Название местности, где находится храм известно с древних времен и связано с именем князя Ивана Калиты. Храм раполагается на территории Калитниковского кладбища, которое было открыто во время чумы 1770-1771 гг. Каменный храм построен в 1834-1836 гг. архитектором Н.И. Козловским. Храм перестраивался в 1888 г. и обновлялся в 1905-1912 гг.
В годы советской власти храм не закрывался, но в нем служили обновленцы. В 1944 г. возвращен Московской патриархии. Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», южный придел — во имя благоверного княза Александра Невского, северный — святителя Николая.
История Калитниковского храма
История «Скорбященской церкви на Калитниках» начинается не с постройки нынешнего каменного здания, а значительно раньше. Она начинается в годы царствования императрицы Екатерины П, а точнее с 1771 года. И как мы знаем, причиной послужило распространение в городе Москве моровой язвы.
В конце 1772 года, бригадир Дурнов представил властям реестр первых новоустроенных церквей, среди которых значилась и церковь «Всех Скорбящих Радость» за Покровским монастырем, которая к тому времени была устроена согласно церковному чиноположению и была «сосудами, ризами и прочею церковною утварью обеспечена». В 1772 году, 13 января (это значит, 26 января по новому стилю) произошло её освящение. Этот день можно считать днём рождения первого Калитниковского храма.
В 1772 году, церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Калитниках была освящена. Она находилась на сто метров восточнее нынешней каменной. Однако, вследствие происшедшего пожара 29 августа 1776 года, церковь сгорела и в 1776 году вместо сгоревшей, было получено разрешение на строительство новой церкви. Вскоре на этом же месте была построена новая церковь, тоже деревянная и с деревянной же колокольней. 4 июля 1780 года она была освящена также во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Эта деревянная церковь была построена по резолюции члена Правительствующего Синода Преосвященного Платона, архиепископа Московского и Калужского и Троице-Сергиевой Лавры Архимандрита, которая была дана господину бригадиру и Московскому Обер-Полицмейстеру Николаю Петровичу Архарову, он, впоследствии, её строил на казенные деньги.
Новая деревянная церковь «Всех Скорбящих Радость» благополучно пережила пожар 1812 года. Покровская и Рогожская заставы, их предместья выгорели почти полностью.
В эти дни по Рязанской дороге через Калитники прошла Русская армия и многочисленные толпы жителей города, уходившие от неприятеля. Вслед за ними по направлению на Бронницы двигалась конница маршала Мюрата. Огненная стихия бушевала по всем окрестностям, но калитниковская и рогожская церкви пострадали незначительно. Едва только отогнали Наполеона от Москвы, как вновь закипела жизнь, и вот уже тогдашний священник церкви «Всех Скорбящих Радость» на Калитниках прот. Николай Фёдоров докладывает Преосвященному Августину, епископу Дмитровскому и разных орденов кавалеру: «Во исполнение Вашего Преосвященства резолюции, означенная Скорбященская церковь сего декабря 6-го числа по чиноположению освящена, о чём Вашему Преосвященству почтительно рапортуем». (ЦИАМ 203.752.27.)
В 1820 году трудами бывшего церковного старосты московского купца Федора Федоровича Шикалова, в храме был проведён капитальный ремонт. Церковь обновилась, перестроилась, был подведён каменный фундамент, перестилались полы, поменялась кровля, как и упоминается в архивных документах, церковь была «…поправлена церковной кошельковой суммой, с прибавлением собственной суммы бывшего церковного старосты московского купца Феодора Феодоровича Шикалова, а именно 997 рублей».
(ЦИАМ ф.203.о 766.д.718.)
В 1834 году закладывается фундамент для строительства каменного храма на новом месте, мы читаем в том же архивном документе первое упоминание о каменной церкви: «1834 года по благословлению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященейшего Филарета митрополита Московского и Коломенского на утвержденном Комиссией для строений месте, сооружена вновь церковь каменная…». (ЦИАМ Ф.203.о.766.д.718)
Первый каменный храм был построен на фундаменте, в котором был устроен теплый каменный подвал, но без колокольни, существовал другой вход в церковь — западная паперть, выходящая прямо на тротуар улицы, в западной стене.
И вот уже в ревизионной ведомости за 1848 год читаем:
«На Калитниковском кладбище находятся две церкви: деревянная на каменном фундаменте… (престол во имя Богородицы «Всех Скорбящих Радость»), вторая каменная, построена в 1834 г.
В каменной церкви три престола — в холодной церкви один и в тёплых приделах два. Утварь достаточна. Причт состоит издавна: священник, дьячок, пономарь». (ЦИАМ.203.о.744.д.2286)
В 1861 году старая деревянная церковь была фундаментально отремонтирована по завещанию и на средства Московского мещанина Ивана Архиповича Колбаева и переименована в честь иконы Божией Матери «Боголюбская». Ради этого на стене, справа от входных дверей была сделана надпись: «Храм сей, прежде бывший во имя Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», в 1861 году возобновлён на сумму, определённую ещё при жизни Московским мещанином Иваном Архиповичем Колбаевым и переименован в честь иконы Божией Матери «Боголюбская», как завещал покойный, сего же года при священнике Иоанне Смирнове и церковном старосте Челнокове». Волю покойного исполнила его родная сестра Евдокия Архиповна Колбаева, вручившая для указанной цели причту и церковному старосте 1500 рублей.
И ещё одна запись об этом переименовании в ревизионной ведомости от 1871 года: «Деревянная церковь на каменном фундаменте… Престолов в сей церкви один, прежде освященный во имя Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». В 1861 году октября 15 дня с благословения Его Преосвященства, Высокопреосвященейшего Филарета, митрополита Московского и Коломенского, был переименован во имя иконы Божией Матери «Боголюбской» …» (ЦИАМ ф.203. о.766.д.718)
После ремонта деревянная церковь Боголюбская, что на каменном фундаменте, простояла ещё 14 лет, исправно действовала одновременно с каменной до 1875 года и, по всей вероятности, принимала на себя всю нагрузку по службам и требам в периоды перестроек и расширения каменной.
Ещё несколько описаний архитектурных особенностей могут пригодиться потомкам для представления о первоначальном виде каменного храма (по данным 1887 года) «Длина церкви 45 аршин, в высоту 15 аршин, в ширину 21 аршина, цоколь облицован большим камнем, а прочее все из кирпича. Наружные стены гладкие, оштукатуренные известью. Кровля на сводах церкви шатровая, покрыта жестью, выкрашена зеленой краской… Кресты на церкви, колокольне и ризнице восьмиконечные, без завитков, вершины крестов гладкие.
Окна в ширину 2 аршина, в высоту – 4 аршина, с прямыми перемычками, наличники гладкие имеют отливы наружу, над окнами ниши с овальным завершением, сандрики из белого камня прямые. Решетки в окнах – железные с прямыми штырями соединены кольцами и полукольцами в три ряда.
Входов с дверями три, — один, с северной, один с южной, и один с западной, сторон. Все они имеют наружные железные двери-ворота, выкрашенные зеленой краской.
Церковь внутри устроена крестообразно. Стены настоящей церкви расписаны иконописным письмом в 1875 году. Алтарь от храма отделяется деревянным, сосновым, иконостасом, перенесенным из бывшего Алексеевского женского монастыря, что на Пречистенке».
Тем временем для нового каменного храма был приобретён иконостас из Алексеевского девичьего монастыря, что на Пречистенке. Этот иконостас со святыми иконами был выкуплен для новой Скорбященской церкви купеческим сыном Горячевым Филимоном Петровичем. Иконостасы, престолы и жертвенники двух придельных храмов новой каменной церкви были устроены на средства Московского купца Гавриила Прокоповича Кувшинова и тогдашнего старосты Титулярного советника Александра Петровича Карелина.
Колокольни в каменной церкви сначала не было, пользовались колокольной деревянной Боголюбской церкви.
В ревизионной ведомости за 1887 год деревянная церковь уже не упоминается – в 1875 году она сгорела. Вот как писала об этом газета «Московские церковные новости» № 28, от 13 июля 1875 года: «Около 2 часов ночи с 1 на 2 июля на Калитниковском кладбище, что за Покровскою заставою вспыхнул пожар. Загорелась деревянная колокольня при старой кладбищенской (деревянной же) церкви во имя Боголюбской Божией Матери. Не прошло и 20 минут от начала пожара, как пылающая колокольня со страшным треском рухнула на правую сторону, раздробив несколько каменных надмогильных памятников, а огонь между тем стал быстро охватывать справа и слева наружные стены церкви. В это время на кладбище была пожарная команда и лишь после неимоверных усилий, когда с церкви была снята железная крыша и подрублено дерево, поддерживавшее главу и крест, удалось прекратить дальнейшее распространение огня…»
Если пройти сегодня по кладбищу от апсиды центрального алтаря нынешнего храма метров 100 по алее на восток, то увидим среди могил белый кирпичный столбик – капличку с кровлей сверху, на которой сохранились надписи. На правой стороне столба написано — «На этом месте стоял деревянный храм во имя Пресвятыя Богородицы Боголюбския», на левой — «Пресвятая Богородица, спаси нас», на фасадной — ниша для иконы Боголюбской Божией Матери и на противоположной: «Боголюбивая Царице, моли за ны Тебе возлюбившего».
Кажется, всё ясно: сначала на Калитниковском кладбище была деревянная церковь «Всех Скорбящих Радость», о которой докладывал капитан Дурнов в 1772 году, затем, после пожара 1776 года, только в 1780 году была сооружена более основательная (деревянная, с колокольней, на каменном фундаменте) и тоже Скорбященская церковь, но в 1861 году она была переименована в «Боголюбскую». А в 1834 году возвели сегодняшний каменный храм, который и стоит, по сей день.
Но вот перед нами планы города Москвы, составленные в разные годы. Первый — в конце ХVII века. Город, в те времена был ограничен Камергерским валом (сегодня это Абельмановская улица). У Покровского монастыря, расположенного тогда на самой окраине Москвы, соответственно, Покровская застава. Отсюда начинается Коломенская дорога, а вдоль неё сплошные выпасы, луга, неподалёку деревни со знакомыми нам названиями сегодняшних московских улиц: Хохловка, Дубровка, Карачарово, Грайвороново… Единственный сохранившийся до наших дней ориентир — Калитниковский пруд. Он был тогда несколько больше, а в него впадали два ручья. Ни храма, ни кладбища на этом плане пока нет. Впервые Калитниковское кладбище появляется только на плане Москвы 1818 года. На территории его уже отмечен храм, но без указания названия. На плане 1848 года обозначены уже сразу два храма, опять же без указания названий.
Далее развернём «План столичного града Москвы, вновь снятый в 1859 году». Здесь тоже два храма, оба на территории кладбища, но названия их: Храм «Рождества Пресвятыя Богородицы» и Храм «Архангела Михаила». Казалось бы – 1859 год, уже более 20 лет, как построен, освящен и действует новый каменный храм Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Что это? Откуда взялись эти названия?
Смотрим план г. Москвы 1890 года – и опять те же храмы Рождества Пресвятые Богородицы и Архангела Михаила.
План Москвы 1908 года. Здесь уже отображена подробная сетка близлежащих улиц: Нижегородская, Большая, Средняя и Малая Александровские (ныне Калитниковские), почему-то исчез пруд, а на треугольнике кладбища… опять два храма — Михаила Архангела и Рождества Богородицы! Причём к Михаилу Архангелу от самой Нижегородской проложена прямая дорога, та самая, которую перерезали в советское время Птичьим рынком, а сегодня она продолжает быть перерезанной, но уже новой автостоянкой. Сохранившийся сегодня её отрезок ведёт и сейчас от Средней Калитниковской улицы к храму.
Итак, если верить планам Москвы, составленным в разные годы, то на нынешней территории Калитниковского кладбища за период с 1772 года до наших дней в разные времена существовали следующие храмы:
-Церковь «Празднество Чудотворному образу Пресвятые Богородице Всех Скорбящих Радость» — деревянная (1772-1776г.г.). Она-же деревянная, но на каменном фундаменте, в дальнейшем переименованная в церковь иконы Божией Матери «Боголюбская» (1780 – 1875г.г.)
-Церковь Архангела Михаила
-Церковь Рождества Пресвятыя Богородицы
— Храм во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», каменный, с двумя приделами, действующий с 1834 года и по сей день никогда не закрывавшийся.
Получается, что это уже как бы четвертый храм на Калитниковском кладбище? От предыдущих четырёх храмов не осталось ни рисунка, ни описания, а о двух из них – «Рождества Пресвятыя Богородицы» и «Архангела Михаила» сохранились лишь названия на старинных планах Москвы. И даже на сравнительно недавних планах, например от 1908 года — когда достоверно было известно, что уже более полувека на Калитниковском кладбище стоит и действует единственный каменный храм, дошедший до наших дней, на плане отмечены два храма: «Рождества Пресвятые Богородицы» и «Михаила Архангела»!
Как во всём этом разобраться?
Остаётся только предположить, с достаточно высокой степенью достоверности, что в какой-то период, а точнее с 1835 по 1875 годы, когда здесь стояли уже две церкви, они по какой-то неизвестной нам причине переименовывались и какое-то время назывались — деревянная «Боголюбская» — храмом «Рождества Пресвятой Богородицы» и каменная «Скорбященская», — храмом «Михаила Архангела». Но вскоре им были возвращены старые названия. А вот при составлении новых планов Москвы обращалось внимание в первую только на новые районы и здания, а старые объекты оставлялись без внимания и переписывались, и перерисовывались со старых калек с полным сохранением их устаревших названий.
На самом же деле, можно с полной определённостью утверждать, что на Калитниковском кладбище, за всю более чем двухвековую бытность его существования, было всего два храма: один деревянный в честь иконы Божией Матери «Боголюбивая» и второй, поныне действующий каменный, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Надеемся, со временем найдутся в архивах документы, рассказывающие о периоде, когда храм, а может его приделы повлияли на наименования калитниковских храмов тех далеких времен.
http://hramkalitniki.ru/istopiy-xrama