Вознесенская кладбищенская церковь была построена в 1820 году. Строили ее по инициативе и на средства купца А. И. Суханова, освящена в 1822 году. Кладбищенской церковь называлась потому, что стояла на территории кладбища, а в функции ее служителей входило отпевать умерших. На этом кладбище были похоронены многие известные люди Коми края, о чем напоминает мемориальный комплекс, воздвигнутый на его месте.Современный внешний вид храма отличается от первозданного: колокольня храма стала на один ярус ниже. Верхний ярус колокольни церкви не был восстановлен в полном объеме в связи с близостью городского аэропорта, и надстройка верхнего (3-го) яруса была запрещена.С сайта Сыктывкар: из прошлого в будущее
Свято-Вознесенский храм — старейший из действующих храмов Сыктывкара. Храм располагается в бывшем городском предместье – местечке Кырув (Кируль), давно вошедшего в городскую черту, внутри квартала, ограниченного улицами Набережная, Кирова и Заводская. Возведён в 1820 г. как кладбищенская церковь, освящён 8 мая 1822 г. До закрытия в 1938 г. храм был единственной действующей церковью в Сыктывкаре и являлся соборным храмом обновленческого епископа Усть-Сысольского и Усть-Вымского. Реставрация началась в начале 1990-х г.г., а вместе с ней возродилась и приходская жизнь. Свято-Вознесенский храм в Кируле носил статус и выполнял функции кафедрального собора (1990-2004 г.г.), пока не был построен Свято-Стефановский собор.
В начале XIX века (1814-1816 г.г.) по инициативе городского головы Усть-Сысольска купца Алексея Ивановича Суханова и на его же средства началось строительство каменной кладбищенской церкви. Храмозданная грамота на построение каменной кладбищенской церкви в честь Вознесения Господня дана 23 июля 1811 г. епископом Вологодским Евгением. Постройка церкви закончена в 1820 г., а освящён храм 8 мая 1822 г. Вознесенская церковь объединяла тёплый и холодный храмы «в одном корпусе». В тёплой церкви было два престола – во имя св. Николая, Мирликийского Чудотворца (южный) и во имя св. Алексия, Митрополита Московского (северный); в холодной церкви – престол во имя Вознесения Господня. В одной связи с храмом была выстроена трёхъярусная колокольня. Деревянный кладбищенский Никольский храм простоял рядом с новой каменной Вознесенской церковью до пожара 1848 г.
После революции статус храма изменился. В начале 1920-х г.г. он был передан в пользование общине верующих (стал приходским). В начале 1930-х г.г. в связи с отсутствием возможностей для расширения Кирульского кладбища было принято решение о переносе городского кладбища на новое место. Сыктывкарский горисполком предложил горожанам в трёхдневный срок самостоятельно перенести старые захоронения на новое место. К сожалению, это практически не было осуществлено. В 1932 г. кладбище было закрыто, поскольку к тому времени его со всех сторон окружили избы и не было перспектив для дальнейшего его расширения. Позже ограда была разобрана, каменные памятники вывезены, а деревянные кресты закопаны. Впоследствии часть захоронений была разрушена при прокладке коммуникаций и рытье подвалов близлежащих зданий. В числе прочих, как считают историки, утрачена и могила героини коми-народа — партизанки Домны Каликовой. По приблизительным подсчетам (по данным метрических книг Троицкого собора), за 140 лет существования кладбища на нем было захоронено не менее 25 тысяч человек.
До 4 апреля 1933 г., когда договор пользования был аннулирован, храм принадлежал «тихоновской общине», а затем передан общине «обновленцев» – сторонникам «революционной» реформы Русской Православной Церкви. С этого периода и вплоть до закрытия (постановление Президиума Верховного Совета Коми АССР от 15 ноября 1938 г.) Вознесенский храм был единственной действующей церковью в Сыктывкаре и являлся соборным храмом обновленческого епископа Усть-Сысольского и Усть-Вымского. После изъятия здания у верующих церковь Вознесения Господня пришла в упадок: в 1938 г. её закрыли, был снесён крест и разрушена колокольня. Долгие годы церковь стояла бесхозная, зияли пустующие глазницы окон. Периодически она использовалась под гаражи или склады и мастерские, а в одно время в её стенах размещался хлебозавод.
30 марта 1971 г. Постановлением Совета Министров Коми АССР Вознесенская церковь была принята на государственную охрану как памятник архитектуры и градостроительства, в 1980-е г.г. начаты работы по её восстановлению. В 1986-1990 г.г. в церкви располагался отдел этнографии Коми республиканского историко-краеведческого музея.
Религиозная община Русской Православной Церкви в г. Сыктывкаре, зарегистрированная Советом по делам религий при Совете Министров СССР 29 марта 1989 г., с момента образования настойчиво добивалась передачи бывшей церкви её законному владельцу — православной религиозной организации прихода Свято-Вознесенской церкви. Группа верующих дважды проводила сбор подписей среди жителей города и более 2,5 тыс. человек подписали просьбу о передаче культового здания Русской Православной Церкви. В редакцию газеты «Красное знамя», где в 1989 г. развернулась полемика о дальнейшей судьбе здания (музей или церковь), поступило более 100 коллективных писем о передаче здания верующим. Сыктывкарский горисполком совместно с кооперативом по социальным исследованиям «Диалог» провели экспресс-исследование по изучению общественного мнения по вопросу использования здания – подавляющее число опрошенных (более 83) высказались за её передачу религиозной общине. На основании мнения горожан и в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. №235 «О религиозных объединениях» Совет Министров Коми Постановлением от 5-го февраля 1990 г. №224 передал здание-памятник общине Русской Православной Церкви.
После передачи церкви верующим религиозная община Свято-Вознесенского храма во главе с о. Иоанном (Лапко), назначенным Епископом Архангельским и Мурманским Пантелеймоном настоятелем церкви, была начата работа по его обустройству. Была восстановлена глава с крестом на храме; шпиль, увенчанный крестом — на колокольне; воссоздана солея с амвоном в храме, заказан и установлен иконостас перед алтарной преградой. Автор пятиярусного иконостаса, вырезанного из горной липы, — мастер-резчик Иосиф Долганич из Прикарпатья. В 1994-1996 г.г. стены и своды всех частей церкви были расписаны православными живописцами В. Пикляром и П. Захарчуком. Колокольня церкви не восстановлена в полном объёме: в связи с близостью городского аэропорта надстройка верхнего (третьего) яруса была запрещена.
Церковь Вознесения Христова представляет собой один из лучших образцов классицизма в исторической застройке города. Особенность сооружения — довольно редкая, особенность плана — скругление углов храма и трапезной (зимнего храма), дополненное полуциркульной апсидой, сферическим куполом и овальными формами оконных проемов ротонды.
Вместе с реставрацией возродилась и приходская жизнь Свято-Вознесенского храма, который долгое время был единственным в Сыктывкаре. С 1990 по 2004 г.г. церковь Вознесения Господня носила статус и выполняла функции кафедрального собора (до завершения строительства Свято-Стефановского собора). Святыни храма: частица мощей и икона Блаженной Матроны Московской; частица святых мощей Святителя Луки (Войно-Ясенецкого); большой мощевик с 20 частицами мощей святых и икона с их ликами; чудотворная запрестольная икона Воскресения Христова; икона Архангела Гавриила в иконостасе; икона Иверской Божией Матери над входом в храм; икона Божией Матери Тихвинская запрестольная.
http://azbyka.ru