Святск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Ровно 300 лет назад появилось первое письменное упоминание об этой старообрядческой слободе: 1713 г. датируется «осадное письмо» архимандрита Киево-Печерской Лавры, которой принадлежали эти земли, Афанасия Миславского, «осести слободою… прозиваемой Свяцкое в полку Стародубском…» Слобода Свяцкая была последним «осаженым» старобрядческим поселением на Стародубье, получив свое название по почитавшемуся святым роднику, рядом с которым и было заложено. С середины XIX в. Святск гордо именовался посадом — торгово-ремесленным центром. Село примостилось на самом краешке России, у границы с Белоруссией. В восьмистах метрах от него видны белорусские перелески. Граница государств проходит и ныне по небольшой речке Очесе, которая течет у западной окраины некогда большого старообрядческого поселения. Здесь находился и действовал старообрядческий мужской Ново-Покровский Святский монастырь. Иноками и паломниками этого монастыря были известные апологеты старой веры Илларион Кабанов (Ксенос), Герасим Колпаков (архимандрит Геронтий), Петр Великодворский (Павел Белокриницкий). Монастырь перестал существовать раньше, а лесной массив на его месте в советское время так и звали «монастырь».
Через почти 200-ти лет гонений, в 1910 г., была построена старообрядческая Успенская церковь.
Перед революцией 1917 г.численность Святска составляла более 3600 человек, здесь действовали кирпичные заводы и кожевенные фабрики, скотобойня, маслосырзавод, мельницы и хлебопекарни. Имелись 26 торговых лавок, фотоателье, действовало туристическое агентство. В Святске ежегодно проходили восемь ярмарок, на которые съезжались торговцы и гости со всего Стародубья, из Белоруссии и Украины. В 1914 г. открылось, наряду с уже существовавшим церковно-приходской и земской школам, высшее начальное училище.
В 1923 г. Святск, лежащий на границе уезда и губернии (до 1772 г. — на государственной границе), был передан из Суражского (к тому времени уже Клинцовского) уезда в Новозыбковский. Октябрьская революция и последующий разгром зажиточного населения стали причиной постепенного его угасания. Большой урон Святску нанесла Великая Отечественная война, когда было истреблено всё еврейское население, составлявшее здесь значительную долю (до войны в Святске, кроме двух церквей, действовала синагога). Выдающимся событием для Святска стала установка в 1951 г. бронзового бюста дважды Героя Советского Союза генерал-полковника Д.А. Драгунского, здешнего уроженца.
После чернобыльской катастрофы 1986 г. Святск попал в зону, подлежащую немедленной эвакуации (уровень загрязнения цезием-137 выше 40 Ки/км²). Однако, из-за непонимания радиационной опасности со стороны местного населения, а также из-за недостаточно активного финансирования работ по переселению, организованная эвакуация началась только в 1990-е гг. В 1994 г. был упразднен Святский сельсовет, а Святск включён в состав Старобобовичского сельсовета. В 1995 г. бюст Д.А. Драгунского был перенесён в город Новозыбков, где и стоит по сей день. Многие старики, решившие умереть на родной земле, не спешили покидать опасные места. Бесхозную жилплощадь занимали беглые зеки, беженцы из горячих точек, бездомные.
Была цела еще Успенская церковь, хотя с 1983 г. здесь не было своего священника и службы совершались редко. В опустевшем селе бесхозный храм неизбежно стал объектом интереса разных жуликов, которые в 1990-е г. окончательно разграбили его.
14 сентября 1999 г. в уже покинутом и разграбленном Святске к небу взметнулся факел. Еще полуживая постройка, Успенская церковь, разворованная и подожженная современными вандалами, мародерствующими в радиационной зоне отселения, вспыхнула, разметав по небу огненные сполохи, и почти мгновенно исчезла с лика обреченного села.
В 2003 г. село окончательно обезлюдело, в 2006 г. было официально упразднено. Сейчас от «поселков-призраков» осталась лишь память.
В 2013 г. на месте сгоревшей церкви поставили памятную часовню, поклонный Крест на месте алтаря установили раньше.
http://mu-pankratov.livejournal.com/211061.html

Строительство старообрядческой церкви стало возможным в связи с изданием царского Указа от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости», даровавшим старообрядцам свободу вероисповедания. 20 июня 1907 года черниговским губернским правлением была зарегистрирована Свяцкая старообрядческая община, приемлющая священство Белокриницкой иерархии. Строительство Успенского храма начали весной 1908 года, строила его бригада местных плотников, руководимая Петуховым. Храм возвели быстро, к марту 1910 года. 29 апреля 1910 года он был освящён епископом Новозыбковским Михаилом (Кузнецовым). Церковь Успения Пресвятой Богородицы стала доминантой посада.
Вокруг храма была сооружена каменная ограда с чугунными воротами и двумя калитками, построенными на средства Фёдора Кузмича Разуваева (1847-1933), ставшего впоследствии епископом Новозыбковским и Гомельским Флавианом. Перед Великой Отечественной войной колокола, ворота и калитки были сняты и отправлены на переплавку.
Расположена на краю села возле усадебного парка, у дороги. Стены рублены из брёвен без остатка и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Характерный для архитектуры Брянщины нач. 20 в. образец деревянного храма в русском стиле. Здание принадлежит к ярусным храмам типа восьмерик на четверике с крестообразным построением объемов. Пятигранный алтарь венчает главка; короткие боковые прирубы, пониженные по отношению к четверику, с западной стороны имеют небольшие пристройки с входными крыльцами, имеющими главки над фронтонами. Трапезная заканчивается более широкой папертью с аналогичным крыльцом; над ней поставлена невысокая колокольня — низкий четверик с вытянутым вверх восьмериком звона, увенчанным яйцевидным граненым куполом с аналогичной храму главой.
Убранство фасадов здания состоит из тонких накладных пилястр на углах объемов, простых карнизов, щипцовых завершений граней восьмериков, рамочных наличников окон и филенчатой разделки на шеях глав.
В интерьере центральное, развитое в высоту помещение храма с крупными плоскими парусами при переходе к восьмерику перекрыто восьмигранным сводом с плоским потолком в центральной части. Оно значительно выше алтаря, боковых прирубов и трапезной, открытых в него широкими проемами.
В центре свода помещено изображение Саваофа, выполненное в 1910 г. масляной краской на полотне. Предметы внутреннего убранства относятся в основном к конце 19 – 1-й половине 20 в. В иконостасе конца 19 в., выдержанном в русском стиле, имеется несколько икон 17-18 в.в.
С 1983 г. Успенский храм не имел постоянного священника, службы проводились время от времени. После аварии на Чернобыльской АЭС (1986) Святск попал в зону отселения, но собственно переселение было начато только в 1990-е г.г. В обезлюдевшем селе церковь была расхищена, а в ночь с 13 на 14 сентября 2000 г. сгорела.
8 июля 2005 г. стараниями бывших жителей села на месте алтаря Успенского храма был воздвигнут поклонный крест, а 28 августа 2013 г. на месте церкви сооружена небольшая часовня, сделанная новозыбковскими мастерами Виктором Стрелюковым и Сергеем Шевченко. Часовню освятили настоятель новозыбковской Никольско-Рождественской церкви о. Сергий и священник клинцовского Преображенского храма о. Михаил.
Храмы Брянщины, «Свод памятников архитектуры и монументального искусства»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?