Сяндемский Успенский женский монастырь

Начало Сяндемскому Успенскому монастырю было положено во второй половине XVI века ближайшим другом и учеником преподобного Александра Свирского, преподобным Афанасием. Он подвизался с преподобным еще на Валааме и там принял монашеский чин. По преставлении своего учителя преподобный Афанасий, будучи в преклонных годах, с несколькими учениками удалился из Свирского монастыря в непроходимые Карельские леса и на холме перешейка двух озер Сяндема и Рощинского, вблизи г. Олонца, положил начало Сяндемской пустыни. Место это поразило иноков своей красотой и находилось в те времена в ведении Новгородской епархии. По благословению Новгородского архиепископа Пимена, преподобный поставил часовню в честь Пресвятой Троицы и восемь келий, и собралось к нему в пустынь 10 братий. Но преподобный Афанасий был вынужден вернуться в Свирский монастырь, где был избран игуменом. Сяндемская пустынь осталась пустою.
Долго ли управлял прп. Афанасий обителью своего наставника, остается неизвестным, только имеются данные, что в конце XVI века он называется уже бывшим игуменом Александро-Свирского монастыря и просит у Новгородского архиепископа Александра позволения на месте Сяндемской пустыни устроить монастырь с храмом во имя Живоначальной Троицы и отвести монастырю земли под пашни. Такое дозволение было дано и преподобный Афанасий организовал Сяндемскую мужскую обитель, устав которой гласил, что братия должна была питаться трудами рук своих, в чем преподобный сам подавал пример.
Преподобный Афанасий представился в своей обители в глубокой старости и был погребен на одном из мысов Рощинского озера. Над могилой была воздвигнута церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
Нашествие Литвы и шведов в начале XVII века истребило письменные свидетельства о времени и трудах первоначальника пустыни. До этого несчастного события обитель процветала: храмы Божии удивляли своим благолепием, хозяйство изобиловало всеми угодьями.
В начале XVIII столетия, Божиим попущением, Сяндемская пустынь сгорела дотла, и, как видно из надписи закладного креста, в 1720 году церковь святителей Кирилла и Афанасия выстроена вновь.
Местность Сяндема очень живописна. Обитель расположена почти в средоточии кругообразной поляны, имеющей в поперечнике до 400 сажень; окружность ее составляет густой хвойный лес, а два озера разливаются по северной и южной сторонам и заливами своими образуют множество восхитительных видов. На возвышенном перешейке этих озер стоит деревянным храм Успения Божией Матери, воздвигнутый попечителем Андрусовой пустыни валаамским игуменом Иннокентием.
В это время были обретены честные мощи преподобного Афанасия. После пожара при копании рва под фундамент нынешней церкви обрели святое тело его нетленным, причем даже четки и хартия с разрешительной молитвой в руках угодника Божия были совершенно целы. Несколько суток святые мощи оставались на земной поверхности и потом 2 мая погребены в прежней могиле. Над мощами внутри храма воздвигнута рака красного дерева с образом преподобного; у южных дверей есть также его икона во весь рост, а за левым клиросом изображено посещение Пресвятой Богородицы, которого преподобный Афанасий сподобился вместе с преподобным учителем своим. Память чудесного обретения мощей стали отмечать 2 мая, а день тезоименитства – 18 января.
В годы проведения монастырской реформы в России Сяндемский мужской монастырь закрыли и долгие годы монастырь стоял безмолвен и безлюден. Лишь в XIX веке монастырь вновь восстановили в духовных штатах. По отчетам о состоянии видно, что в обители стояли два храма: деревянный — во имя Успения Божией Матери с папертью и колокольней и каменный — во имя Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, в котором нетленно почивали под спудом мощи прп. Афанасия Сяндебского чудотворца. Во вновь отстроенной в 1865 году церкви во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских мощи преподобного были захоронены у стены под правым клиросом.
С 1909 года обитель была преобразована в Сяндемский Успенский женский монастырь с просветительско-миссионерскими целями в Карельском крае. Материальное положение обители оставалось крайне стеснительным. Монастырские здания были ветхие и требовали основательного ремонта. Но дважды были денежные вклады от членов царской семьи: в 1909 году от великого князя Михаила Александровича, в 1911 году от великой княгини Елизаветы Федоровны и великих князей Дмитрия и Константина.
В богоборческое время монастырское имущество было национализировано. Последняя настоятельни-ца обители матушка Елисавета стала невольной свидетельницей организации в монастыре совхоза им. Ленина. Поначалу ее назначили управляющим совхоза. Затем церковь разорили, здание каменной церкви передали Гушкальскому лесозаготовительному пункту, а позднее обитель совсем забыли.
В 1941 году рядом с монастырем проходил оборонительный рубеж. Финны рвались к Свири. Стрелковые полки ленинградцев заняли оборону на реке Сяндебка. Под перекрестный огонь попали здания монастыря. Впоследствии, оставшиеся строения монастыря были разобраны до основания местными жителями для своих нужд.
В 2009 году монастырь стал возрождаться. 25 августа 2009 года Архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил отслужил молебен у Поклонного креста. На мысе возведен небольшой деревянный храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. А 27 июля 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви присвоил обители официальный статус Свято-Успенского Сяндемского женского монастыря.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?