Но вот однажды, не очень много времени спустя после чудесного прибытия Святой Иконы в Семипалатинскую крепость, среди ночи, Святая Икона вдруг исчезла из крепостного храма и лишь после долгих и тщательных поисков ее нашли в ущелье, в 2-х верстах от крепости, ниже по течению Иртыша, стоящею на сучке тополя, с горящею перед нею свечею. Из-под корня дерева бил ключ прозрачной, холодной воды. Святую Икону сняли с дерева и снова поставили в храм.Ключ, бивший из-под корня дерева с этого времени получил в народной молве название святого. Он находится в ущелье, между довольно значительными холмами, покрытыми сосновым лесом, саженях в 50 от реки Иртыша и стремительно бьет из отверстия, очень похожего на чело русской печи. Вода в ключе замечательно чистая, прозрачная, летом весьма холодная, а зимою — теплая. В весеннее и летнее время, начиная с Мая месяца и в течении всего Июня, сюда заходят и заезжают многие (в иной день человек по 100) из идущих и едующих в Семипалатинск и из Семипалатинска; в особенности те из них, кои посещают означенный город с целью поклониться святой многочтимой Семипалатинско-Абалакской Иконе Божией Матери. Помолившись на месте чудесного явления Святой Иконы, богомольцы пьют воду из «святого ключа», а многие берут ее несколько с собою для благоговейного употребления в случае немощей телесных.В 40-ых годах текущего столетия (XIX век — В.А.), над святым ключем, в воспоминание чудесного явления здесь Иконы Божией Матери и в благодарность Небесной Владычице за исцеление от продолжительной болезни глаз водою из святого ключа, один военный чиновник устроил навес, вроде часовни. Под этим навесом были поставлены святые иконы и между ними, разумеется, прежде всего копия Семипалатинско-Абалакской Иконы Божией Матери. Здесь же хранилась тетрадь, в которую заносились исцеления, полученные от Святой Иконы, от масла из лампады при Святой Иконе и от воды из святого ключа. К величайшему сожалению, лет 20 тому назад, во время сильного пожара, случившегося в этой часовне, вместе с другими вещами, сгорела и книга. С тех пор запись чудес хотя и не ведется, но многочисленные рассказы богомольцев и приклады к Святой Иконе в виде миниатюрных человеческих рук, ног, голов, глаз ясно свидетельствуют о множестве чудотворных исцелений и милостей Божиих, изливающихся на людей, прибегающих с верой к Господу и Его Пречистой Матери.Вместо сгоревшего навеса, в конце восьмидесятых годов, известный благотворитель здешнего края Павлодарский купец Артемий Иванович Деров, построил очень изящную деревянную часовню. В ней, как и прежде под навесом, кроме разных икон, пожертвованных усердием богомольцев, находятся прекрасные копии Абалакской и Семипалатинской Иконы Божией Матери.Для помещения богомольцев и причта около «святого ключа» на частные пожертвования построены летние бараки. Для постоянного сторожа имеется бревенчатый дом.С давнего времени ежегодно 7 Июля в Семипалатинске совершается крестный ход из города на «Святой Ключ». Тотчас по прибытии крестного хода «на святой ключ», здесь, близ деревянной часовни, построенной над ключем, под открытым небом совершается торжественное всенощное бдение, продолжающееся далеко за полночь. Народа «на святом ключе» в это время бывает тысячи 2-3 человек. Весь этот народ ночует здесь же: кто в бараках, кто под навесами, а кто и просто под открытым небом.
Источник: Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. С приложением 24 рисунков и карты. Омск, 1900. VIII, 422, IV с., 24 л. ил., карт.