Святой Патриарх Тихон против обновленцев: против русского языка богослужения и нового стиля.
В Богоявленском монастыре в Москве Антонин Грановский впервые стал вводить литургические новшества, за что в 1921 г. был запрещен в священнослужении св. Патриархом Тихоном. В 1921 г. епископ Антонин (Грановский) подготовил и издал реформированный чин литургии на русском языке, которая служилась в вечернее время в московском соборе Заиконоспасского монастыря, ставшем центром «Союза церковного возрождения». Сторонники «Союза» имелись также в Петрограде, Харьковской и Владимирской епархиях. Особенностью данной группы было проведение радикальной литургической реформы. Помимо того что, как и другие обновленцы, Антонин в богослужебной жизни перешел на русский язык и новый стиль (григорианский календарь), он перенес престол из алтаря на середину храма, литургию стал совершать по особо им составленному и изданному чину, «рецензированному по чинам древних литургий». Будучи сторонником разнообразия литургической жизни Церкви, активно импровизировал в этой сфере, например, вводил в состав богослужебных последований стихи современных поэтов. Обновленческие литургические реформы Антонина заключались в призыве к «возврату к богослужебной практики Древней Церкви» (девиз всех протестантских движений!), а именно в «возрождении» древних чинов литургий. Основной труд Антонина так и называется: «Божественная литургия, рецензированная по чинам древних литургий митрополита Антонина», 1923 год
Святой Патриарх Тихон 8 ноября 1923 г. выпустил распоряжение, в котором распорядился отложить введение нового стиля.[1] Однако неверным представляется мнение прот. В. Виноградова, что только это обстоятельство повлекло отмену нового стиля. Патриарх делал все для того, чтобы новый стиль фактически не был введен. Активным помощником Его Святейшества в этом был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), святые мощи которого находятся ныне в Сретенском монастыре.
Отмена решения о введении нового стиля было неприятной неожиданностью для Тучкова, возможно это послужило одной из причин ареста и отправки в концлагерь архиепископа Илариона (Троицкого), который был арестован 15 ноября. Фактически, мужественное отстаивание юлианского календаря в жизни Церкви стоило священномученику Илариону жизни.
20 ноября Антирелигиозная комиссия, у которой возвращение к старому стилю вызвало понятное недовольство, принимает решение: «А).Поручить тов. Тучкову провести через Тихона новый стиль и отменить введение старого Б.) Поручить ему же срочно расклеить и распространить Тихоновское воззвание о введении им нового стиля».[2] Тучков попытался распространить воззвание, но оно не имело надлежащего эффекта.
В декабре 1923 г. Тучков опубликовал подложное послание от имени Патриарха, в котором сообщалось, что Патриарх объявленного им нового стиля не отменял, но что разрешается на местах, с согласия местных советских властей праздновать наступающий праздник Рождества Христова и по старому стилю. Как свидетельствует прот. В. Виноградов, ему не удалось установить происхождение этого документа, т.к. через Патриаршее Управление он не проходил, никому не рассылался и известен только по газетам. Никакого практического применения в церковной жизни этот документ не имел. Прот. В. Виноградов предполагал, что «этот документ, составленный кем-то и как-то наспех, понадобился Тучкову, чтобы затушевать перед какими-то высшими советскими органами полную неудачу своих махинаций при попытке навязать патриаршей Церкви новый стиль.[3] Этот документ интересен тем, что эта первая публикация подложного документа, предпринятая ГПУ от имени Патриарха.
К этому времени Патриаршей Церкви удалось значительно укрепиться. Как отмечалось в докладе «Деятельность тихоновцев», подготовленном 2 отделением Секретной части московского городского отдела ГПУ: «в Москве тихоновщина более или менее успешно расправилась с обновленчеством».[4] Все попытки ГПУ дискредитировать Патриарха окончились неудачей, поэтому с середины ноября 1923 г. ГПУ меняет тактику и переходит к политике репрессий, не оставляя тем не менее попыток дискредитировать Патриарха.
Таким образом, из вышеизложенного очевидно, что Патриарх Тихон не только не был сторонником введения нового стиля в Церкви, но и вместе со священномучеником Иларионом (Троицким) сделал все для того, чтобы, несмотря на колоссальное давление властей, новый стиль не был введен в Русской Православной Церкви.
[1] ЦА ФСБ Д. Н-1780 Т.5. Л.231 а.; Опубл.: Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам ЦА ФСБ. М., 2000. С.362-363.
[2] РГАСПИ Ф.17. Оп.112. Д.565. Л. 43; Опубл.: Архивы Кремля. Т.1. С.532.
[3] Виноградов В.П. протопресвитер. О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона (1923-1925) // Церковно-исторический вестник. 1998. №1.. С.23.
[4] ЦА ФСБ Д, Н-1780. Т.4. Л.356.