Впервые Иоанно-Богословская деревянная церковь с Никольским приделом
упоминается в документах за 1628 г. Возобновлена в 1757 г. Каменный храм
в стиле эклектики возведен в начале XX в. Одноглавый, крестокупольный
храм вмещал 400 человек, имел трапезную с приделами: в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и во имя свт. Николая Чудотворца.
В 1930-х гг. храм закрыли, настоятеля арестовали. В здании располагалась мельница, игрушечная фабрика, картонажный цех.
С 1993 г. храм начал восстанавливаться. Богослужения совершаются регулярно.
Существующая церковь Иоанна Богослова с боковыми престолами во имя Святителя Николая Чудотворца и иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» была построена на месте сгоревшей в 1892 г. деревянной, известной с 1628 г. Храм строился «тщанием» священника Василия Коссинского и прихожан в соответствии с прошением митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру «о дозволении построить каменный храм в с. Сынково Подольского уезда» с предоставлением плана «на предполагаемый к постройке каменный храм во имя Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделами иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и святителя Николая Чудотворца», они сообщали, что, кроме церковных сумм, уже заготовлены кирпич, белый и бутовый камень. Проект составлен архитектором Н.М. Садовниковым, это была его первая работа (из сохранившихся известен Ильинский храм в Изварине 1904 г., ныне в составе Ильинского благочиния Московской городской епархии Викариатства новых территорий). В 1899 г. храм был построен и освящен, но придел «Всех Скорбящих Радости» именовался уже Божией Матери «Взыскание Погибших».
Церковь являвляется одним из наиболее ярких представителей «русско-византийского» стиля в его «чистом» варианте, стоящим в одном ряду с такими культовыми постройками того времени, как Троицкая церковь в Щурове (Коломна), собор Александра Невского в Софии (Болгария), Пантелеймоновский собор Ново-Афонского монастыря (Новый Афон, Абхазия).
В 1928 г. церковь была закрыта и сильно искажена. Использовалась в производственных целях. В 1993 г. храм был возвроащен верующим и отреставрирован. Церковь Иоанна Богослова в с.Сынково Подольского района является объектом культурного наследия регионального значения (Постанволение Правительства МО от 15.03.2002 г. № 84/9).
Источники: протоиерей Олег Пенэжко «Храмы г.Подольска и окрестностей». Владимир, 2004 г. Сайт «Подольское благочиние».
Кирилл Аминов. 4 марта 2015 г.
Существовавшая ранее церковь Иоанна Богослова в селе Сынкове.
Церковь Иоанна Богослова с приделом св. Николая чудотворца в селе Сынкове в начале XVII ст. была деревянная. В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа за 1628 г. под Перемышльскою десятиною написано: «церковь Ивана Богослова в вотчине Петра Мансурова в селе Медведкове, Сынково тож, декабря в 13 день на нынешний 1627 год, по жалованной несудимой грамоте, вдвое дани 16 алтын, наместничих 6 алтын, заезда 2 алтына взято, платил поп Евтифий».
По писцовым книгам 1627 – 29 гг. село Сынково Московского уезда Ростовской волости «за Петром Ивановичем Мансуровым старинная его вотчина, что была деда его родного Никифора Владимирова, жеребий села, а три жеребья за вдовою Марьею Парфеньевскою женою Мансурова с детьми Тимофеем и Василием Мансуровыми – старинная вотчина мужа ее, а в селе церковь Иоанна Богослова, да в приделе Николы чудотворца древянна, клетцки, строение вотчинников и приходских людей…».
В переписных книгах 1646 г. село Сынково записано за вдовою Марьею Парфеньевскою женою с сыном Тимофеем и внуком Алексеем Васильевичем Мансуровыми, в селе двор вотчинников, 11 дворов крестьянских и 2 двора бобыльских. В 1654 – 78 гг. владели селом Алексей Васильевич и Андрей Тимофеевич Мансуровы; в 1678 г. в селе состояло: 2 двора вотчинниковых, 20 дворов крестьянских и 2 двора бобыльских.
В 1704 – 22 гг. владельцами села показаны Герасим Алексеевич и Максим Андреевич Мансуровы; в 1704 г. в селе находилось 2 двора вотчинниковых, в которых жили 43 чел. дворовых людей и 22 двора крестьянских, в них 97 чел. 20 сентября 1711 г. по благословенной грамоте выдан антиминс в Московский уезд, в вотчину стольника Максима Мансурова, в новопостроенную церковь, в придел во имя Николая чудотворца. В 1755 г. владельцем села Сынкова был Николай Максимович Мансуров.
Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.» Выпуск 7, Перемышльская и Хотунская десятины Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1889 г.
Первое упоминание о храме относится к 1628 году. Тогда в Сынково была выстроена деревянная церковь Иоанна Богослова с приделом во имя свт. Николая архиепископа Мир Ликийских. В окладных книгах Патриаршего приказа 1628 года записано: «Церковь Ивана Богослова в вотчине Петра Мансурова, в селе Медведкове, а Сынкове тож, декабря в 13 день на нынешний 136 (1627) год, по жалованной несудимой грамоте, вдвое дани 16 алтын, наместничьих 6 алтын, заезда 2 алтына взято, платил поп Евтихий».
В 1755 году в прошении на имя императрицы Елизаветы Петровны испрашивалось благословение на строительство новой церкви вместо старой и очень обветшавшей. Новый деревянный храм был построен в 1757 году. Этот храм просуществовал до 1892 года, когда во время Великого Поста, 29 марта, во время службы, в церкви произошёл пожар, от которого он полностью сгорел. В связи с этим трагическим событием, а также в связи с увеличением жителей села Сынково, в 1893 году на месте сгоревшей церкви возвели сельчане временный деревянный храм. Колокола в это время размещались на четырёх деревянных столбах. Церковь была однопрестольной, во имя Иоанна Богослова. Проект деревянного храма составил архитектор Н. Марков.
2 сентября 1899 года местный причт обратился к митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру (Богоявленскому) за благословением на постройку новой церкви на 400 человек. После положительного решения, полученного из Московской Духовной консистории, был объявлен сбор средств на строительство каменного храма. Быстро помогли в этом богоугодном деле неравнодушные благотворители. В конце 1899 года были закончены работы по архитектурному проектированию здания, и, уже 18 июня 1900 года церковь была заложена. Рядом со строящимся храмом, ещё в 1893 году была построена церковно-приходская школа. Новопостроенная церковь во имя Иоанна Богослова была освящена в 1906 году.
Храм задумывался архитектором Садовниковым Николаем Михайловичем как храм псевдовизантийского стиля, но по разным причинам не все авторские задумки смогли быть воплощены в камне, и основная красота, присущая византийским храмам, осталась лишь на проектных эскизах. Это был его первый проект столь важного и величественного во всех отношениях здания. Иоанно-Богословский храм выполнен в стиле эклектики: одноглавый, крестово-купольный с трапезной, в которой устроены приделы в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и cвт. Николая Чудотворца, с папертью на которой возвышается небольшая колоколенка со звонами. Первым настоятелем храма, строившим его, вкладывавшим свою душу в это творение, был протоиерей Владимир Алексеевич Косинский. К сожалению, участь многих храмов печально известной послереволюционной эпохи не миновала и Иоанно-Богословский храм.
25 августа 1922 года в храме села Сынково проведено изъятие ценностей. Всего вывезено 10 серебряных предметов, общим весом более 13 фунтов. В феврале 1926 года верующие подали заявление о регистрации религиозного общества в селе Сынково. Настоятель церкви, о. Владимир хоть и не был репрессирован, дожил до преклонных лет и был похоронен на сельском кладбище в 1942 году. А вот сын, тоже священник, Иоанн Косинский, был расстрелян в 1938 году на Бутовском полигоне, пополнив собой список тысяч новомучеников российских, канонизированных сегодня РПЦ. Церковь всё же была закрыта в 1928 году. В период с 1928 по 1993 год, в здании храма располагались по очереди, мельница, игрушечная фабрика, картонажный цех. Колокольня была разрушена, внутреннее пространство храма было разделено перекрытиями на три этажа. Дважды, после 1975 года, в зданни бывшей церкви случались пожары, которые окончательно уничтожили настенные росписи и привели к полной потере изначальной кровли храма. Ржавая табличка на стене, свидетельствующая, что «памятник архитектуры охраняется государством», являла собой пример циничной насмешки этого самого государства над своей историей и культурой. На старой фотографии, представленной в фотогалерее в тамбуре храма, можно видеть трубы от печей каждого этажа и внешнюю лестницу на второй этаж обезглавленного храма.
В 1992 году храм был передан православной общине. С 1993 по 2010 гг. храм пережил своё второе рождение. Приходской совет спешил приложить все усилия к воссозданию красоты внешнего и внутреннего облика сынковского храма, задуманного дореволюционым архитектором. При этом учитывались особенности уже существующих храмов, построенных в византийском и псевдовизантийском стилях. За образцы брались храмы Греции и Сербии, а также Свято-Иоанновский монастырь на Карповке в Санкт-Петербурге. Огромная заслуга по восстановлению памятника зодчества принадлежит подольскому архитектору-дизайнеру Ивану Маратовичу Зябину — автору проекта реставрации, которая длилась с 1993 по 2010 годы. В 2001 году удаётся восстановить колоколенку.
В 2006 году при проведении реставрационных работ в алтаре храма под престолом была найдена известняковая плита с рельефным четырёхконечным крестом и медной табличкой на ней, на которой было написано, что сей храм был сооружен при царствовании Благочестивейшего Императора Николая Александровича и Митрополите Московском и Коломенском Владимире в год от Рождества Христова 1900, 18 июня. К 2010 году восстановительные работы завершены полностью, храм обрёл новые архитектурные элементы. При подъезде к селу угадываются две главки этого величественного храма, не характерного для средней полосы России, а уже приблизившись, путник видит уникальную его рустовку и полуциркульные световые окна этой необычной церкви, выстроенной на подмосковной земле.
С сайта: podolskoe-blago.ru/xramy/ioanno_bogoslovskij_xram_1900 и https://bogoslov-hram.ru/hram/history