Таганский. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Петра и Павла) в Крутицах.

Церковь Успения известна в этой местности с XIV века. Современный собор имеет два этажа. В 1667-1689 гг. возведён нижний ярус с тёплым храмом во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящен 29 июня 1699 г. В 1700 г. был сооружён верхний храм с главным Успенским престолом. Храм пострадал при пожаре 1812 года и был возобновлён к 1823 г. В 1895 г. устроен придел преподобного Сергия, игумена Радонежского. В 1700 г. вокруг храма были устроены паперти, на стенах которых были изображены российские государи, начиная от князя Владимира до царя Алексея Михайловича. Высота собора 29 метров. Венчает собор традиционное пятиглавие, символизирующее Христа в окружении 4-х евангелистов.
Выстроен собор из красного кирпича. Главы собора также сложены из кирпича. Ко входу в притвор ведёт крытая лестница на столбах. С стороны к храму примыкает шатровая колокольня «о шести пролетах». Ко входу в притвор ведет крытая лестница на столбах. Собор соединён стеной-переходом с Митрополичьими палатами подворья. Храм закрыли 1920 г. и передали под общежитие. В 1992 г. храм передан верующим. Ко дню празднования Пасхи 1993 г. верующим был передан нижний этаж Успенского собора — зимний (теплый) храм святых Апостолов Петра и Павла. Внутри этой церкви была проведена большая реставрация. На потолке трапезной части хорошо сохранилось изображение возносящегося на небо Иисуса Христа — копия аналогичного изображения из храма Христа Спасителя в Москве. Резной иконостас храма, покрытый сусальным золотом, был выполнен артелью вятских мастеров. Иконы для местного ряда приобретены в антикварном магазине, а храмовой образ св. Апостолов Петра и Павла и св. мученицы Татианы написан художниками Мугрузиным и Золотарёвым.
В 2003-2004 гг. купола Успенского собора были покрыты медью, а старые кресты, установленные в середине ХХ века П.Д. Барановским, заменены новыми, покрытыми позолотой. В то же время были поновлены гражданские сооружения подворья — дома №11 и 13 по Крутицкой улице.

Успения Пресвятой Богородицы в Крутицах церковь (Крутицкая улица, дом № 11/13).
Известна в этой местности с начала XIV века. Современное церковное двухэтажное здание из кирпича с пятью главами было выстроено в 1684 г. В нижнем этаже освятили храм апостолов Петра и Павла, в верхнем – Успенский храм. Здание соединили стеной-переходом с митрополичьими палатами. В 1689 г. завершили строительство новой колокольни. После пожара 1812 г. Успенский храм смогли восстановить только в 1823 г. В 1895 г. в верхнем храме устроили придел преподобного Сергия Радонежского, для которого соорудили трехъярусный иконостас в византийском стиле. Стены придела украсили живописью.
Храм закрыли в 1920 г. и передали под общежитие. Его реставрация началась в середине 1960-х годов. В 1992 г. храм передали общине верующих. Богослужения в нижнем храме возобновились в 1993 г.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни». http://rutlib.com/book/21735/p/17

Крутицы представляют собой сложный, многосоставной памятник — для Москвы уникальный не столько своей сохранностью, сколько, если уместно так сказать, закупоренностью, отгороженностью от внешнего московского мира, значительно изменившегося с той поры, когда на Крутицах привитали митрополиты Сарские и Подонские. Успенский собор — смысловой и архитектурный центр Крутицкого подворья, самое заметное его сооружение. На первый взгляд, из-за непривычной (с южной стороны) постановки колокольни, примыкающих к основному объёму крылец и переходов, он кажется частью какой-то зодческой фантасмогории. На самом деле его планировочное решение типично для ХVII века. Отрешённый от «приставных» элементов, он являет собой привычный человеку, сколько-нибудь насмотренному в церковном зодчестве, двухэтажный «храм-корабль» с бесстолпным верхним четвериком (центральный барабан — световой), поставленным на высокий подклет и ступенчатым расположением апсид (апсиды нижнего этажа выступают дальше, чем апсиды верхнего). Окна четверика оформлены характерными килевидными наличниками, а его верх — поясом полуциркульных кокошников. «Корабельность» планировки Успенского собора подломлена отсутствием западного крыльца (оно существовало, но уже очень давно было разобрано; до сего дня сохранились лишь основания его опор) и, как уже сказано, сдвигом колокольни с обычного для такого рода храмовых композиций пункта. Такое решение было продиктовано, очевидно, условиями местности: храм-то ставили не в чистом поле. Западный фасад Успенского собора и примыкающая к его юго-западному углу галерея образуют главную площадь Крутицкого подворья. Сложно сказать, почему именно было разобрано западное крыльцо, которое должно было, по всему, служить парадным входом в собор. А вот через северное крыльцо с его крутой лестницей на столбах посетитель попадает в верхней Успенский храм. Протяжённость лестницы равна протяжённости западного фасада. Нынешний вид крыльца ярко иллюстрирует особенности реставрационного метода Барановского, заключавшегося в полной «зачистке» памятника от позднейших наслоений.
Собор увенчан традиционным пятиглавием. Барабаны (средний — световой) оформлены аркатурно-колончатыми поясками и кокошниками в основании. Луковичные главки выложены из кирпича и покрыты медью. После закрытия Крутицкого подворья в 1920-е годы с собора сбросили кресты, восстановлены они были в середине ХХ века в рамках реставрационных работ, проводившихся под руководством П.Д. Барановского. По возвращении собора Церкви эти кресты заменены новыми позолоченными. Шатровая колокольня благодаря своему расположению как бы выглядывает «из-за спины» собора. Устройство её обычно для своего времени. До разорения Крутиц в послереволюционные годы на ней был неплохой подбор колоколов, два из которых отлили ещё тогда, когда её не существовало. Под колокольней в годы войны находились «квартирки», в которых помещались «сторожа и трапезник». Здесь же ютился со своим семейством о. Алексий Румянцев, вернувшийся осенью 1812 года на разорённый Крутицкий двор из подмосковных скитаний. Поднявшись по северному крыльцу, мы попадаем в помещение крытой паперти. Налево из неё — вход в сам храм, весьма просторный благодаря отсутствию столпов.
«Стоя посередине верхнего храма Успения Божией Матери, — говорит «Историческое описание…», — мы видим вокруг себя четырёхугольный куб, светлый (в два света окна), с шатровым, украшенным живописью сводом, законченным наверху светлым куполом… Всё в этом храме так просто, несложно, даже бедно, но всё как-то величественно, торжественно…» От дореволюционного убранства верхней церкви почти ничего не сбереглось, кроме — частично — росписи сводов, относящихся по стилю к академической школе. В ходе недавней реставрации собора росписи поновлены. И иконостас, и киоты выполнены в новейшее время — в духе конца ХVII века (дореволюционный иконостас, устроенный в храме в 1820-е годы, имел ампирные черты). Пол в верхнем храме — также современный (реставрация 2007 года) и, признаться, не особенно радующий взгляд. Нижний же храм Успенского собора возвращён Церкви гораздо раньше верхнего. В 1993-1995 годах здесь проводилась масштабная реставрация: со стен была снята побелка и масляная краска, раскрыты уцелевшие фрагменты росписей ХIХ века (изображения апостолов над иконостасом, ветхозаветных пророков на западной стене, а также картины на новозаветные сюжеты в трапезной части — «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово» и «Крещение Господне»; на потолке в трапезной, кроме того, сохранился образ возносящегося на небо Спасителя). Резной позолоченный иконостас храма выполнила вятская артель. Иконы — частью современные, частью приобретённые у антикваров. Наиболее чтимые иконы располагаются, по традиции, у левого и правого клиросов в киотах. Слева — икона Божией Матери «Неопалимая Купина», справа — Феодоровский образ Пресвятой Богородицы, написанная специально для этого храма в 2005 году в мастерских Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и освящённая у древней Феодоровской иконы, пребывающей в Богоявленско-Анастасиином монастыре в Костроме.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №272, 2017 г.

Существует предание, повествующее о том, что в 1206 году князь Даниил Московский так «возлюби место сие», что «восхоте дом собе устроити». Но что якобы живший тут в хижине «человек римлянин имя ему Подон» воспрепятствовал ему следующим пророчеством: «Княже! не подобает тебе здесь вселиться, то место Дом Божий: здесь созиждут Храм Божий и пребудут архиреи Бога Вышняго служители». Как гласит предание, в скором времени сам же князь Даниил сам способствовал исполнению пророческого глагола: «На горах Подонских на хижине Подонове заложи церковь Всемилостиваго Спаса и устрои ю светолепну».
Действительно, храм Божий был выстроен на Крутицах, по всей видимости, князем Даниилом Московским — но несколько позднее и не из одних только благочестивых побуждений. Необходимость выстроить на Крутицах храм возникла вскоре после учреждения Сарайской епархии с кафедрой в Сарай-Бату, столице Золотой Орды. Тысячи русских людей находились у татар в плену, по многу месяцев проводили в Орде русские князья, и нельзя было оставить их без церковного окормления. Кафедра была основана митрополитом Киевским Кириллом III при великом князе Александре Невском, именно в год рождения у него сына Даниила. Ради нужд сарайских архиреев и появилось, очевидно, подворье на Крутицах — первоначально с храмом Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1454 году, с ослаблением Золотой Орды, Крутицы сделались не подворьем, а постоянной резиденцией Сарайских архиреев. Первым жителем Крутиц был епископ Вассиан, о котором, к сожалению, ничего более не известно. С этого времени речь идёт уже о Крутицкой епархии и об одноимённых епископах. Сарскими и Подонскими их продолжали называть — но уже «из почтения к древности», без действительной географической привязки. Что касается зоны ответственности крутицких владык — с учреждением в 1589 года Патриаршества возведённых в митрополичье достоинство, — то она была весьма обширной.
Историк И.М. Снегирёв отмечал: «К ней (епархии) в ХVII веке приписаны были соседственные монастыри Даниловский, Покровский на убогих домах, или скудельницах, и другие иногородние мужские и женские обители; в область её входило несколько городов: Можайск, Боровск, Козельск, Белёв, Серпейск, Мещовск, Воротынск, Перемышль, Лихвин, Ярославец Малый, Оболенск, Таруса, Медынь, Мосальск, Болхов, Одоев, Московского уезда Загорьевска десятина от Звенигородской на Боровскую дорогу». Успенский собор на Крутицах построил, по сообщению летописца, в 1516 году епископ Досифей: «Того же лета заложи церковь каменну Успения Святой Богородицы на Крутицех…» Как выглядел этот первоначальный Успенский храм, мы не знаем. При нашествии польско-литовских интервентов Крутицы сильно пострадали, о чём свидетельствовал Дмитрий Пожарский в письме к митрополиту Казанскому Ефрему (июль 1612 года), говоря об Успенском храме как о находящемся «в последнем оскудении и разорении». В 1619 году дыры в соборе подлатали, необходимый ремонт произвели, но тем дело и ограничилось. В лучшую свою эпоху Крутицы вступили полувеком позднее, при митрополите Павле III. Тогда же было начато и строительство нового Успенского собора. Освятили главный престол собора только в 1700 году. Десятью годами ранее состоялось освящение нижнего тёплого храма, унаследовавшего посвящение первой крутицкой церкви — Петропавловской. Сорок лет не просуществовал Успенский собор в порядке: московский пожар 1737 года (известный как Троицкий, поскольку приключился именно в Троицу) достиг Крутиц. До конца царствования Анны Иоановны собор простоял в разорении, и только при Елизавете Петровне, любившей и Москву, и церковное благолепие, был, по её особому повелению, исправлен.
С 1788 года Успенский собор на Крутицах становится обычной приходской церковью. «Так кончилась, — эпически повествует «Историческое описание…», — слава древнейшего Крутицкого Собора, но не кончились ещё бедствия этого храма. Настал бедственный 1812 год». Нашествие французов Успенский собор встретил под настоятельством молодого тогда священника Алексия Румянцева. Прежде чем увезти семью из Москвы, следовало ещё позаботиться о церковном имуществе. Наиболее ценную утварь батюшка спрятал в нижнем Петропавловском храме, сложив её в печное углубление и засыпав мусором. Вернувшись в Москву в середине октября 1812 года, отец Алексий нашёл свой храм в самом печальном положении. Верхняя Успенская церковь выгорела полностью и осталась без кровли, нижнюю Петропавловскую огонь пощадил, но здесь зато «потрудились» оккупанты. Первой заботой настоятеля было возобновить богосужения. С помощью прихожан о. Алексий привёл в порядок нижнюю церковь и освятил её. Но на ремонт верхнего храма сил и средств не хватило. Больше десяти лет он стоял непокрытым и разорённым, будучи освящён лишь в 1823 году. Московский главнокомандующий А.П. Тормасов даже порывался разобрать его на кирпич и перестроить в конюшню, но, к счастью, отступился от своего неблагочестивого намерения. Впрочем, военные и так заполонили чуть ли не всё Крутицкое подворье: большинство его зданий было обращено в казармы. «В 1828 году, — рассказывается в «Историческом описании…», — иконостас верхней Успенской церкви был покрыт белым колером, и вся резьба во всех ярусах, а также и царские двери с сиянием были вызолочены. Внутри стены были украшены живописью из Евангельской истории. С тех пор до сего времени (1893) в этой церкви никаких существенных изменений не было». В нижнем храме ремонт производился в 1857 году, но к концу ХIХ века он пришёл «в такую ветхость и в такой упадок, каких не скоро встретишь и в самом бедном сельском храме». Что говорить: даже престол «подгнил в своём основании и покачивался». Лишь благодаря усилиям московского купца И.И. Герасимова, ставшего в начале 1890-х годов крутицким старостой, Петропавловскую церковь удалось возродить. Герасимов и сам много жертвовал на ремонтные работы, и сумел расположить к пожертвованиям других прихожан.
К 1917 году Успенский храм представлял собой образец «опрятной бедности». О былом его — соборном — значении напоминали лишь немногие уцелевшие реликвии да надгробия крутицких архиреев в Пеиропавловской церкви. Но, конечно, послереволюционная участь Крутиц была много горше, чем всё, что довелось пережить им до того. В 1918 году Крутицкая кафедра была восстановлена. Когда именно прекратились богослужения в Успенском храме, неизвестно, но, судя по всему, не раньше 1924 года. Во второй половине 1920-х годов Крутицы полностью заняли военные: жилые здания были казармами и раньше, а теперь под общежитие был передан Московскому военному округу и Успенский храм. Крутицкие казармы носили имя «товарища Алёшина», революционера, участвовавшего во время Октябрьской революции в захвате как раз этих самых казарм. К 1940-м годам подворье приобрело совсем запущенный вид. Футбольное поле на месте кладбища, ободранные купола Успенского собора, перестроенный в жилой корпус Воскресенский храм. В конце 1940-х годов был составлен проект реставрации Крутицкого двора; работы велись под руководством П.Д. Барановского. С 1964 года Успенский храм находился в ведении ВООПИиК, с 1968 года в нём находился филателистический отдел Главкниги, с начала 1980-х — реставрационные мастерские и склад экспонатов Государственного исторического музея.
Процесс передачи зданий подворья Церкви начался в 1991 году. Успенский собор возвращали в два этапа: к Пасхе 1993 года нижний храм, в 2004 году — верхний. В 1996 году Крутицы покинуло Министерство обороны (до последнего на подворье находилась гауптвахта Московского гарнизона — рассказывают, что здесь содержался перед расстрелом Лаврентий Берия). В 2007 году было совершено первое богослужение в верхнем храме Успенского собора. В наши дни Крутицы имеют статус Патриаршего подворья. Кроме того, здесь расположен Синодальный отдел по делам молодёжи.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №272, 2017 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?