Было время, когда Сызрань украшало множество храмов, только в черте города их было четыре. Главный -Христорождественский — на территории крепости… В Кремле находится церковь во имя Нерукотворного Спаса, а рядом — там, где стоит Казанский собор, на территории Богородицкого девичьего монастыря ещё две церкви: каменная во имя Казанской иконы Божьей Матери (построена в 1741 г.) и деревянная во имя Сергия Радонежского (сгорела в первой половине 18 в.) В 1764 году монастырь упразднили, церковь во имя Казанской иконы Божьей матери сделали приходской и приписали к собору Рождества Христова… К середине 19 в. собор уже не вмещал всех прихожан быстро растущего города. Нужен был новый главный соборный храм. Его заложили 26 июля 1866 г. на месте разобранной Казанской церкви. Был создан попечительский совет, в него вошли настоятель собора протоиерей Арсений Петров Успенский, прихожане: купец Борис Ипатович Колпаченков, городской голова Алексей Иванович Леднёв,старосты церкви — Пётр Григорьевич Серебряков и Михаил Дмитриевич Сысуев, которые и были главными благотворителями. По трём кружкам для приношений на строительство нового храма было собрано более шести тысячи рублей, и в городе закипела всенародная стройка. Наблюдал за строительством архитектор Александр Анатольевич Тамаринский. На строительство собора и каменной колокольни (она стояла отдельно) было потрачено 70 тысяч рублей. 23 декабря 1872 года, через шесть лет от начала строительства, настоятель собора протоиерей Арсений Успенский освятил престол в приделе святого Александра Невского, а через полтора года преосвященный Евгений освящает главный престол — во имя Казанской иконы Божьей Матери… В летописи Казанского собора читаем: «Икона эта особенно чтится гражданами Сызрани. В память избавления жителей заступлением Богоматери от холеры, свирепствовавшей в городе в 1830 году, установлен на вечные времена Крестный ход 22 октября». Иконы в новый собор писаны мастером Владимирской губернии Вязниковского уезда, села Палехи крестьянином-собственником Николаем Михайловым Сафроновым. За написание 87 икон ему заплачено 3480 рублей, за устройство и резьбу иконостаса заплачено 4500 рублей самарскому купцу Фёдору Андрееву Бычкову. В 1879 году началось оформление наружных стен храма. На алтарной стене установили иконы Казанской Божьей Матери, святых благоверных князей Александра Невского и Владимира, на северной и южной сторонах — святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Иконы были алатырским мещанином Гусевым масляными красками на железных листах. Они украшали наружные стены собора. В 1880 году были подряжены живописцы, московские мастера Алексей Стороженко и Ефим Антонов. Они расписали Казанский собор внутри священными изображениями и выполнили орнаментные украшения. Строительство собора продолжалось, а жизнь прихожан уже текла своим чередом. В летописи Казанского собора за 1878 год читаем: «В соборном приходе есть мещане, крестьяне, военные и статские: по происхождению все они русские. Домов прихожан в настоящее время 130, в них душ мужского пола 430, женского 492. Раскольников мужского пола 4 души, женского -10. В настоящее время в город переселяется много крестьян из соседних сёл. Соборные прихожане усердны к церкви, охотно жертвуют на храм; по воскресеньям и праздничным дням,особенно в зимнее время, много бывает молящихся в церкви, большая часть прихожан каждодневно исполняет долг христианской исповедью и приобщением святых тайн». 17 мая 1884 г. настоятель собора Арсений Успенский подаёт прошение об увольнении за штат по болезни… И уже 25 мая настоятелем становится законодатель симбирской Мариинской гимназии и преподаватель семинарии, священник, кандидат Богословия Матвей Ефимович Ксанф. В 1882 году начинают строить колокольню и пристраивать к собору трапезную. Работа эта растянулась на 8 лет. Перенос колоколов со старой колокольни на новую — состоялся 9 мая 1906 г. в 12 часов в дня при большом скоплении прихожан». Но уже 5 июля город постиг самый страшный в его истории пожар. Священник одного из сельских приходов так писал в «Епархиальных ведомостях»: «Ночью среди необъятного количества огня в городе, как бы мученик на костре, виднелся сызранский собор с его величественной колокольней. Уцелеет ли эта достойная города святыня? С такими думами, мысленно прося Господа сохранить свой престол земной для утешения несчастных погорельцев, мы оставили свои наблюдения… На другой день, 6 июля, рано утром, горя нетерпением поскорее узнать о несчастной Сызрани и ее обитателях, мы поспешили на перевоз… Выбравшись на Волгу, некоторые вышли из лодки на берег и пошли пешком. Вдруг они закричали: «Собор! Собор! Вон колокольня и кресты на настоящем куполе видно». И нам, оставшимся в лодке, в дыму, пару утренней мглы обрисовался фасад всего Собора. «Слава тебе Господи! Хоть собор уцелел». Одна из легенд того времени утверждает, что храм остался в целости благодаря самоотверженным действиям соборного сторожа Якова Чуркина, за что он был награждён золотой медалью для ношения на груди. Старая соборная колокольня была разобрана на кирпичи. Их было продано на сумму 3 360 рублей 75 копеек. А в соборе продолжались службы. Церковь поддержала своих прихожан, как всегда в самые трудные моменты жизни. Так в 1904 году, во время русско-японской войны, решили: «…собрать с церквей округа на санитарные нужды действующей армии 570 рублей; …со всех братских доходов отчислять каждомесячно по 2 процента, из коих 1 процент — в пользу больных и раненых воинов и 1 процент на усиление фронта». История прежнего сызранского Казанского собора заканчивается 1917 годом, тогда же обрывается и летопись храма. Советская власть пошла в наступление на религию. «Постановлением президиума Сызранского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 28 января 1932 г. удовлетворить просьбу рабочих и профсоюзных организаций города и трудящегося населения о закрытии церквей и в связи с этим возбудить перед Исполнительным комитетом Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов Средне-Волжского края дело о закрытии собора Казанской Богоматери, Вознесенской церкви, Всесвятской церкви, Покровской церкви, Троицкой церкви, Австрийской церкви в Засызранской слободе, а также изъятия из Вознесенской церкви Фёдоровской иконы». «Поручить товарищу Александрову немедленно объявить верующим о закрытии Засызранской, Вознесенской, Всесвятской церквей и Казанского собора». К 1940 г. в Сызрани прекратили действовать все 15 церквей. Второе рождение собор пережил в 1944 году. Оно связано с изменением отношения государства к церкви, активным участием верующих в Великой Отечественной войне. Но к тому времени от собора остались только голые стены. Прихожане несли из дома иконы, жертвовали на восстановительные работы деньги. Пятьдесят два года Казанский собор был единственным действующим храмом в Сызрани.В последние годы Благочинный Сызранского округа настоятель Казанского кафедрального собора отец Григорий Кобер-ник все свои силы отдаёт возрождению православных храмов. В Сызрани ведётся реконструкция мужского Вознесенского монастыря, Ильинской церкви, строительство храма Фёдоровской иконы Божьей Матери в посёлке Новокашпирский, построена часовня на месте явления Фёдоровской иконы Божьей Матери.
Статья с ресурса города Сызрань http://obshenie.polubomu.ru/persons/kazan.htm
Казанский собор уникален тем, что является, одной из двух построек Сызрани (кроме него — Вознесенский собор одноимённого мужского монастыря), возведённых по образцовым проектам К. А. Тона. По мнению специалистов, в провинции таких памятников сохранилось мало.
Собор построили в квартале, прилегавшем к территории бывшей крепости. Необходимость его сооружения была вызвана быстрым ростом численности населения Сызрани (нач. 19 в. — 10,5 тыс. чел., сер. 19 в. — более 22 тыс. чел.), однако имелась и другая причина. Христорождественский собор к середине 1860-х гг. уже не соответствовал своему статусу: находившиеся недалеко Троицкая и Успенская приходские церкви могли бы поспорить с ним по величине и наружному убранству. Кроме того, по мере дальнейшего развития город стал нуждаться в более заметном и выразительном вертикальном акценте. Эту адачу по завершении строительства взял на себя Казанский собор с высокой колокольней при нём, существенно обогативший пространственную композицию административно-торгового центра и общую панораму Сызрани.
Предшественницей Казанского собора была Казанская церковь, принадлежавшая Богородицкому женскому монастырю. Первую Казанскую церковь возвели из дерева, а вторую построили из камня в 1742 г., «тщанием» сызранских купцов С.И. Шлыгина и Я.С. Кривоносова. Облик ни той, ни другой сегодня не известен. После упразднения монастыря (1764 г.) его храм функционировал как приходской. Монастырская ограда надолго пережила иноческую обитель: её разобрали только в 1867 г., уже после того, как было принято решение на месте Казанской церкви поставить одноимённый собор.
Строительство Казанского собора с приделом Николая Чудотворца началось в 1866 г. на средства сызранских купцов Б.И. Колпаченкова и А.И. Леднёва и завершилось в 1872 г., то есть происходило в промежуток времени, когда в Москве возводили храм Христа Спасителя (1839-1883 гг.). Проекты храмов, выполненные К. Тоном и рекомендованные высочайшим указом 1841 г. как образцовые, находили воплощение в архитектурной практике не только столиц, но и провинции. Одним из таких примеров является Казанский собор Сызрани.
Собор отличается свойственной русско-византийскому стилю тяжеловесностью форм и строгой сдержанностью убранства. Это пятиглавый храм, основная часть которого представляет собой кубический объём с пятичастным членением фасадов. Главный объём имеет в плане вид слегка вытянутого прямоугольника, к коротким сторонам которого примыкают три массивные полукруглые апсиды (средняя из них больнее по размеру) и трапезная. За трапезной следует суженый притвор, одновременно являющийся нижним ярусом четырёхъярусной колокольни. Второй её ярус представляет собой кубический объём, на который поставлены два уменьшающихся к верху восьмерика с неравными сторонами (диагональные грани более узкие). Четверик храма завершён пятью луковичными главами на барабанах (крупный световой под центральной главой и глухие меньшего размера под угловыми). Каждый барабан имеет развитое основание — квадратные в плане объёмы с восьмериками на них. Ещё одной луковичной главой завершена колокольня.
Северный и южный фасады четверика акцентированы слабо выступающими ризалитами, в которых расположены арочные дверные проёмы, фланкированные такими же по форме окнами. Над каждым из двух ризалитов — аттик, образованный тремя крупными килевидными кокошниками. Ещё один аттик, декорированный прямоугольными филёнками, венчает притвор. Поверху все основные объёмы объединены двумя профилированными карнизами, разделёнными гладким фризом. По вертикали плоскости стен расчленены пилястрами. Основание здания, поставленного на невысоком фундаменте зрительно усиливают сильно выступающий профилированный карниз и пояс квадратных и прямоугольных филёнок проходящие под крупными окнами апсид, четверика, трапезной и притвора.
Основным лейтмотивом фасадного убранства Казанского собора служат килевидные архивольты на импостах над окнами основных объёмов и центрального барабана, а также над арочными нишами глухих угловых барабанов. Другим часто повторяющимся аритектурно-декоративным мотивом являются филёнки прямоугольной и круглой (в кокошниках ризалитов) формы. Узкие простенки барабанов декорированы полуколонками с консолями под базами. Убранство колокольни включает тянутые профили и карнизы, расположенные по граням сухо трактованные треугольные кокошники, обеспечивающие переход от нижнего восьмерика к верхнему, небольшие перспективные окна, лопатки и килевидные профилированные архивольты покоящиеся на угловых пилястрах второго яруса. В просторном интерьере четырёхстолпного храма — два трёхъярусных иконостаса на девять и семь осей.
Из книги: И.В. Бурая «Архитектура Сызрани конца XVII — начаа XXвека». Сызрань, 2008 г.
Казанский собор. Соборный храм, каменный, теплый, построен в 1872 г. купцами Борисом Ипатиевым Колпаченковым и Алексеем Ивановым Ледневым. Престолов в нем два: главный в честь Казанской иконы Божьей Матери и в приделе во имя св. благоверного князя Александра Невского. Приписной к собору храм в Спасской башни: престол в нем в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Под башней устроена ча совня. Земли при соборе: а) жалованной: 247 дес. 418 кв. саж. пахотной и 355 дес . 1747 кв. саж. сенокосной и б) завещан ной в пользу Причт и храма мещанином М. Ефремовым 42 дес. 976 кв. саж.; земля находится при с-це Губине (в 26 вер.). Капитал собора 2106 руб. 67 коп.: из них с 2000 руб. % должны поступать согласно воле жертвовательницы на ремонте одного из церковных домов.
Причт состоит из протоиерея, двоих священников, дьякона и троих псаломщиков. Квартиры для Причт имеются в церковных домах, кроме одного псаломщика, живущего на частной квартире, опла чиваемой из церковных сумм. На содержание Причт по лучается: 1) 3 /4 арендной платы (ок. 800 руб. в год) за каменные лавки, принадлежащие собору: 2) доход от одного из церковных домов и 3) % с причтового капитала в 13,550 руб. Прихожан в г. Сызрани в 129 дв. 542 м. и 646 ж.; сверх того раскольников в 6 дв. 15 м. и 19 ж. Церк.-приход. попечительство существует с 1877 г. В приходе на ходятся городское трехклассное училище и первое приходское женское училище.
Из книги: Н. Бажанов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Приложение к Симбирским епархиальным ведомостям на 1903 год. Симбирск. Типо-литография А.Т. Токарева. http://www.syzranhistory.ru/put/Kazanskij-sobor.htm
Церкви волжских городков всегда были особой страничкой в истории православного зодчества. Великая река кормила и поила, на Волге активно развивались купечество и частное предпринимательство, и как следствие, неизменно находилось немало зажиточных и состоятельных людей, для которых благотворительность являлась частью работы и неотъемлемым принципом жизни. Одним из таких городов была и остаётся Сызрань с её красавцем — кафедральным собором. Исторически сложилось так, что в Сызрани всегда главенствовали четыре православных церкви. Христорождественская стояла на территории крепости — с укреплённых острогов начиналось немало городов России. Храм в честь Спаса Нерукотворного украшал Кремль, а по соседству воздвигли ещё две церкви — деревянную, во имя Сергия Радонежского, утраченную в пожаре начала ХVIII века, и каменную, во имя Казанской иконы Божией Матери. Она была построена в 1741 году на территории Богородицкого девичьего монастыря и стала предшественницей нынешнего городского кафедрального собора.
Известный сызранский помещик-винокур, титулярный советник Алексей Кандалаев в 1741 году выстроил в Сызрани из камня Христорождественский собор. Богатые горожане впечатлились, и уже на следующий год «тщанием» купцов Семёна Шлыгина и Якова Кривоносова в городе появился каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Прежде тут стояла одноимённая деревянная церковь, сведений о внешнем облике которой не сохранилось. Каменный же храм, по данным описи 1764 года, был покрыт тёсом и увенчан обитой жестью главой под железным крестом. Главный престол был холодным, придельный, тоже холодный, освятили во имя свт. Николая Чудотворца. В том же 1764 году Богородицкий монастырь упразднили, и церковь Казанской Иконы Божией Матери, став приходской, 30 лет спустя была приписана к собору Рождества Христова. Примечательно, что на этом месте ещё долго сохранялась монастырская ограда, её разобрали через сто лет, и к тому времени уже было решено построить на месте старого, «износившегося» здания новый, одноимённый собор. Причин для появления в Сызрани нового кафедрального храма было немало, но все они сводились к двум основным: рост городского населения и постепенная утрата кремлёвской Христорождественской церковью, весьма обветшавшей к середине ХIХ столетия, высокого кафедрального статуса. За полвека городское население выросло вдвое, превысив 22 тысячи человек, немало по тогдашним меркам. Бывший кафедральный собор уже не вмещал всех богомольцев, в особенности, по церковным праздникам. При этом соседние Троицкий и Успенский приходские храмы уже вполне соотносились с кафедральным и по размерам, и по роскоши внутренней отделки. В более представительном главном соборе наряду с православной общиной нуждался и сам город. Он разрастался ввысь и вширь, явно нуждаясь в более выразительном вертикальном акценте. Это предопределило наличие у будущего кафедрального собора представительной колокольни.
Сызрани требовалась новая величина: и духовная, и зодческая. Дело было лишь за временем, людьми и деньгами. Был организован попечительский совет из числа священников и уважаемых людей Сызрани. Среди них были городской глава Алексей Иванович Леднёв, купец Борис Ипатович Колпаченков, а также протоирей Арсений Петрович Успенский, настоятель будущего храма, и его церковные старосты — Михаил Дмитриевич Сысуев и Пётр Григорьевич Серебряков. Это — главные благотворители Казанского кафедрального собора, причём Леднёв и Колпаченков помимо денег сумели добыть и необходимые строительные материалы. Недостающие деньги собирали всем миром: учредили кружки пожертвований, куда горожане несли и серебряные, и медные деньги. Вскоре сумма приношений перевалила за 6000 рублей, и теперь, вкупе с деньгами попечителей, можно было начинать строительство.
В начале 1870-х годов в Сызрани по железной дороге был пущен первый поезд, и в городе появился вокзал. Работы выполняло акционерное общество Моршанско-Сызранской железной дороги, представителем которого был действительный статский советник и предводитель тамбовского дворянства, инженер Сергей Дмитриевич Башмаков, один из потомков великого Суворова, пожертвовав на его постройку 300 рублей. При подготовке проекта дороги Башмаков резко разошёлся во мнениях с другим меценатом храма, городским головой Алексеем Леднёвым, но его мнение возобладало. Оба мецената-соперника повстречались уже на торжественной церемонии освящения нового Казанского собора — Господь примиряет всех. На возведение собора и его отдельно стоявшей колокольни было затрачено 70 000 рублей. Уже спустя шесть лет после начала работ, 23 сентября 1872 года, настоятель собора Арсений Успенский освятил престол Святого Александра Невского. Он появился в храме благодаря желанию многих православных горожан в память о чудесном избавлении императора Александра II, год назад побывавшего в Сызрани, от смерти, которую готовил ему известный террорист Дмитрий Каракозов. Понадобилось ещё полтора года, чтобы освятить главный престол — его совершил тогдашний симбирский епископ, преосвященный Евгений.
В годы строительства собора в Москве возводили храм Христа Спасителя (1839-1883), проект которого, как и сызранского храма, выполнил известный зодчий Константин Андреевич Тон. Оба проекта настолько понравились императорской семье, что в 1841 году Высочайшим указом были рекомендованы в качестве примерного и достойного образца к последующему воплощению в городах и весях тогдашней России. Для этого специально назначались зодчие, ведшие наблюдения за ходом работ и исполнения «образцовых» проектов. В сызрани таковым специалистом, курирующим постройку кафедрального Казанского собора, был сын диакона, зодчий Александр Антонович Тамаринский (1830-1878). Одновременно с возведением нового кафедрального собора шло дальнейшее становлени и развитие его прихода. Летопись этого храма в 1878 году повествует: «В соборном приходе есть мещане, крестьяне, военные и статские: по происхождению все они русские. Домов прихожан в настоящее время 130, в них душ мужского пола 430, женского 492. Раскольников мужского пола 4 души, женского — 10. В настоящее время в город переселяется много крестьян из соседних сёл. Соборные прихожане усердны к церкви, охотно жертвуют на храм; по воскресеньям и праздничным дням, особенно в зимнее время, много бывает молящихся в церкви, большая часть прихожан каждодневно исполняет долг христианской исповедью и приобщением святых тайн». Шли годы, собор вызывал большой интерес у горожан, сюда приходило огромное количество молящихся из ближайших деревень. На пороге ХХ столетия храм Казанской иконы Божией Матери окончательно обрёл свой высокий статус кафедрального. В 1900 году это отметил и посетивший его епископ Симбирский Никодим: «Просторный и величественный Сызранский собор, расширенный пристроем с западной стороны, может считаться первым в Симбирской епархии, а потому громадному количеству бывающих здесь богомольцев вполне соответствует своему назначению…».
Первый год нового века (1901) жители Сызрани впервые встретили в церквях. Туда их позвали голоса звонницы Казанского кафедрального собора, которую в скором времени предстояло обустроить в здании новой колокольни. Обычай этот придумал настоятель храма Матвей Ксанф, сызранцам он пришёлся по душе, и отныне колокола православных церквей всякий раз приглашали горожан на Новый год в храмы города. Вера всё так же крепла: по официальным документам, ещё на пороге столетий Казанский кафедральный собор был одним из наиболее посещаемых храмов в Сызрани. Увеличился и его приход, превысив сотню дворов и тысячу человек, которые принадлежали к самым различным слоям общества и конфессиям. Причт собора состоял из протоирея, двух священников, диакона и трёх псаломщиков. Жильё для членов причта размещалось в церковных домах; лишь один псаломщик храма проживал на частной квартире, но наём также оплачивался из церковных доходов. В 1905 году собор обрёл наконец-то новую, величественную колокольню, сразу ставшую одним из неофициальных символов города. Согласно данным летописи храма, строительство было полностью завершено 21 ноября 1905 года. Ранее, в 1898 году, храм существенно расширили, пристроив к нему здание трапезной, и собор стал выглядеть ещё более представительней.
5 июля 1906 года огромный городской пожар уничтожил большую часть города и повлёк за собой немалые человеческие жертвы. Однако Казанский собор выстоял и даже не сильно пострадал. В газете «Симбирские епархиальные ведомости» №3 за 1909 год вполне официально сообщали: «Казанский собор при пожаре уцелел потому, что ведомый рукой Господа церковный сторож вовремя потушил загоревшуюся наружную раму, через которую огонь мог проникнуть внутрь. В итоге сгорела сторожка и обгорела колокольня, которые быстро были восстановлены…». После пожара старую соборную колокольню разобрали на кирпичи, как и многие другие строения в опустошённом городе. Известна даже сумма, за которую этот качественный и добротный материал удалось продать в доход храму — 3360 рублей 75 копеек. А на новой колокольне отныне оглашали округу мелодичным благовестом установленные на ней прежние звоны.
В годы Первой мировой войны в Казанском соборе активно работал Попечительский совет храма. Особое внимание обращалось на помощь семьям прихожан, призванных на войну и мобилизованных в запасные воинские части; для них выделялись значительные денежные суммы и запасы продовольствия. Собор помогал и жертвам войны — беженцам, работая в тесном сотрудничестве с российским обществом Красного Креста; в стенах храма собирали продукты и тёплые вещи для фронта. Как и в минувшую войну на Дальнем Востоке, духовенство передавало для военных нужд часть своих доходов. В 1913 году в городе заработала первая электростанция на дизельном топливе, и бледное свечение уличных керосиновых фонарей сменил яркий свет электрических ламп. Кафедральный собор не остался в стороне от столь убедительного прогресса, заключив договор с городской фирмой «Сопляков и Компания» на 1350 рублей. Скоро в храме были установлены три большие электрические паникадила, и посетителей-богомольцев сразу прибавилось.
После Октябрьской революции наступила полоса трагического безвременья… В горниле «мирового пожара», пусть даже и в рамках маленькой Сызрани, Казанский собор, как и более десяти лет назад — в губительном пламени, вновь уцелел. Он не был разрушен вандалами и оставался действующей в городе церковью на протяжении довольно долгого срока — вплоть до 1930-х годов. Однако «Постановлением президиума Сызранского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 28 января 1932 г. необходимо удовлетворить просьбу рабочих и профсоюзных организаций города и трудящегося населения о закрытии церквей и в связи с этим возбудить перед Исполнительным комитетом Советов рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов Средне-Волжского края дело о закрытии собора Казанской Богоматери, Вознесенской церкви, Всесвятской церкви, Покровской церкви, Троицкой церкви, Австрийской церкви в Засызранской слободе, а также изъятия из Вознесенской церкви Федоровской иконы… Поручить товарищу Александрову немедленно объявить верующим о закрытии Засызранской, Вознесенской, Всесвятской церквей и Казанского собора». 13 февраля 1932 года постановление вступило в силу, а к 1940 году в Сызрани были закрыты все её храмы. К тому времени многие служители Церкви и православные горожане были репрессированы по зловещей 58-й статье, как, к примеру, настоятель Казанского собора, протоиерей Андрей Оболенский, осуждённый в 1937-м и реабилитированный только спустя 25 лет.
История собора продолжилась в 1944 году, когда он был открыт в ходе потепления церковной политики в СССР. Прихожане восстановили храм, и в течение 52 лет он был единственным действующим храмом в Сызрани. Став в 1960-х годах четырёхпрестольным, Казанский собор активно развивался, привлекая в ряды православия всё новых горожан, включая даже коммунистов, начавших один за другим креститься в храме, поначалу тайно, а затем и явно. Но главные перемены пришли, как водится, с молодёжью: с тех пор всё новые и новые поколения прихожан приходят в собор, чтобы остаться с ним всем сердцем и навсегда.
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №320, 2018 г.
Русско-византийский стиль, в канонах которого создан Казанский кафедральный собор, наглядно проявляется в этом храмовом комплексе впечатляющей массивностью, даже некоторой нарочитой тяжеловесностью конструкций, в основе которой лежит русская основательность. При этом убранство храма как внутреннее, так и внешнее, весьма строго и сдержанно. Здание основного объёма в плане представляет собой немного вытянутый прямоугольник. По его более коротким сторонам размещены трапезная и три большие, полукруглые апсиды; центральная немного выдаётся из-за больших размеров. Зауженный притвор за трапезной играет роль нижнего яруса храмовой колокольни — всего их четыре. На кубическом объёме 2-го яруса последовательно установлены в сторону уменьшения два восьмерика, которые так же плавно сужаются в направлении вершины башни, увенчанной золотым куполом под крестом. Колокольная глава имеет традиционную форму луковицы. Колокольню для кафедрального собора начали строить в 1882 году вместе с трапезной на деньги меценатов и добровольные пожертвования. Работы длились восемь лет, после чего обе постройки были освящены. Однако по различным причинам перенос колоколов из старой звонницы в новую был осуществлён лишь в 1906 году, 9 мая в 12 часов дня при большом скоплении прихожан. Спустя два месяца в Сызрани разбушевавался пожар, крупнейший в истории города. Новая колокольня выстояла в огне и после небольшого косметического ремонта приобрела нынешний вид.
Вызывает интерес строгое геометрическое «деление» зданий и основного объёма и других частей комплекса, которое осуществлено различными декоративными средствами. Так, верхнюю часть украшают два профилированных карниза, отделённые друг от друга фризом. Визуально такой приём и разъединяет области одного здания, и одновременно объединяет различные части комплекса. По вертикальной плоскости фасады основного объёма тоже строго расчленены, и это деление наглядно подчёркивают крупные пилястры. Основание здания, покоящееся на невысоком фундаменте, также «оторочено» крупным профилированным карнизом, под которым здание окаймляет пояс неглубоко утопленных филёнок. Дополнительно выделенные белым цветом на общем бирюзовом фоне собора, их прямоугольники различной ширины охватывают весь периметр храма, концентрируясь прежде всего под оконными проёмами. Ризалиты расположенные симметрично относительно оси зданий, устроены на южном и северном фасадах четверика Казанского собора. Они весьма незначительно выступают из основной плоскости вертикали здания и содержат в себе оконные и дверные проёмы в форме арок. Над ризалитами устроены аттики из больших килевидных кокошников. В них также имеются филёнки, но в отличие от нижнего пояса, внутри кокошников филёнки круглые. Довольно оригинально устроены пять завершений четверика основного объёма. Их луковичные главы венчают аккуратные барабаны, причём центральный и самый крупный из них — световой, а угловые, размерами поменьше, лишены окон и украшены лишь декоративными арками.
Главные ворота храма с красивой фигурной кованой решёткой производят впечатление покоя и торжественности. Они выполнены в виде большой арки, покоящейся на восьми столбах, и украшены куполом под крестом, закреплённых на множестве металлических витых опор. На всё полукружье арки красивой золотой вязью нанесена фраза Иисуса Христа из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас».
Из журнала «Православные храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №320, 2018 г.