Сычков Федот Васильевич
«Портрет Л.В. Сычковой, жены художника», (1903)
Холст, масло. 136 x 95 см
Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи, Саранск
На картине мастер изобразил свою жену Лидию Васильевну. Солнце высвечивает фигуру молодой женщины, мягкую тропу под ее ногами, стволы деревьев. На дорожку ложатся длинные тени, среди которых носятся солнечные зайчики. Все в картине наполнено движением воздуха и света: блики играют на ткани платья, оставляя яркие розовые вкрапления на насыщенно-красном рукаве, листва колышется под теплым ветром, создавая подвижные тени.
В этом произведении молодой мастер поставил перед собой сложную задачу. Он стремился написать портрет на открытом воздухе, показав при этом не только модель, но и саму воздушную массу, в которой переливаются отражения солнечных лучей, бликов и теней. Федот Сычков не стал выписывать каждый конкретный лист или узор на кружеве — он работал обобщенно, заметными красочными мазками, стараясь в первую очередь передать трепет листвы под легкими дуновениями ветра и движение ткани платья при каждом шаге.
Федот Сычков написал портрет Лидии Васильевны в год их бракосочетания — оно состоялось в Симеоновской церкви в Санкт-Петербурге 7 февраля 1903 года. Юная избранница художника, которая была на 12 лет моложе него, стала ему верной помощницей. Она с большим пониманием и терпением помогала ему и в работе, и в быту. И, несомненно, оказала влияние на создание целого ряда полотен. Художник изображал ее и светской дамой, и трудолюбивой крестьянкой. В картине «Мяльщицы льна» 1905 года она запечатлена деревенской работницей. В полотне «Водосвятие» 1916 года — нежной и заботливой матерью. В 1928 году мастер написал с нее статную «Молодуху».
На протяжении совместной жизни Федот Сычков создал около 10 портретов супруги. Хрупкая петербургская барышня с прозрачно-голубыми глазами с невероятной стойкостью прошла через тяжкие испытания, когда в первые послереволюционные годы пришлось преобразиться из жены успешного художника в простую крестьянку. В 1953 и 1955 годах художник запечатлел образ уже немолодой, но не потерявшей привлекательности Лидии Васильевны в интерьере кочелаевского дома и в саду возле него.