Храм построен в 1904 году на месте часовни, сгоревшей при большом пожаре. Среди углей была обнаружена неповреждённой Казанская икона Богоматери, что было воспринято как знак для постройки храма. Напомню, что оригинал Казанской иконы также был обнаружен после пожара. В храме есть придел Прокопия Устюжского. В советские годы долго оставался одним из 3 действующих храмов р.Коми. Тогда на север ссылали множество христиан как мирян, так и церковнослужителей. Многие из них были расстреляны в нескольких километрах от храма (м. Давпон, м.Чов-Ю). В какой-то момент одновременно в храме служили 14 епископов и митрополитов! Храм был закрыт на непродолжительное время, но в 1950-ые годы вновь возвращён верующим. В 2004 году, накануне празднования столетия храма, на колокольне был найден клад: нательные крестики и иконы. В храме хранятся мощи святых и некоторые чудотворные иконы. При храме действует Православный Молодёжный Центр.
Свято-Казанский храм – самый знаменитый храм Республики Коми. Находится храм в одном из живописных мест города Сыктывкара над рекой Сысолой. Первоначально на месте церкви находилась часовня, которая стояла в дерене Кочпоне с древних времен, во имя святых праведных Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев. Первое упоминание о часовни находится в летописи Усть-Сысольского Троицкого прихода. В 1860 году трудами боголюбивых крестьян к имеющейся часовне был пристроен алтарь. Весной 27 мая 1861 года церковь освящена во имя иконы Божией Матери «Казанская». Окормляли новоустроенный храм священнослужители Свято-Троицкого Собора. Церковной утвари было достаточно для совершения Богослужений. Поэтому службы совершались нередко: по воскресным, праздничным и другим дням по желанию прихожан.26 июня 1901 года стояла жаркая летняя погода с сильным порывистым ветром. В одном из крестьянских домов разгорелся сильный пожар. Пламя огня охватило постройки настолько, что никакой возможности бороться с огнем не было. С помощью ветра огонь то и дело перекидывался с одного двора на другой, уничтожая все на своем пути. В короткий промежуток времени пожаром была охвачена вся деревня. Попытки защитить церковь от огня священнослужителями не увенчалась успехом. Жертвой пламени стали церковь с колокольней, погибли иконостас, иконы и вся, за исключением нескольких предметов, церковная утварь, которую успели спасти священнослужители. Но случилось великое чудо, икона Божией Матери Казанской оказалась не тронута огнем, после пожара на месте пепелища ее нашли местные жители. Эта икона и по сей день стоит в иконостасе Свято-Казанского храма.
После случившегося жители деревушки дали обет каждый год в этот день совершать молебное пение Богу и Его Пречистой Матери о сохранении их от беспощадного пламени огня. Уже более ста лет эта традиция не нарушается. Ежегодно в день памяти о пожаре 1901 года священнослужители совершают молебен с крестным ходом вокруг храма. После пожара, оставшись без крова и хозяйства, крестьянам пришлось перенести много лишений и труда. Особенно ужасна была первая зима, которую пришлось зимовать в наскоро построенных избушках. Тяжело крестьянам было и без храма Божия – этого последнего утешения погорельцам. Но по милости Божией и заступничества Царицы Небесной крестьяне понемногу стали поправляться и успели своими трудами заново отстроить новый деревянный храм через пять лет. 19 сентября 1906 года долгожданный храм был освящен во имя иконы Божией Матери Казанская.После событий 1917 года жизнь храма координально изменилась. Так деревенский и мало кому известный приписной храм стал неотделимой частью трагической истории гонений на Русскую Православную Церковь. Храм хранит в себе слезные молитвы, жизни, судьбы, радости и горе тех, кто был осужден и сослан в этот суровый северный край. Был им пристанищем и оплотом спасения, островком надежды и любви среди безбожных палачей, бездумно рушащих сокровища русского народа, накопленной веками молитвами и трудами предков. Вокруг храма поселились монахи местных разоренных монастырей, ссыльные архиереи, священнослужители и миряне, многие из которых известны всему православному миру.После расстрела сщмч. Германа и ряда духовенства в 1937 году – храм пустовал, в нем некому было служить, община распалась. В конце 1938 года ставится вопрос о закрытии храма и передаче его Кочпонскому сельсовету для «культурных целей, а именно под колхозный клуб». В 1939 году Свято-Казанский храм официально закрывают и в дальнейшем используют в качестве избы-читальни. Но недолго храм находился в руках безбожной власти. Заступничеством Царицы Небесной и молитвами пострадавших за Христа, в 1944 году по просьбе верующих церковь возвращают. Получив разрешение на открытие, боголюбивые христиане с особой ревностью взялись за ремонт храма. Тут же община пишет письмо в Москву в Управление Совета по делам религии при Совнаркоме о том, чтобы дали распоряжение музею города Сыктывкара Коми АССР вернуть изъятую церковную утварь.
Отремонтированный храм был освящен под прежним наименованием Епископом Архангельским и Холмогорским Леонтием 25 августа 1946 года в присутствии огромного (1500 человек) числа верующих. В 1956-1957 гг. с южной стороны церкви был пристроен придельный храм во имя Прокопия Праведного.
http://soborkochpon.ru/istoriya/
Храм расположен в центре микрорайона Кочпон – бывшей деревне, вошедшей в черту города Сыктывкара.
Церковь трёхчастная, состоящая из трёх квадратных в плане объёмов: к основному повышенному объёму Казанского храма с пятистенной апсидой с запада примыкают меньший по ширине и длине четверик трапезной в оду высоту с апсидой и вдвое меньший, чем трапезная, четверик нижнего яруса колокольни, к которому с юга и севера пристроены прямоугольные помещения боковых палаток, а с запада – паперти. К южной стене трапезной Казанской церкви примыкает поздний объём придельного Прокопьевского храма с прямоугольной в плане апсидой. Венчает храм ажурный золочёный крест, установленный на высокий восьмериковый световой барабан с луковичной главой.
Видимая часть колокольни – в два яруса, убывающих по ширине кверху и завершённая восьмериковым шатром, увенчанным небольшой золоченой главкой с крестом, покоящемся на изящной шейке. Ярус звона по сторонам света расшит арочными проёмами.
Храм по протяжённым фасадам в три световых оси, средние окна – строенные, одно из окон южного фасада основного объёма после пристройки придельного храма растёсано в дверной проём, соединяющий помещения Казанского хама и апсиды Прокопьевского придела; верхняя треть южного и северного фасадов храма несёт в себе небольшие квадраты окон верхнего света.
Трапезная Казанской церкви в два окна, паперть имеет одно окно, растёсанное её северной стене. Нарядность церкви придают щипцовые выносы карниза храма, яруса звона и боковых палаток колокольни. Карнизы колокольни и фронтонов храма декорированы двумя рядами подзоров.
Углы здания подчёркнуты огибающими лопатками, образованными тесовой обшивкой. Декоративные лопатки из обшивки членят южный и северный фасады храма на три части.
Главный вход в Казанскую церковь располагается в центральной части западного фасада здания, самостоятельный вход имеет и придельный храм. Перекрытия всех помещений церкви плоские.
Здание церкви деревянное (способ рубки – «в чашу»), обшитое тёсом снаружи и внутри. Фундамент кирпичный ленточный. Основные габариты здания в плане: 33х13,8(17,5) м.
Образец провинциальной культовой деревянной архитектуры начала XX века. Первый храм в Коми АССР, открытый в середине 1940-х гг. после массовых изъятий культовых зданий 1930-х гг.
Павлюшин С.Е. Объекты культурного наследия Республики Коми. — Чебоксары, 2015, с. 47