Тагай. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Основан «пригород Тагаев» был около 1650 года как одна из крепостей засечной черты. За его стенами размещались склады с пушками, боеприпасами и провизией на случай вражеского нападения.
В Тагае существовало две церкви: приходская и кладбищенская. Первая – деревянная однопрестольная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, была построена в 1651 году. В 1783 году вместо старой церкви, на другом месте, на средства прихожан, построена новая деревянная однопрестольная церковь, во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1877 году церковь обновлена и расширена, на средства прихожан. К ней пристроены два боковых придела – правый во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского и левый – во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Церковь становится трёхпрестольной.
В 1889 году на месте первоначальной церкви, на средства прихожан, начато строительство новой, каменной церкви больших размеров:длиной 40,5 м; шириной 30 м; высота колокольни 45 м; высота главного купола 34 м. Для этого были специальные сборщики, которые ходили по сёлам и собирали деньги на строительство. Но из-за нехватки денежных средств строительство шло очень медленно. И церковь было решено строить не трёхпрестольной, как планировалось, а однопрестольной. Окончено строительство было лишь к 1904 году. Освящена была в честь Казанской иконы Божией Матери. Колокольню же достроили лишь к 1910 году.
Церковь была пятиглавая, с большой колокольней. Самый большой колокол весил 250 пудов. Звонари звонили в колокола по большим праздникам, так что звон доносился до соседних сел. Данный храм строили в течении 20 лет вручную, вместо цемента используя яйца, что придавало особую прочность церковным стенам. Старая же церковь продолжала существовать некоторое время, и после окончания строительства новой, была разобрана к 1916 году.
Вторая, кладбищенская церковь, построена в 1792 году, на средства Саранского купца Феодора Михайловича Сыринского. Была она деревянной, небольших размеров, однопрестольная, во имя Смоленской иконы Божией Матери. Службы в ней совершались 2-3 раза в год. В 1879 году в церкви произвели ремонт.
Во второй половине 17 века в Тагай из г. Смоленска, в связи с постигшей Тагай эпидемией, была принесена Смоленская икона Божией Матери. Вскоре после этого события на месте встречи жителями иконы, в 1 км от Тагая, была построена деревянная часовня. Вскоре она сгорела. Около 1704 года вместо неё на средства подьячего при Симбирской Приказной палате Петра Ивановича Муромцева построена новая, также деревянная часовня с кельей для монахов Симбирского Покровского монастыря, служивших молебны перед иконой. Икону Муромцев взял в Покровский монастырь, а в Тагае оставил список с неё, снятый в 1734 году тагаевскими стрельцами.
В 1936 г. было принято решение о сносе церкви, но вручную сломать её не удалось, поэтому пришлось взрывать. Во время взрыва колокол сорвало, и падая, он разрушил колокольню. В дальнейшем из этого кирпича были построены интернат и школа. Перед взрывом с церкви сняли кресты и вынесли иконы, поместив их в сельсовете. Некоторые из икон являлись чудотворными.
Весной 2009 года начался сбор необходимой документации для возведения нового храма в с. Тагай в честь Казанской иконы Божией Матери, на месте бывшего в советские годы храма.
Источник: сайт храма http://храм-тагай.рф/about

Ранее существовавших в Тагае храмов было два: приходской и кладбищенский. Приходской храм деревянный, построенный в 1783 г., ремонтирован в 1857 г. Престолов три: главный холодный – в честь Казанской иконы Божьей Матери, в приделах теплых – во имя святителя и чудотворца Николая и в честь Воздвижения животворящего Креста Господня.
Кладбищенский храм деревянный же, построен в 1792 г. купцом Ф.М. Сыринским, ремонтирован в 1879 г.; престол в нем в честь Смоленской иконы Божьей Матери.
Церковной земли усадебной и пахотной 90 дес., сенокосной 9 дес. Капитал церкви 656 руб. 95 коп. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Дом для священника общественный, у диакона собственный, а псаломщик живет на квартире.
Прихожан в селе Тагай в 453 дворах 1368 душ муж. пола и 1530 душ жен.; в том числе раскольников душ 29 муж. и 34 жен. пола. Церковно-приходское попечительство открыто в 1900 г. Сельских школ две: мужская и женская.
Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?