Джaляб-сатар (перекупщик валюты).
Значение этнонима «джялаб» не такое уж страшное слово, оно обозначает «перекупщик»:
«… Кровь монгольская, как кровь сильнейшего народа, стала настолько преобладающей над арийской в этой группе, что нужно много наблюдательности, чтобы отличить такого таджика от узбека. Однако насколько бы ни обузбечился, если можно так выразиться, таджик, ни один род, ни одно отделение узбеков не признает его за своего, за узбека, но всегда отличит его названием «таджик», а под худую руку — «сарт».
Утеряв свой арийский склад лица, таджики деревень удержали некоторые из обычаев и занятий, свойственных всем вообще таджикам, и охоту к торгашеству. Узбек при первой возможности обзаведется скотом, перейдет в степь к своим родичам и будет кочевать. Таджик-узбек, скопив деньги, в большей части случаев делается джaляб-сатаром (перекупщиком, кулаком), a потом и саудагаром (купцом); приобретет в городе или городском предместье лавчонку и прибавит к своему имени эпитет «бай» (богатый, значительный).
А. Д. Гребенкин. Таджики // Русский Туркестан: . Статьи по этнографии, технике, сельскому хозяйству и естественной истории. — М., 1872.
Уважаемые люди — самаркандские «валютчики», менялы
Из альбома «Мужские портреты Гюго Крафта»
(Русский Туркестан, 1898—1899)