270 лет Симеоно-Аннинскому храму в Сысерти. «…Построенная казенным коштом церковь в честь Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы». В 1734 году главный командир Уральских, Сибирских и Казанских заводов Василий Никитич Татищев, прибыв на Сысертский чугуноплавильный и железоделательный завод имени царствующей тогда императрицы Анны, «озаботился построением» здесь храма. Закладка новой церкви состоялась 12 (25 по н.ст.) октября 1735 года. Благословенные грамоты на «обложение» и освящение были подписаны Антонием, митрополитом Тобольским и Сибирским.
Первый храм при заводе императрицы Анны был освящен во имя Святой Анны Пророчицы. Храм был деревянный, построен «казенным коштом». Церковь освящена «Успенского Далматова монастыря архимандритом Сильвестром соборне» 3 (16 по н.ст.) февраля 1736 года. Первым священником первого Сысертского храма стал Феодор Феодорович Яковлев, сын священника Арамильской Свято-Троицкой церкви. Население заводского поселения с каждым годом увеличивалось. Храм с трудом вмещал всех молящихся. В июне 1748 года из Сысертской заводской конторы поступила «промемория» в Екатеринбургское духовное правление. В ней отмечалось: «…имеется здесь построенная казенным коштом церковь во имя Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, рублена из бревен и то холодная, в коей во время службы …претерпевают немалую нужду …и просили, чтоб вместо холодной трапезы, другую новую трапезу деревянную и на ней колокольню построить своим коштом…». Однако сысертские жители вынуждены были собираться на молитву в «самую малую церковь» еще 40 лет… Во время правления Елизаветы Петровны была создана особая комиссия, которая пришла к выводу о необходимости продажи государственных заводов частным лицам. Указом императрицы Елизаветы от 29 июля 1758 года было подтверждено разрешение Сената о передаче Сысертских заводов «благородному господину, титулярному советнику Алексию Федоровичу Турчанинову в вечное потомственное владение, с приписными крестьянами, лесами, землями, на определенных кондициях». А.Ф.Турчанинов был одним из первых русских купцов, кому государственная казна продала уральские заводы, причем на льготных условиях. К моменту вступления его во владение заводами (январь 1759 года), в Симеоно-Аннинской церкви служил отец Никифор Куликов. К этому моменту, за 23 года существования храма, он был здесь уже пятым по счету священником. Отец Никифор Куликов прибыл в Сысерть в ноябре 1754 года. Он оставался на священнослужении в Симеоно-Аннинском храме до увольнения по старости в 1794-м, причем до 1786-го он священствовал один, а далее – со священником Димитрием Мухиным. Батюшка Никифор, отслуживший в Симеоно-Аннинском храме 40 лет, как вдовый, был направлен в 1797 году в Успенский Далматов монастырь. Однако, в силу ряда обстоятельств, он в монастыре не жил, а получил в Сысертском заводском селении «достойное пропитание и приют до самой смерти» от заводовладелицы Филицаты Степановны Турчаниновой, вдовы покойного заводчика Алексея Федоровича Турчанинова… …В свое время А.Ф. Турчанинов, по прошествии двенадцати лет активной деятельности в Сысертском заводском округе, приступил к постройке новой Симеоно-Аннинской церкви вместо старой, маловместительной. Благословенная грамота на заложение каменной церкви гласит: «Божией милостию Варлаам епископ Тобольский и Сибирский… Сего 1771 года апреля 25 дня титулярный советник А.Ф.Турчанинов доношением нам представил, что Екатеринбургского ведомства в Сысертском его, Турчанинова, заводе Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы деревянная церковь весьма обветшала и погнила, вместо которой желает он, Турчанинов, собственным своим иждивением построить вновь в то же именование каменную с приделами: первым – во имя Апостола Петра, Поклонения Честных Вериг; вторым – Алексия, человека Божия…». По благословению Его Преосвященства каменная церковь была заложена в июне 1773 года протоиереем Власием Коровицким. Место для каменного храма Алексей Федорович Турчанинов избрал лично, поблизости деревянной церкви в западном от нее направлении. Перед началом строительства Турчанинов собственноручно проверял качество кирпича, который шел на постройку храма. Для работы заводчиком были подряжены соликамские и устюжские каменщики. К строительству приступили 17 июня 1773 года. Однако к концу этого года оно было приостановлено. Причиной тому послужило возникшее в соседней Оренбургской губернии Пугачевское бунтарство.
…После вынужденного перерыва возведение каменного здания Симеоно-Аннинского храма возобновилось в 1777 году. Новый храм строился более 10 лет. Господь не удостоил Алексея Турчанинова молиться в построенном по его радению храме. На 87-м году жизни, 21 марта 1787 года уральский заводчик закончил свой земной путь. В новопостроенной каменной церкви к декабрю 1787 года оба придела бы-ли «в готовности и требовано об освящении оных… благословенной грамоты и святых антиминсов». По благословенной грамоте, подписанной Варлаамом, епископом Тобольским и Сибирским, 24 декабря 1787 года, приделы были освящены протоиереем Феодором Карпинским: правый – в честь Поклонения Честных Вериг Апостола Петра – 29 апреля 1788 года; левый – во имя Преподобного Алексия, человека Божия – 1 мая 1788 года. Благословенная грамота епископа Варлаама на имя того же протоиерея Феодора Карпинского, от 4 августа 1789 года, заключает: «Каменная во имя святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы церковь в совершенное строением окончание приведена и всеми принадлежащими к благолепию церковному потребностьми удовольствована и ко освящению состоит в готовности…». По этой благословенной грамоте церковь Симеоно-Аннинская была освящена протоиереем Феодором Карпинским соборне 9 сентября 1789 года. Основные строительные работы были завершены, однако внутренняя отделка и украшения продолжались до начала ХХ века.
Пожелания А.Ф.Турчанинова в отношении внешнего облика храма так и не были осуществлены, тем не менее собор был величественен и богат. Все иконы щедро украшались алмазами, рубинами, сапфирами. Один образ Пресвятой Богородицы был украшен натуральным жемчугом. Росписи алтаря, потолка и стен производились по эскизам Карла Брюллова. Заводовладельцы не жалели для храма ни самоцветов, ни серебра, ни золота. Симеоно-Аннинский собор был украшен потомками А.Ф.Турчанинова поистине со столичным размахом. Дело своего деда продолжил Павел Дмитриевич Соломирский – внук А.Ф. Турчанинова, сын Наталии Колтовской, старшей дочери заводчика. Полковник лейб-гвардии гусарского полка, а позже генерал-майор П.Д. Соломирский был хорошо знаком с А.С. Пушкиным. Однако более близок был другому великому поэту – своему сослуживцу М.Ю. Лермонтову. Вступив во владение заводами в 1847 году, П.Д.Соломирский был вынужден подолгу находиться в Сысерти, ввиду сложного положения заводского хозяйства. Занимаясь заводскими делами, П.Д.Соломирский не забывал и о благоукрашении Симеоно-Аннинского храма. Благолепное существование храма продолжилось и при сыне П.Д.Соломирского Димитрии. Это был истинный доброделатель, истинный меценат. Дмитрий Павлович был не просто щедрым благотворителем, но, будучи высокообразованным человеком, он прославился как орнитолог, музыкант, фотограф, коллекционер.
Симеоно-Аннинский храм по архитектурной стилистике был выполнен в стиле «позднего Петровского барокко». Объемно-пространственная композиция каменного церковного здания представляла собой каноническую схему, по подобию других греческих и российских церквей. Предполагается, что проект для строительства А.Ф.Турчанинов лично, по своему вкусу и разумению, подбирал в Санкт-Петербурге. Симеоно-Аннинский собор был коронован. Шатровый купол венчала корона с золотым крестом. По преданию, в этой короне могли поместиться до семи человек. Шатровый беспотолочный купол был уникальным в своем роде. В городе Жостин (Северная Испания) существует церковь с таким же потолком, какой был в Симеоно-Аннинском храме: выгнутый бесподпорковый свод является гордостью жителей этого города. А у нас – о таком же уникальном шатре, который был в Сысерти, и поныне ничего не знают… Корона с золотым крестом венчала и многоярусную 50-метровую колокольню. В церковной утвари храма было немало ценностей, которые хранили память о благочестивом усердии заводовладельцев. Из церковных документов известно, что к 1893 году в Симеоно-Аннинском храме было 8 Евангелий, 9 напрестольных крестов, 5 потиров, 5 дискосов, 3 кадила и многое другое. При этом наиболее ценными считались: Евангелие в листах, оправленное серебром с позолотой, чеканной работы, на четырех ножках; Евангелие в листах, оправлено серебром с позолотой, чеканной работы; крест серебряный, позлащенный, чеканной работы, украшенный 25-ю крупными стразами и 4-мя зеленого цвета камнями; потир серебряный, позолоченный под чернедью; дарохранительница серебряная, позолоченная, украшенная драгоценными камнями. Имелись также ценные ризы: риза парчи серебряной с крестами, по оплечью обложена золотым позументом, крест и звезда вышиты золотом; риза бархата малинового с крестами по серебряному полю, оплечье и подол обложены золотыми позументами с серебряными крестами, звезда и крест вышиты золотом…При Симеоно-Аннинском храме с 1894 года начала действовать церковно-приходская школа. В начале ХХ века школа помещалась в наемном здании, принадлежавшем бывшей владелице завода М.А. Турчаниновой. По данным 1912 года, в ней обучалось 58 мальчиков и 22 девочки. Первым заведующим и законоучителем церковно-приходской школы был священник Евгений Львов. За весьма усердную и полезную деятельность в этой должности отец Евгений в марте 1903 года был удостоен награждения епископом Екатеринбургским и Ирбитским Никанором. С 1901 года отец Евгений исполнял служение благочинного четвертого церковного округа Екатеринбургского уезда. До 1903 года он был настоятелем Симеоно-Аннинского храма, а затем был переведен в Екатеринбург. Впоследствии батюшка разделил трагическую участь многих уральских священнослужителей: в сентябре 1937 года его расстреляли большевистские палачи. Промыслительно, что через 100 лет вновь открылась церковно-приходская школа при возрождающемся храме. Материалы подготовила Анна Костарева, руководитель церковно-приходской школы храма в честь Святых Симеона и Анны г. Сысерть
17 апреля в городе Сысерти Свердловской области завершилось восстановление первоначального внешнего облика знаменитого храма во имя Симеона Богоприимца и Анны пророчицы.
Храм Симеона и Анны был построен в 1788 году на средства известного заводчика Алексея Федоровича Турчанинова – последователя «птенцов гнезда Петрова» Татищева и Де Геннина. Простояв более 140 лет, он был разрушен большевиками в 30-е годы XXвека. Одной экспроприацией церковных ценностей, снятием колоколов на нужды индустриализации богоборцы не обошлись. Уникальный, точно висящий в воздухе, шатровый купол высотой 35 метров и пятидесятиметровая колокольня были взорваны, настенные и потолочные фрески, написанные по эскизам Карла Брюллова – забелены (впоследствии сбиты), храмовые иконы преданы показательной публичной казни – сжиганию на костре во дворе храма. Обезглавленное строение до 1991 года использовалось под нужды кинотеатра «Авангард». Благодаря помощи меценатов и силами приходской общественности храм постепенно восстанавливается. На сегодняшний день восстановлен купол храма, колокольня, поднят на колокольню главный колокол – Благовест – весом около 5 тонн, установлены новые парадные двери. На этой неделе освящена и установлена маковка колокольни, в целом, восстановление внешнего исторического облика храма подходит к концу.
Изначально планировалось, что этот храм будет стоять в центре столицы Российской империи – Санкт-Петербурге, но в результате он был построен возле нового казенного чугуноплавильного и железоделательного завода на реке Сысерть в 1788 году. Симеоно-Аннинский храм, выполненный в стиле позднего петровского барокко, с уникальным шатровым куполом, многоярусной пятидесятиметровой колокольней, увенчанной короной с золотым крестом, стал не только свидетелем, но и участником событий трех веков российской истории. Церковь во имя Симеона Богоприимца и Анны пророчицы была заложена в 1735 году по указу Василия Никитича Татищева, который незадолго до этого построил на реке Сысерть казенный чугуноплавильный и железоделательный завод во славу правившей в то время Анны Иоанновны. Не случайно и новой деревянной церкви было дано имя небесной покровительницы императрицы. В конце 60-х годов XVIII века казенный завод начал приходить в упадок, и по повелению уже Екатерины II был передан в частные руки успешному промышленнику А. Ф. Турчанинову для того, чтобы тот провел модернизацию и наладил производство. С чем новый хозяин успешно справился. Новый заводовладелец решил на месте обветшалой деревянной церкви выстроить каменную, не уступающую своей красотой и роскошью столичным храмам. Предполагается, что проект для строительства А.Ф.Турчанинов лично, по своему вкусу и разумению, подбирал в Санкт-Петербурге. Под большую стройку в Сысерти был специально построен завод по производству кирпича, качество «продукции» проверял лично А.Ф. Турчанинов. В 1773 году строительство было начато, а в 1774 году временно прекращено – на Екатеринбург выдвинулись войска Емельяна Пугачева, их путь лежал через Сысертский завод. Все мужское население было мобилизовано в ополчение: строили укрепления и участвовали в обороне завода от нападения мятежного войска. За проявленную смелость, решимость и военную смекалку Екатерина II даровала А.Ф. Турчанинову и всем его потокам дворянский титул. Только после победы над Пугачевым, в 1777 строительство храма было возобновлено, и к 1788 году закончено, хотя известно, что внутренняя отделка и украшения продолжались до начала ХХ века.
Симеоно-Аннинский собор был коронован. Шатровый купол венчала корона с золотым крестом. По преданию, в ней могли поместиться до семи человек. Еще одна корона с золотым крестом венчала многоярусную 50-тиметровую колокольню. После смерти основателя династии А.Ф. Турчанинова в 1787 году, его дело с переменным успехом продолжили его дети и внуки. Однако Симеоно-Аннинский храм они своим вниманием не обделяли. Заводовладельцы не жалели для храма ни самоцветов, ни серебра, ни золота. Современники считали, что Симеоно-Аннинский собор был украшен потомками А.Ф.Турчанинова поистине со столичным размахом. Все иконы щедро украшались алмазами, рубинами, сапфирами. Образ Пресвятой Богородицы был инкрустирован натуральным жемчугом. Росписи алтаря, потолка и стен производились по эскизам знаменитого русского художника Карла Брюллова. Из церковных документов известно, что к 1893 году в Симеоно-Аннинском храме было 8 Евангелий, 9 напрестольных крестов, 5 потиров, 5 дискосов, 3 кадила и многое другое. При этом наиболее ценными считались: Евангелие в листах, оправленное серебром с позолотой, чеканной работы, на четырех ножках; Евангелие в листах, оправлено серебром с позолотой, чеканной работы; крест серебряный, позлащенный, чеканной работы, украшенный 25-ю крупными стразами и 4-мя зеленого цвета камнями; потир серебряный, позолоченный под чернедью; дарохранительница серебряная, позолоченная, украшенная драгоценными камнями. Имелись также ценные ризы: риза парчи серебряной с крестами, по оплечью обложена золотым позументом, крест и звезда вышиты золотом; риза бархата малинового с крестами по серебряному полю, оплечье и подол обложены золотыми позументами с серебряными крестами, звезда и крест вышиты золотом.
Надо отметить, что такой богатый храм находился в поселении численностью 10 400 человек. Именно столько человек поживало в Сысерти согласно переписи населения в 1897 году. Еще одна знаковая страница в истории Симеоно-Анинской церкви связана с именем императора-победителя в войне с Наполеоном. Кстати, именно прихожане этой церкви делали на Сысертском чугунно-литейном заводе ядра для пушек, которые шли на вооружение русской армии в годы Отечественной войны 1812 года. В сентябре 1824 года храм посетил сам император Александр I. На обратном пути в столицу император проезжал уральские заводские владения своих подданных. В Сысерти он остановился, побывал в храме во имя Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, получил благословение и продолжил свой путь.
Счастливая судьба храма прервалась после революции, когда к власти пришли богоборцы. После кровопролитной гражданской войны они принялись за борьбу с православием и религией вообще. В начале 30-х годов вышел указ о запрете колокольного звона, затем – колокола, имеющие уникальный малиновый звон, сняли с колокольни и отправили в переплавку «на нужды индустриализации». Вместо сброшенных крестов на купола водрузили красные флаги. Но и этого показалось мало Сысертской пролетарско-большевистской ячейке. Опережая государственные указы, они приняли местное решение – прекратить богослужение в храмах и закрыть церкви. К концу января 1930 года все три церкви в Сысерти были закрыты. Однако Симеоно-Аннинский храм не смирился с произволом местных властей – на имя М. И. Калинина во ВЦИК было отправлено письмо, и, по распоряжению из Москвы, храм был открыт. Но, увы, не надолго. В 1935 году началась кампания по искоренению религиозного мировоззрения, насаждению атеизма и закрытию культовых учреждений. В 1936 году дошла очередь и до Симеоно-Аннинского храма.В основание уникального купола и коронованной колокольни была заложена взрывчатка. Прогремели взрывы. Тонны обломков рухнули внутрь храма, проломив полы и заполнив церковные подвалы. Остатки поруганного храма долгие годы использовались под нужды кинотеатром «Авангард», разделив участь многих сотен разрушенных храмов России.
В 1991 году началось возрождение храма во имя Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Здание вернули церкви. Начались богослужения. Появились меценаты: Сериков В.В., Козлов А.Б., Банных С.В., Суворов А., Кривошеина И.А., Кривошеин Д.П., Гориславцев А.В. Благодаря их пожертвованиям и активному участию были восстановлены уникальный купол храма, колокольня, отлиты колокола, в том числе и пятитонный Благовест, изготовлены маковки с крестами, установлены новые парадные двери. Настоятель храма и прихожане с нетерпением ждали того момента, когда маковка с крестом вознесется с земли к небу и увенчает колокольню. 17 апреля храм приобрел свой первоначальный вид, а над Сысертью возвысился золотой крест возрождающейся веры.
По материалам сайта http://www.stroyip.ru/news/news/news-21345.html
Место для каменной церкви А.Ф.Турчанинов избрал поблизости (саженях в 200) деревянной церкви, на запад от неё, на левом берегу речки Сысерти, почти против заводской плотины. Делал кирпич Сысертский мастер Куньщиков. По словам старожилов Турчанинов сказал Куньщикову: «Приготовишь крепкие кирпичи – получишь награду. Если же выйдут не прочные, то жестоко накажу». Куньщиков принес своему господину для пробы несколько обожженных кирпичей. Убедившись в прочности, Турчанинов приказал мастеру сложить четыре кирпича, один на другой и связать их «серкой». Когда и это было исполнено, то Турчанинов велел поднять такую стопу за верхние кирпичи. К счастью Куньщикова, «серка» им же приготовленная, оказалась прекрасным цементом, ни один кирпич не отстал. Класть церковь Турчаниновым были подряжены Соликамские и Устюжские каменщики. К постройке приступили 17 июня 1773 года. В следующем 1774 году работа «за случившимся замешательством» (нападение пугачевских шаек на Сысертский завод) была прекращена и каменщики находились в Екатеринбурге, у клади перед господскими покоями каменного садка, да при Полевском заводе на бекетах в карауле. По складе садка отданы были в работу в церкви Богоявления Господня, что в Екатеринбурге.
Материалы для истории некоторых церквей и приходов Екатеринбургского уезда, фонд 6, оп. 3 д. 2 Екатеринбург, 1893 г.