Построили эту каменную церковь в далёком 1717 году, на том месте, где ранее располагался деревянный собор во имя Пречистой Богородицы (сооруженный в 1683 году при основании Сызрани). В 1728 году Христорождественский собор был сильно поврежден во время крупного пожара, произошедшего в центре города. Полностью восстановить его удалось только через 13 лет, в 1741 году. Причём, на завершающем этапе этой работы большую лепту в неё внёс сызранский помещик Алексей Васильевич (по другим сведениям – Савельевич) Кандалаев. В том же 1741 году вновь освятили эту церковь, которая по-прежнему являлась тогда для города кафедральным собором. Это следует из сохранённой в архиве надписи, сделанной на храмовом кресте: «Освятися жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме Рождества Христова при державе благочестивейшая самодержавнейшая великая государыни нашея императрицы Елизаветы Петровны, по благословению великого господина нашего Преосвященнейшего епископа Казанского и Свияжского Луки в лето 1741 года, индикта 4-го месяца ноембрия в 20-й день, день памяти преподобного отца нашего Григория Декаполита».
В 1872 году Христорождественский храм утратил в Сызрани свое соборное предназначение. Дело в том, что в этом году в городе была освящена новая церковь – во имя Казанской иконы Божией Матери, к которой и перешло звание кафедрального собора. Что же касается Христорождественского храма, то к моменту его упразднения в качестве соборного на территории Сызранского кремля уже был построен тюремный острог (снесённый в 30-х годах 20-го в.). К нему и была приписана эта церковь, с совершением служб для заключённых и надзирателей.
Христорождественский храм был закрыт воинствующими безбожниками в конце 20-х годов прошлого столетия; тогда же ими были разворованы находящиеся в нём иконы и другое имущество. Под какие только цели его ни пытались использовать – «переоборудовывали» под …инкубатор по выращиванию цыплят, другие нужды. В покое эту церковь местные власти оставили только во второй половине 1950-х годов, когда Сызрань готовилась к празднованию своего 275-летия (1958 г.). Тогда же этот заброшенный храм, который, несмотря на все невзгоды, остался прекрасным образцом древнерусского зодчества, получил статус памятника истории, культуры и архитектуры республиканского значения (одновременно со Спасской церковью-башней). Учитывая новый статус, который стал для Христорождественского храма защитой от явного глумления над ним, местные власти впоследствии неоднократно пытались отреставрировать его и вернуть такой облик, который был в то время, когда он являлся кафедральным собором Сызрани. Но при этом после восстановления многострадальную церковь предполагалось в качестве…кафе-ресторана или же музея «научного атеизма».
К счастью для Христорождественского храма, этим кощунственным планам не суждено было сбыться ввиду отсутствия у властей необходимых средств на реставрацию. Ими заявлялось, что денег потребуется немало, так как, согласно проведённому в 1969 году обследованию церкви на предмет износа, было установлено, что «утраты архитектурно-конструктивных элементов здания составляют 77 процентов». Правда, судя по всему, эта цифра специально была завышена, дабы сызранский горисполком смог обосновать свою бездеятельность в данном вопросе. В общем, власти уготовили Христорождественскому храму судьбу медленного и, на их взгляд, «естественного разрушения». Оставаясь фактически без присмотра, он на долгие годы превратился в место сборищ всевозможных криминальных подростковых компаний. И только в 1989 году, благодаря настойчивым усилиям Благочинного Сызранского округа о. Григория Коберника, горисполком передал эту церковь в ведение Казанского кафедрального собора.
С тех пор прошло уже более 20 лет. К сожалению, несмотря на проведение различных реставрационных мероприятий, Христорождественский храм по-прежнему находится в полуразрушенном состоянии.
http://syzran.ucoz.com/blog/vosstanovim_khristorozhdestvenskij_khram/2010-01-06-7
Возведённый на территории крепости, Христорождественский собор вплоть до начала 19 в. являлся композиционным центром её застройки: остальные сооружения (дом воеводы, воеводская канцелярия, соляные и винные магазины и пр.) как бы обступали храм, располагаясь по периметру укреплённой цитадели. Собор, построенный на месте деревянной церкви Живоносного источника (кон. 17 — нач. 18 в.), — один из наиболее древних памятников города, сохранившихся нашего времени.
Вместе со Спасской башней (кон. 17 в.) и Казанским собором (1866-1872 гг.), он и сегодня составляет выразительный ансамбль на высоком левобережье реки Сызрань. Возведённый на средства купца А.В. Кандалаева в стиле нарышкинского барокко, Христорождественский собор вплоть до начала 19 в. служил образцом стиля в местной культовой архитектуре, о чём свидетельствует облик более поздних приходских церквей (как сохранившихся, так и известных лишь по архивным чертежам и дореволюционным фотографиям), выстроенных из камня взамен деревянных в течение второй половины 18 в.
В основу плана Христорождественского собора положена трёхчастная композиция: собственно собор с трёхапсидным алтарём со слабо выступающими апсидами и трапезная нанизаны на продольную ось. Центральный объём собора выстроен по распространённой в это время схеме — восьмерик на четверике. Цоколь оштукатуренного кирпичного здания профилирован двумя полувалами. Трапезная покрыта двускатной крышей с фронтоном в торцовой части. Восьмерик, четыре грани которого (по сторонам света) прорезаны небольшими прямоугольными окнами, оканчивается слегка приплюснутым куполом. Завершением всего сооружения служит гранёная луковица главы на изящной восьмигранной шейке, каждая грань которой декорирована узкими прямоугольными нишами. Колокольня при соборе не строилась, поскольку колокола имелись неподалёку, на Спасской башне.
В интерьере пространство основного объёма и алтаря соединено тремя арочными проёмами. Храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом на тромпах, апсида и трапезная — коробовыми сводами с распалубками над оконными проёмами. Углы четверика, трапезной и стыки апсид снаружи подчёркнуты лопатками, которые в нижней части заглублены и украшены ширинками. По карнизу все основные объёмы опоясаны рядами мелких кронштейнов (трёхуступчатых по карнизам четверика и восьмерика и четырёхуступчатых — над трапезной и апсидой). Прямоугольные окна и дверные проёмы обрамлены наличниками с лучковыми сандриками; исключение составляет главный вход под полуциркульным завершением с архивольтом. Оконных проёмов с мелкой квадратной разбивкой всего 17: четыре — в двух противоположных стенах трапезной, по три окна в двух противоположных стенах центрального четверика (по одному в нижнем ярусе и по два в верхней его части), четыре — в восьмерике и три в алтарной части. Асимметричное расположение оконных проёмов в четверике напоминает об архаичных традициях, идущих от зодчества 17 в. Таким образом, Христорождественский собор в архитектурном отношении представляет собой сплав древнерусских традиций с новым стилем барокко.
Памятники истории и культуры Куйбышевской области, 1979, с. 214; Яхонтов, 1901, с. 11; Материалы для географии и статистики России…, 1868, Ч. II, с. 728. Из книги: И.В. Бурая «Архитектура Сызрани концаXVII — началаXXвека». Сызрань, 2008 г.
Тюремная церковь. Храм, бывший соборный, каменный, теплый, построен в 1741 г. Престол в нем в честь Рождества Христова. Причт состоит из священника и псаломщика. Жалованья от тюремного отделения: священнику 450 руб. и псаломщику 150 р. Капитал причта 100 руб.
Из книги: Н.Бажанов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Приложение к Симбирским епархиальным ведомостям на 1903 год. Симбирск. Типо-литография А.Т. Токарева
http://www.syzranhistory.ru/put/Hristorozhdestvenskij-sobor.htm