвовал в отражении набегов крымского хана Казы-Гирея. В Смутное время монастырь был опустошен, но при первом царе Михаиле восстановлен и укреплен, наделен вотчинами и землями. Деревянную крепостную стену заменили на каменную. Крепостная стена представляет собой неправильный пятиугольник с пятью башнями по углам плюс еще две в стенах между башнями. Петр I в 1717 г., в знак особого внимания к монастырю и усыпальнице своих родичей, приказал отлить колокол весом в 1100 пудов. Он был разбит во время разграбления монастыря в 1812 г. французами. Весь монастырь тоже сильно разграблен и опустошен пожаром. К 1820 г. все здания монастыря были отремонтированы, из осколков колокола Петра был отлит новый, вдоль западной части крепостной стены поднялся новый двухэтажный корпус, где разместились келии, кухня и прочие хозпостройки. В 30-40-х гг. 19 века обновили и храмы монастыря. В 17 веке монастырь был царским богомольем, в том же веке он использовался и для заточения: сюдя отсылались в 1690 г. престарелые преступники и мятежные стрельцы после бунта; за еретичество здесь содержался настоятель Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Дионисий. Монастырь закрыт в 1918 г. Позднее здесь разместилась особая тюрьма, филиал Таганской. В одной из церквей расстреливали, трупы хоронили у стен на насыпи со стороны Москвы-реки. Здесь была заточена в 1920 г. дочь Л.Н.Толстого — Александра. До 1968 г. в монастыре находился женский вытрезвитель. В сентябре 1990 г. монастырь передан верующим. С марта 1991 г. возобновлены богослужения. К 1917 г. в монастыре было 5 храмов с 13 престолами. Главная церковь монастыря — Собор Спаса Преображения. Построен в 1645-1647 гг. на месте древней церкви, сооруженной в 1491-1497 гг. В подклете устроена усыпальница бояр Романовых, при которой в 1902 г. открыт храм во имя преподобного Романа Сладкопевца. Сохранились документы с именами мастеров, возводивших собор: Гришка Копыла, Дмитрий Телегин, Ивашка Ахинфов. Нынешний четырехстолпный, пятикупольный собор по внешнему облику напоминает Успенский собор московского Кремля и является вторым после него по величине собором города (не беру Храм Христа Спасителя). Его высота от пола до центральной точки купола 32 метра, площадь чуть более 900 м.кв. Собор принадлежит к типу храма, который был объявлен Патриархом Никоном наиболее отвечающим православию. В 1639 г.собор был расписан изографом Оружейной палаты Ф.Зубовым и является самым значительным памятником живописи Москвы 17 века. Первоначальный иконостас собора не сохранился. В северо-восточном углу монастыря при братских келиях и больнице расположена церковь Николая Чудотворца. Построена в 1652 г. князем Я.К.Черкасским, дальним родственником Романовых. У юго-западного угла собора находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Построена в 1673 — 1675 гг. Вверху, кроме главного престола, находятся приделы: Дмитрия Ростовского, мученицы Варвары. Внизу главная церковь Екатерины мученицы с приделами Печерской иконы Божьей матери и Саввы освященного. Во втором ярусе колокольни, построенной по проекту И.Жеребцова с 1759 г. по 1785 г.,над восточными воротами монастыря освящена церковь Преподобного Сергия. Высота колокольни около 72 метров. С 1791 г. по 1795 г. к собору была пристроена церковь Знамения пресвятой Богородицы. Храм двухэтажный. На верхнем этаже — собственно храм, а внизу усыпальница графов Шерметьевых и князей Черкасских. Церковь имеет округлую форму с одним куполом в центре, с трех сторон расположены входные двери. Иконостас с иконами был в итальянском стиле. Распятие работы Калаудо. Здание внешне отремонтировано, но внутрь входа посетителям нет. На территории монастыря было монастырское кладбище. Сейчас почти ничего не осталось. Привлекает внимание захоронение монахини Досифеи (Августа Тараканова, внебрачная дочь Елизаветы Петровны), которая была похоронена в Новоспасском монастыре 4-го фераля 1810 г. с особыми почестями. До этого 25 лет она провела в Ивановском монастыре.

Ново-Спасский ставропигиальный монастырь, 1 класса, в Москве, близ Крутицких казарм. Первоначально основан в XIII веке святым князем Московским Даниилом (см. 4 марта) на месте Данилова монастыря; отсюда в 1330 году переведен к Спасу на Бору в Кремле, а затем в 1490 году перенесен на нынешнее «Новое» место с именем Спаса Нового. Соборный храм Преображения построен в 1497 году в византийско-русском стиле великим князем Иоанном III. На стенах собора изображены все русские цари от Ольги до Алексея Михайловича. Колокольня монастыря — изящной архитектуры, в 33 сажени вышины.
В монастыре находятся: а) чудотворный образ Спаса Нерукотворенного, древне-греческого письма, который в 1647 году повелением царя Алексея Михаиловича из Хлынова, Вятской губернии, был перенесен в Москву, в Успенский собор, для всенародного поклонения и прославления за свершившиеся чудеса, а впоследствии перенесен был в Новоспасский монастырь, в память чего Фроловские ворота в Кремле были переименованы в Спасские; б) Смоленская икона Божией Матери — Одигитрии, пожертвованная сюда великой инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича; в) на столе путевая икона ее же, именуемая Умиление, принадлежащая, по мнению некоторых, к произведениям инока Андрея Рублева (см. ниже о Спасо-Андрон. монастыре); г) ее же келейная икона, находящаяся в монастыре с 1608года и представляющая собою древний список с празднуемой 3 сентября Писийской или Писидийской — Мироточивой иконы Божией Матери, известия о чудотворениях которой идут с VI века и о которой на VII Вселенском Соборе было утверждено сообщение святого Германа, патриарха Константинопольского (см. 12 мая), свидетельствовавшего, что «находящаяся в Писидийском Созополе ( в Малой Азии) икона Всенепорочной Богородицы из длани изливала струю мира»; Богоматерь на этой святой иконе изображена с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем и благословляющей правой рукой; глава Ее увенчана короною. В серебряном ковчеге хранится часть ризы Господней и много частиц мощей разных святых. Ризница монастырская наполнена множеством сокровищ, вкладами царей, иерархов и бояр. Под сводами соборного храма находится усыпальница бояр Романовых.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

Памятный крест Великому князю Сергею Александровичу Романову в Новоспасском монастыре. Крестьянская площадь, 10, метро «Пролетарская», «Крестьянская Застава». Крест воссоздан в 1998 году по благословению святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго в память о Великом князе Сергее Александровиче.
17 сентября 1995 года останки Великого князя перенесены из Кремля в Новоспасский монастырь и погребены в усыпальнице бояр Романовых. Захоронение Великого князя (подземный склеп и гроб) было обнаружено возле здания бывшего Верховного совета на Ивановской площади Кремля. Долгое время это место использовалось как стоянка правительственных машин. Крест-памятник — точная копия креста, выполненный по эскизам В.М. Васнецова скульптором Н. Орловым и автором проекта Д. Гришиным.
2 апреля 1908 года на Сенатской площади Кремля у здания Арсенала, на месте мученической кончины Великого князя, был открыт крест-памятник Сергею Александровичу на пожертвования 5-го Киевского гренадёрского полка, шефом которого был Великий князь. Памятник представлял собой высокий бронзовый крест-распятье с эмалью. Над распятьем — два скорбящих ангела и Богородица, олицетворяющая скорбь Великой княгини Елизаветы Фёдоровны, на глазах которой было совершено страшное убийство её мужа Сергея Александровича террористом Каляевым. На кресте надпись на церковнославянском: «Отче, отпусти им, — не ведают бо что творят». На обратной стороне креста надпись: «Вечная память Великому князю Сергею Александровичу убиенному в 1905 году. Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии твоём».
В 1918 году В. И. Ленин лично накинул на памятник верёвку и вместе с бригадой рабочих повалил памятник и отправил его на свалку. После сноса памятника предпринимались попытки спасти Васнецовский крест, не увенчавшиеся успехом. Через 80 лет после уничтожения памятник был воссоздан и установлен в Новоспасском монастыре.
http://www.openmoscow.ru/novospaskrestsa.php В связи с празднованием 600-летия со дня рождения Андрея Рублева в 1967 году в сквере перед главными воротами Спасо-Андроникова монастыря был установлен памятник Рублеву работы скульптора В.Г. Ленской и архитектора Э.В. Яворского. Памятник представляет собой фигуру иконописца, который сидит на скамье, держа в вытянутой руке доску с рисунком будущей иконы. В 1985 году памятник был заменён скульптурой работы известного скульптора Олега Константиновича Комова. Памятник работы Ленской был перенесён на территорию Новоспасского монастыря, где находится и поныне.
http://www.openmoscow.ru/novospaspamrubl.php

Новоспасский монастырь, некогда один из каменных стражей Москвы, защищавший Коломенную дорогу — «внук» Данилова монастыря. Основан в 1330 году, первоначально назывался Спасским и располагался в Кремле, а первыми его насельниками были монахи переведённого в Кремль Данилова монастыря. В связи с начавшейся в конце 15 века перестройкой Кремля, в 1462 году, Спасский монастырь был перенесён на новое место — на Крутицы, на Васильевский лужок, и назван Новоспасским.
В 1491-1496 годах в Новоспасском монастыре был сооружён каменный монастырский собор. С 16 века Спасский собор стал родовой усыпальницей боярской семьи Романовых. Здесь погребена, в частности, инокиня Марфа (Ксения Ивановна Романова, до брака Шестова) (ум. 1631) — мать царя Михаила Фёдоровича (1596-1645). После восхождения на престол царя Михаила Романова в Новоспасском монастыре началось большое каменное строительство. Уже в 1620-х годах были построены палаты патриарха Филарета (Фёдор Никитич Романов) (ок. 1554-1633) — Архиерейский дом. В 1630 году на средства царя Михаила Фёдоровича и его матери вокруг монастыря начали возводить стены «с мушкетным, лучным и пушечными боями», башнями и стрельницами. Сооружение монастырской ограды было завершено в 1640-х годах. Протяжённость стен Новоспасского монастыря составляет более полукилометра, высота — до 7,5 м, толщина — 2 м. В эти же годы были построены корпуса келий.
В середине 17 века при архимандрите Никоне (Никита Минин (Минов) (1605-1681), будущем патриархе, старый собор был почти полностью разобран, и на его месте в 1645 году началось строительство нового собора — величественного, торжественного, увенчанного могучим пятиглавием. В его облике с наибольшей силой воплотились те архитектурные формы, к которым стремился Никон и которые семь лет спустя были объявлены им «образцовыми» для всей России. Внутри собора сохранились фрески 17 века. Интересной особенностью Спасского собора были изображения в основании столбов соборной паперти, в самом низу, древнегреческих философов и мудрецов: Гомера, Орфея, Платона и других.
Спасо-Преображенский собор был освящён 19 сентября 1649 года. Годом позже в северо-западном углу монастыря на средства князя Я.К. Черкасского возвели больничную Никольскую церковь. Тёплая церковь Покрова Богоматери была построена в 1673-1675 годах. В ней хранились чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесённая из Вятки.
Монастырскую колокольню строил зодчий Иван Петрович Жеребцов (1724-1783). Строительство Новоспасской колокольни началось в 1758 году, однако выделеных денег хватило только на возведение основания и второго яруса, после чего строительство остановилось. В таком виде колокольня простояла 17 лет. В 1779 году Жеребцов возобновил строительство. Колокольня была завершена только в 1784 году. Её высота всего на три метра ниже колокольни Ивана Великого.
В 1791-1795 годах у северо-западного угла собора, на месте церкви начала 17 века, по проекту зодчего Елезвоя Семёновича Назарова, помощника и родственника Василия Ивановича Баженова (1738-1799), была построена Знаменская церковь — усыпальница графов Шереметевых. В этой церкви среди надгробий Шереметевых находится могила Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой-Шереметевой (1768-1803) — знаменитой актрисы, ставшей женой графа Николая Петровича Шереметева (1751-1809).
В некрополе Новоспасского монастыря были похоронены художник Фёдор Степанович Рокотов (1730-е — 1808), бояре Колычевы, князья Черкасские, Урусовы, Лобановы-Ростовские. Здесь же погребена инокиня московского Ивановского монастыря Досифея, которую молва долгое время считала подлинной «княжной Таракановой» — дочерью императрицы Елизаветы Петровны Романовой (1709-1761) и Алексея Григорьевича Разумовского (1709-1771).
В 1918 году Новоспасский монастырь был большевиками закрыт и превращён в тюрьму. Позднее здесь находились различные учреждения, вытрезвитель, жилые квартиры.
С 1991 года Новоспасский монастырь является действующим монастырём.
Из кн. А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России». 2000. Вече.

Название монастыря не случайно включает в себя слово «новый», ведь его предшественником был Спасский монастырь в Кремле, куда в своё время переехал первый московский монастырь, основанный князем Даниилом Московским в честь своего небесного покровителя — Даниила столпника — на берегу Москвы реки. Сейчас оба монастыря могут с полным правом считать себя первыми московскими монастырями. Даниилова обитель — первый монастырь по своему местоположению. Новоспасский монастырь на долгое время стал преемником Даниилова монастыря — ведь вся братия из Даниловского монастыря переехала сначала в Кремль, а потом — в Новоспасский монастырь возведённый на Крутицком холме. На месте Даниилова монастыря долгое время был маленький приходской храм, а монахов в нём не было более двухсот лет. И лишь чудесное явление князя Даниила Московского представителю свиты князя Иоанна III вернуло былое почитание этому месту и много позже привело к возобновлению обители царём Иоанном Грозным. Иоанн III основал Новоспасский монастырь в 1490 году. В 1494 году в монастыре уже был построен первый каменный собор. Обитель начала пользоваться царской благосклонностью и приобретать современный облик после прихода к власти Романовых, чья родовая усыпальница издавна находилась в Новоспасском монастыре. В 1646-1649 годах архимандритом Новоспасского монастыря был будущий патриарх Никон. Сейчас на территории монастыря есть памятник первому и последнему царям из династии Романовых, поставленный в честь четырёхсотлетней царской династии. Первый царь — Михаил Фёдорович (Романов) и последний — Николай Второй — держат вместе объединяющую династию Фёдоровскую икону Божией Матери. На галерее монастыря находится родословное древо рода Романовых. Внимание также привлекает поклонный крест — точная копия креста работы В. М. Васнецова. Оригинал был поставлен в Кремле до революции в память об убиенном московском генерал-губернаторе — великом князе Сергее Александровиче, родном дяде царя Николая II. Супруга Сергея Александровича приняла монашество и сподобилась святости. Теперь весь православный мир знает и почитает святую мученицу Елизавету Фёдоровну.
Ходить по территории обители очень интересно — ведь современный ландшафтный дизайн обители делали под руководством специалиста из Государственного ботанического сада — Ларисы Андреевны Краморенко. Её работу можно увидеть также в Зачатьевском, Николо-Угрешском и других монастырях. Здесь она вывела северный вид абрикосов — Новоспасский. Сама природа располагает к тихой и неспешной молитве и утешает больных людей, приходящих к иконам за исцелением. Цветы подобраны так, что с ранней весны и до поздней осени цветут те или иные виды растений. Особое значение здесь имеют розы. Именно династия Романовых знаменита активным продвижением роз в сады и парки России и устройством так называемых Аптекарских огородов — первых ботанических садов, из которых в Москве сохранился лишь один. Здесь, на территории обители, похоронена схимонахиня Досифея — принцесса Августа, которая в миру была известна как княжна Тараканова. Не та самозванка, которая вспоминается по всем известной картине художника Флавицкого, кстати говоря, умершая от чахотки в тюрьме на два года раньше нарисованного потопа, а самая настоящая принцесса, насильно постриженная в монашество по настоянию Екатерины II и стяжавшая впоследствии славу великой московской прозорливой подвижницы, вопрос о канонизации которой пока остаётся открытым. Когда-то здесь цвели розы, которые назывались принцесса Августа. Бывает ли что-то случайное на монастырской земле? Сейчас здесь доминируют сорта европейских и крымских роз… Ещё на территории есть небольшая коллекция сирени.
В монастыре есть особо почитаемая икона Богородицы — «Всецарица». Множество золотых украшений находится под её киотом, от простых людей получивших от этого образа исцеление. Главным храмом Новоспасской обители является большой, величественный Спасо-Преображенский собор, составляющий с Покровской трапезной церковью единое целое. Братские кельи сопряжены с Никольской церковью, и есть ещё Знаменская церковь. Особое внимание привлекает колокольня — одна из самых высоких в дореволюционной Москве (высота 80,41 м). Напротив святых врат монастыря находится храм Сорока мучеников Севастийских. В монастырях окормляется много народу, но отпевание, венчание, крещение обычно совершается за стенами монастыря в приходских храмах. В монастыре отпевают только почивших монахов.
Судьба Новоспасского монастыря после революции была достаточно типичной для всех обителей России в то время. Монастырь был закрыт в 1918 году, и в том же году на его территории был устроен концентрационный лагерь. Первоначально здания обители, имевшие архитектурную и художественную ценность, были приписаны к Музею военно-крепостной обороны, располагавшейся на протяжении 7 лет в Тихвинской церкви Симонова монастыря. В 1920-х годах московский архитектор Сергей Константинович Родионов даже провёл реставрацию некоторых монастырских построек. С 1925 года территорию монастыря заняла 2-я женская исправительная колония. В конце 1920-х гг. было снесено монастырское кладбище. «Трудовая колония» перестала существовать в 1935 году. Начался следующий этап разорения святыни.
Освободившиеся помещения пустовали недолго. Территорию бывше обители передали в ведение хозяйственного управления МВД. Все монастырские постройки были переоборудованы для хозяйственных нужд или под жильё. В те годы значительно увеличилось численность московской милиции, сотрудникам которой срочно требовалось жильё. Заселили все помещения, которые недавно освободили от заключённых. Кроме милиционеров и их семей, жильё отводилось и обслуживающему персоналу и рабочим хозяйственного управления городской милиции. Жили в крепостных башнях и даже на колокольне под арками, предназначенных для помещения колоколов, в которых построили две хибары для проживания. Часы с кололокольни сняли и увезли, часовые колокола также сбросили, те, что не раскололись, разбили на куски прямо на месте. Помещения Преображенского собора занял архив МВД Московской области. Это в какой-то мере спасло здание от разрушения. В усыпальнице Романовых сделали склад треста «Мосмолоко». В бывшем Никольском храме устроили склад конфискованной мебели. В подклете церкви сделали картофелехранилище.
В 1939 году решено было подготовить монастырские храмы к сносу, предварительно взорвав их, а население обещали выселить. Часть наиболее ценных фресок из собора передали Третьяковской галерее. Начали разбирать монастырские стены. До войны были уничтожены все навершия, а также участок стены между северо-западной и средней башнями и верх стены от средней до юго-западной башни. В подклети собора, в усыпальнице, было оборудовано бомбоубежище. Когда немцы подходили к Москве, жителям было предписано покинуть монастырские жилища, так как собирались в нём сделать опорный оборонительный пункт, но дело кончилось тем, что был вырыт только ДОТ возле стены со стороны площади. После Великой Отечественной войны в Знаменской церкви решили устроить санпропускник (душевую с вошебойкой) для существовавшей ещё тогда Таганской тюрьмы. После ликвидации Таганской тюрьмы санпропускник переделали под вытрезвитель (закрыт в 1967 году).
В 1960-е годы в монастыре начались робкие реставрационные работы. Всю территорию передали реставраторам, предварительно выселив оставшихся жителей, выселили и скульптурный комбинат из Никольской церкви, а из Преображенского собора вывезли архив (здание реставраторам тогда передано не было). В 1968 году решено было организовать на базе монастыря «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». В соборе планировалось открыть музей истории реставрации. Сам же реставрационный центр на территории бывшей обители существовал с 1985 до конца 1990 года, в связи с решением правительства Москвы о передачи зданий Новоспасской обители Московской Патриархии РПЦ. Возрождение монашеской жизни началось в апреле 1991 года. В 1995 году сюда был перенесён прах великого князя Сергея Александровича, убитого за 90 лет до этого террористом Иваном Каляевым. На территории обители воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту Виктора Васнецова, — точная копия памятника, существовавшего в Кремле.
Из газеты «Глас Солнечногорья». Новоспасский монастырь в Москве. Выпуск №8, 2019 год и с сайта www.isperva.spasnanovom.ru/История/ХХ век/Новоспасский монастырь в советское время

Монастырь, посвященный имени Спасителя, стал первой иноческой обителью Москвы. Он был основан в XIII в. благоверным князем Даниилом Московским, сыном благоверного князя Александра Невского, на месте, занимаемом теперь Даниловым монастырем. Там Спасский монастырь пробыл недолго, всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 г., пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 г. перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к храму Преображения Господня.
Через год вместо деревянного был сооружен и торжественно освящен каменный храм Преображения Господня. В это же время были построены и другие монастырские здания. Известно также, что при Спасской обители был устроен приют, где бедные и убогие получали пищу и кров.
Во все время существования на старом месте Спасский монастырь был местом богомолья великого князя и его семейства. В Спасском монастыре останавливались приезжавшие в Москву по делам своих епархий архиереи.
В период правления великого князя Иоанна III наступает время нововведений в жизни России. Деревянные здания стали заменяться каменными палатами и теремами. В Москве появляются иностранные зодчие. Как полагают, по инициативе супруги Иоанна III Софии Палеолог начата постройка обширного великокняжеского дворца. Спасский монастырь оказался стесненным в плотном окружении появившихся дворцовых зданий. Великий князь решил перенести монастырь на другое место – на так называемый Васильевский стан на берегу Москвы-реки.
Новое место для Спасо-Преображенского монастыря, называемое Васильевским станом, было выбрано неслучайно. Здесь дважды стоял со своим войском Василий Темный: против татарского хана и во время междоусобной борьбы против Дмитрия Шемяки. Высокий берег реки служил своеобразным сторожевым пунктом на подступах к Москве с юга. По новому месту Спасо-Преображенский монастырь стали называть Новым или на Новом, а впоследствии — Новоспасским. Первоначально все здания монастыря, кроме собора, были деревянными. Соборный храм в честь Преображения Господня был заложен в 1491 г. В 1497 г. собор был освящен.
При Иване Грозном монастырь превратили в могучую крепость: усилили крепостные бревенчатые стены с башнями, выстроили дополнительно острожек, укрепленный земляным валом, тыном и окруженный рвом. Обители пришлось не единожды защищать столицу от нападения татар. Так, в 1521 г. крепостные стены монастыря стали свидетелями набега татарского хана Махмет-Гирея. В 1571 г. — нападения орд крымского хана Давлет-Гирея. Врагов, подбиравшихся к крепости, встречали частыми залпами пушечного и ружейного огня, в упор били по врагу из нижних бойниц, прицельным залпом разили неприятеля бойницы второго яруса крепостных стен и башен, а бойницы третьих ярусов вели перекрестный огонь по осаждающим. По сигналу тревоги стрельцы, размещавшиеся в караульных помещениях, поднимались по каменным лестницам в толще стен к бойницам. А в это же время монахи разводили костры и в чанах готовили кипяток или горячую смолу, чтобы потом поднять на стены и вылить на головы идущих на приступ врагов.
Когда крымский хан Казы-Гирей в 1591 г. подошел с войском к Москве, Новоспасский монастырь стал надежным оплотом Москвы с юга. Вот как описана битва русских и татар у стен монастыря в книге Н. Писарева «Утро в Новоспасском»: «…Казы-Гирей повел атаку от Коломенского прямо на Кремль, и должен был спуститься в равнину между Симоновым и Новоспасским, которые, пропустив его, открыли огонь ему в тыл и между тем как с бойниц Данилова монастыря стреляли в его правое крыло, пушки Воробьевского стана (где ныне Донской монастырь) громили левое, а бойницы и стены Кремлевские палили ему навстречу, последние умолкли, когда сеча вызывала наше войско из стана для рукопашной схватки. Итак, изменив расстояние и поставив тысяч сто войска между ними, явно увидим возможность действовать удачно всем этим обителям в одно время. Войско татарское рассыпалось. Новоспасские бойницы, находясь в ближайшем расстоянии от Гиреева тыла, наносили хану жестокие удары». Крымская орда в этом сражении понесла большой урон и с той поры уже больше никогда не подходила к Москве.
В самом начале XVII столетия монастырь успешно выдерживал осаду польских захватчиков. У его стен русское ополчение готовилось к окончательному освобождению столицы от польско-литовских интервентов. «У стен Новоспасского… в 1612 г. на Крутицах князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы». Но даже после освобождения Москвы от поляков монастырь не утратил своего оборонного значения. «Лета 1615 г., апреля 13, государь, царь и великий князь Михаил Федорович велел Петру Григорьевичу Дашкову быти у Спаса в Новом монастыре для оберегания от прихода крымских и нагайских людей. А с ним государь указал быть с сотником сто человек стрельцов. И Петру, будучи у Спаса в Новом монастыре, жити с всяким бережением. И сторожи б у него в монастыре были не робкие, а стерегли не оплошно, чтоб татарево безвестно к монастырю не пришли и дурно какого не учинили».
Именно с этих лет, с момента вступления царя Михаила Феодоровича Романова на престол, в истории Новоспасского монастыря начинается эпоха процветания. Тому было несколько причин. Еще в 1498 г. рядом с незадолго до этого освященным храмом был похоронен боярин Василий Захарьин — предок Романовых, основатель династии. В XVI столетии в монастыре стали хоронить и других представителей этого боярского рода.
Лжедмитрий I, едва воссев на московском троне, повелел перенести в монастырь из далеких северных селений захоронения трех бояр Романовых, сосланных Борисом Годуновым. Стремясь отменить все указы и решения ненавистного ему Бориса, Лжедмитрий, сам того не ведая, оказал великую услугу будущему царскому Дому. Вплоть до XVIII столетия монастырь оставался местом захоронения членов царствующей семьи Романовых.
Не нужно объяснять, каким дорогим местом стал для русских царей Новоспасский монастырь – место последнего пристанища их знаменитых предков и близких родных. Сюда, к их могилам, в определенные дни совершались торжественные царские «выходы». На Новом месте, монастырь продолжал оставаться местом великокняжеского и царского богомолья и назывался «царскою, комнатною, великою, пресловутою, первостепенною обителью».
Государи Российские на протяжении всей истории покровительствовали обители. На помин души предков они жертвовали драгоценную церковную утварь, иконы, облачения, богослужебные книги — все то, что составило богатейшую ризницу монастыря…
В 1918 г. Новоспасский монастырь был закрыт. К осени здесь уже действовал концентрационный лагерь. Святое место стало местом тюремного заключения и смерти. В первые годы здесь находилась женская тюрьма, затем исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключенных. В 1930-е г.г. начался новый этап разорения древней обители. Был уничтожен знаменитый некогда монастырский некрополь, занимавший 2/3 территории обители, где покоились видные деятели Государства Российского и Церкви. В 1935 г. территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском — склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены. И все же поруганный и оскверненный, превращенный в место пыток и смерти монастырь продолжал напоминать о великой Руси, ее славной истории и преданности Православию. Было принято решение взорвать обитель, но помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
В 1950-е г.г. безо всякого внешнего воздействия рухнул щит с лозунгом «Дома культуры вместо монастырей», висевший над входом в усыпальницу бояр Романовых. В результате открылся чудесный мозаичный образ Спаса Нерукотворного. Через десять лет началось выселение жильцов и различных учреждений из монастырских помещений. В 1967 году благодаря открытому письму Павла Корина был закрыт медвытрезвитель в Знаменском храме. В 1968 г. на территории обители создается «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР». Тогда же начались реставрационные работы, продолжавшиеся более 20 лет. В основном они касались внешнего облика некоторых зданий. Внутри же расположились объединения «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с их художественно-производственными мастерскими.
Подлинная жизнь вернулась в монастырские стены обители в начале 1991 г., когда Новоспасский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Первоначально вся братия монастыря состояла из трех человек – наместника, архимандрита Алексия Фролова и двух иеромонахов. С этого момента начались работы по восстановлению обители, которые продолжаются по настоящее время. В 1997 г. в Усыпальнице бояр Романовых были перезахоронены останки Великого князя Сергея Александровича Романова. В 1998 г. в монастыре был установлен крест-памятник — точная копия креста на месте гибели Великого князя Сергея Александровича, выполненного по проекту русского живописца В.М. Васнецова.
В 2011 г. исполнилось двадцать лет со времени возрождения обители. К той знаменательной дате в Новоспасском монастыре был открыт музей для всеобщего посещения, который знакомит с посетителей с историей обители. Основу музейной коллекции составляют предметы, обнаруженные в ходе археологических раскопок, и личные вещи Великого князя Сергея Александровича Романова. 16 июля 2012 г. на территории Новоспасского монастыря для всеобщего поклонения и посещения был открыт так называемый Итальянский дворик, где в 20-е г.г. ХХ в. осуществлялись расстрелы. Полностью отреставрирован центральный купол Спасо-Преображенского собора. Для почитаемых икон обители были изготовлены прекрасные, тонкой работы оклады.
Покровская церковь примыкает своей северо-восточной стороной к Преображенскому храму, имея с ним общую паперть. Церковь была заложена царем Алексеем Михайловичем Тишайшим в 1673 г., возведена на его средства за два года и освящена 7 октября 1675 г. патриархом Иоакимом. Храм построен в русском стиле и увенчан тремя главами. Внутренняя роспись относится к 1780 г.
В 1812 г. французы превратили Покровскую церковь в склад. В 1813 г. храм был вновь освящен архимандритом Амвросием Вторым. В 1820 г. на средства благотворительницы Мельгуновой был создан новый иконостас. По бокам главного алтаря находятся два придела: правый — во имя святой великомученицы Варвары (устроен в 1758 г.), левый — во имя святого Димитрия, митрополита Ростовского (освящен в 1757 г., вскоре после открытия мощей и прославления святителя). В 1877 г. весь храм был расписан академиком Фартусовым. В приделе во имя святого Дмитрия Ростовского стены преимущественно расписаны изображениями святителей и преподобных, а придел великомученицы Варвары — изображениями преподобных дев и мучениц. В 1918 г. Новоспасский монастырь был закрыт, службы в храме прекратились. Покровский храм был снова освящен только в 1997 г. на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В 2002 г. начались работы по его росписи, главным образом, силами братии.
В северо-западном углу братских келий расположен храм во имя святителя Николая, обозначенный снаружи одной главой. Построен в 1652 г. князем Яковым Черкасским при монастырской больнице. В подвальном этаже под Никольской церковью находились знаменитые застенки и каменные мешки, где держали ссылаемых в монастырь преступников. Здесь подвергался мучениям святой преподобный Дионисий, бывший настоятель Троице-Сергиевой обители, заточенный в Новоспасский монастырь как мнимый еретик.
Церковь несколько раз перестраивалась, особенно серьезно в XIX в. При большевиках Никольский храм не закрывался дольше других. Он имел отдельный вход со стороны улицы. Богослужения в нем продолжались до 1926 г. И это было время полулегального существования монастыря в качестве приходской общины под названием «Братство во имя Преображения Господня». В 30-е г.г. Никольский храм превратили в склад конфискованной мебели и картофелехранилище.
Несколько лет подряд в монастыре проводились реставрационные работы по Программе предоставления субсидий из бюджета города Москвы:
В 2015 г. в Трапезной палате с церковью Покрова были отреставрированы кровля, барабан, завершения храма.
В 2016 г. по реставрировались два объекта: 1) Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря – Трапезная палата, XVI-XVII вв. с церковью Покрова, 1670-1678 гг.». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 11. Работы: реставрация фасадов, белокаменных крылец; ремонтно-реставрационные работы в интерьерах храма и погребах; консервация живописи. 2) Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря — Никольская церковь при бывших больничных палатах, 1652 г.». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 19. Работы: ремонт и реставрация крыши, барабана и завершений храма; реставрация фасадов, белокаменного крыльца; ремонт и воссоздание окон, металлических решеток, устройство системы водостока.
В 2017 г. реставрировались два объекта: 1) Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря – Трапезная палата, XVI-XVII вв. с церковью Покрова, 1670-1678 гг.». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 11. Производилась реставрация фасадов и белокаменного цоколя, устройство полов и вентилируемой отмостки, реставрация живописи. 2) Объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря — Башня пятигранная на западной стене». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 29. Выполнялись работы: реставрация фасадов, белокаменного цоколя, устройство вентилируемой отмостки.
В 2018 г. реставрировался объект культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новоспасского монастыря – Трапезная палата, XVI-XVII вв. с церковью Покрова, 1670-1678 гг.». Адрес: Крестьянская пл., д. 10, стр. 11. Производились следующие работы: реставрация северного и части восточного фасадов (итальянский дворик), реставрация белокаменного цоколя, устройство отсечной гидроизоляции и отмостки в итальянском дворике. В 2018 г. реставрационные работы, начатые на этом объекте в 2015 г., были завершены.
http://www.fedmp.ru

Прочие постройки и достопримечательности монастыря
Крест — памятник Великому князю Сергею Александровичу Романову
На территории Новоспасского монастыря находится крест — памятник Великому князю Сергею Александровичу Романову, убитому в 1905 г. на выезде из Кремля. Изначально крест-памятник был установлен на месте гибели генерала-губернатора Москвы С.А. Романова. В советское время был разрушен. Крест-памятник был восстановлен на новом месте в 1998 г., он выглядит так же, как и стоявший ранее на месте гибели С.А. Романова, выполненный по эскизам художника В.М. Васнецова.
Крепостные стены монастыря (XVII век), архитектор Ф. Конь
В 1640 г. по указу царя Михаила Фёдоровича деревянную стену заменили каменной высотой 7,5 м, толщиной в 2 м, протяжённостью 650 м, с лучным, мушкетным и пушечным боями, с башнями и стрельницами. Стены представляли собой неправильный пятиугольник с 8-ю башнями по углам. Башни помимо военной выполняли хозяйственные функции: в них устраивались кладовые, мастерские, куда выносили монастырские производства связанные с шумом или неприятным запахом (кузницы, производство посуды, чистку рыбы), в них также устраивалось жильё для служителей монастыря. Для постройки стен и башен из вологодского Белозерского монастыря.
В 1642 г. были затребованы каменщики и кирпичники. Строил стену каменных дел мастер Фёдор Конь. Каменщики, вызванные Михаилом Фёдоровичем, поселились вблизи монастыря и образовали слободу, называвшуюся Каменщики, от этой слободы пошли 2 улицы, ведущие от Новоспасского монастыря к Таганской площади — улицы Большие и Малые Каменщики.
Юго-западная башня (XVII в.), Западная башня (XVII в.), Северо-восточная башня (XVII в.), Северо-западная башня (XVII в.)
С 1640 по 1642 г.г. уже со вступлением на престол царя Михаила Федоровича Романова монастырь был обнесен каменной оградой с бойницами и башнями взамен прежней деревянной. Для построения таких обширных сооружений были вызваны каменщики, которые образовали слободу вблизи монастыря. Одним из первых объектов, который реставраторы начали воссоздавать из руин, была северо-западная башня монастыря, выходящая к пруду. Очень кропотливая и детальная работа вылилась в создание великолепного архитектурного произведения. Надо сказать, что на фоне общей заброшенности Новоспасского монастыря и всех его зданий, воссозданная северо-западная башня стала как бы эталоном научного реставрационного подхода к возрождению ансамбля. На плане башни видна очень интересная и необычная схема примыкания к ней крепостных стен.
Настоятельский корпус (XVII в.)
Настоятельский корпус выстроен патриархом Филаретом в 20-х г.г. XVII в. Здание много раз перестраивалось и переделывалось. Во время реставрационных работ оно буквально по крупицам было «выкристаллизовано» из безликой постройки. В нем, так же как и в корпусах братских келий, воссозданы глубокие окна со ступенчатыми перемычками. Очень эффектна арочная пристройка на восточном углу здания. В наши дни, уже в условиях действующего монастыря, это аркада встречает каждого входящего в монастырь.
Братский корпус (XVII в.)
В 1619 г. Патриарх Филарет «пожаловал в дом ко всемилостивому Спасу на келийное строение денег сто рублей». На средства патриарха в монастыре был построен одноэтажный корпус келий, в котором также размещались баня, пекарня, кухня и другие помещения.
На территории монастыря, помимо перечисленного, имеется иконная лавка (конец XVIII в.), свечная мастерская (конец XX в.) и хозяйственный двор.
Информация с официального сайта монастыря, http://новоспасский-монастырь.рф/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?