Успенский собор, 1859—1860 гг.
Памятник кирпичный, оштукатуренный, квадратный в плане, с полукруглыми апсидами и, вероятно, пристроенным позднее западным притвором, трехнефный, пятикупольный. Стоит на террасе, на которую с северной стороны ведет парадная лестница. Выполнен в древнерусских формах, его украшают пучковые полуколонки, кокошники, бусины. Купола на восьмигранных барабанах с шатровым завершением. Центральный купол — световой, угловые — декоративные. В интерьере сохранилась тематическая роспись в барабане и парусах. Здание пострадало в годы Великой Отечественной войны, восстановлено в 1950-е годы, интерьер переделан полностью.
Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 139издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год
Сооружение большого соборного храма было заветной мечтой настоятеля архимандрита Арсения (Митрофанова). Проектирование его он предложил сделать известному петербургскому архитектору, академику А.М. Горностаеву. Характерной чертой проекта явилось совмещение византийских форм и традиций русского зодчества. «Для построения этого прекрасного храма, – свидетельствует Григорий Кулжинский, – пришлось преодолеть много трудностей». Теснота места, где предполагалось строить собор, потребовало отсекать горы, укреплять их кирпичными стенами, засыпать неровности оврага.
Ровно через месяц после закладки собора, 12 октября 1859 года, архимандрит Арсений скончался, и многотрудное дело созидания этого храма перешло в руки его преемника – архимандрита Германа. 4 сентября 1868 года Успенский собор был освящен Высокопреосвященнейшим Макарием, архиепископом Харьковским и Ахтырским. Внушительны его размеры: высота – 53 метра, длина по линиям восток-запад – 42 метра. Успенский собор представляет собой большой четырехстолпный крестовокупольный храм с пятью главами и тремя невысокими апсидами. Храм трехпрестольный: центральный придел его посвящен Успению Богоматери, южный придел – святой великомученице Варваре и мученице Татиане, северный придел – святителям Димитрию Ростовскому, Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому. После закрытия монастыря советской властью соборный Успенский храм был кощунственно перестроен под кинотеатр.
В 1995 году Святогорским монастырем была начата реставрация Успенского собора, при этом из памятника архитектуры, «охраняемого государством», было вывезено 2600 тонн чужеродных железобетонных перекрытий. 8 сентября 2000 года Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир в сослужении 5 архиереев совершил его освящение.
Алтарные апсиды Успенского собора украшены рядом полуколонн с «бусинкой». Фасады разделены на три части пучковыми полуколонками и заканчиваются килевидными закомарами, украшенными лепными розетками. Вверху возвышаются пять восьмигранных барабанов с рядами кокошников в нижней части. Четыре барабана меньшего размера и центральный большой, имеющий широкие окна. Над барабанами сделаны шатровые купола, увенчанные небольшими позолоченными луковками. Несмотря на всю массивность, собор кажется чрезвычайно легким и изящным. Внутри стены собора украшены писанными на холсте изображениями святых в сорока позолоченных рамах большого размера. Среди других святых представлены иконы всех преподобных, просиявших в Святых Горах. Левый трехсвятительский алтарь расписан в конце 2000-х годов. В центре расположено изображение Господа Иисуса Христа, по обеим сторонам от него — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Все эти изображения выполнены в полный рост. В медальонах написаны святители Митрофан, Тихон и Димитрий. На своде алтаря икона Пресвятой Богородицы с коленопрелоненными ангелами и парящим в виде голубя Духом Святым.
Со временем собор украсился пятиярусным резным иконостасом с иконами, писанными на золоте, двенадцатью вызолоченными паникадилами, резными киотами и сенями над почитаемыми святынями: чудотворной иконой Божией Матери Святогорской и мощами преподобного Иоанна Затворника. В боковых приделах установлены четырёхъярусные иконостасы. Для написания икон праздничного и пророческого ряда правого придела послужили иконы Кирилло-Белозерского монастыря, иконы местного ряда и Деисуса – Византия XIV века. Царские врата – Сербские. Иконы праздничного и пророческого ряда левого придела также Кирилло-Белозерского монастыря. Деисис – Звенигородский чин XIV века. Спаситель местного ряда – русских писем XIV век. Над иконостасом центрального придела написана икона Благовещения – Византия XIV век.
В соборе находятся главные святыни Лавры: чудотворная икона Божией Матери «Святогорская» и мощи преподобного Иоанна Затворника. Они находятся «в четырехстолпных резных деревянных сенях». Образ Божией Матери украшен сребропозлащенной ризой, с цатой и венцом в стиле XIV века. Над ликом Богородицы размещены изображения пяти Богородичных праздников, по сторонам иконы — покровителей четырех Лавр Русской церкви: прпп. Антоний и Феодосий Печерские, св. блг. князь Александр Невский, прп. Сергий Радонежский и прп. Иоанн Затворник. Множество серебряных лампад разливает тихий свет, освещая лик Пречистой Девы.
Перед солеей в деревянных, украшенных резьбой раках положены для поклонения мощи новопрославленных Святогорских святых. С левой стороны раки с мощами преподобных Феодосия, Киприана, Лонгина, Исаакия и архимандрита Арсения. С правой стороны преподобноисповедники Михаил, Трифон, Иоанн, преподобный Иоанникий, в малом ковчеге мощи архимандрита Германа. Возле западных столпов храма установлены два больших мощевика с частицами мощей преподобных Киево-Печерских. С правой стороны собора, у южной ее стены, под иконой Пресвятой Троицы, в деревянной нише под стеклом, выставлены два мощевика, один из которых изготовлен в форме креста. Оба эти мощевика содержат мощи многих великих угодников Божиих.
В храме, на правом западном столпе, находится Икона Архангела Михаила с деяниями, список с древней чудотворной иконы. Икона Архангела Михаила с деяниями написана по просьбе прп. Евфросинии Московской – в миру княгини Евдокии, супруги святого благоверного князя Димитрия Донского. Уже после кончины своего державного супруга прп. Евфросиния удостоилась явления Небесного посланника, объявившего ей о скором отшествии из сего мира. После этого необычайного события святая лишилась дара речи и знаками просила написать изображение Небесного воина. Дважды подносили ей изображения, созданные искусными иконописцами, но лишь в третьей иконе, на которой был изображен Архангел Михаил, узнала она своего посетителя. В этот момент уста ее отверзлись, и святая восславила Бога. Икону Небесного воеводы она завещала передать в Архангельский собор, где покоятся останки ее супруга.
На левом и правом задних столпах, друг напротив друга, установлены иконы «святитель Иоанн Златоуст в житии» и «Святой великомученик Феодор Стратилат в житии». Это списки с икон XVI века, находящихся в Переславском монастыре святого великомученика Феодора. Написаны они по следующему случаю. Когда царь Иоанн Грозный в 1557 году въезжал в город Переславль-Залесский, то получил известие о рождении сына царевича Феодора. В память об этом событии он повелел написать иконы своего святого покровителя, а также покровителя своего новорожденного сына и установить их в Переславском монастыре.
В соборе находится икона Пресвятой Троицы, точная мера и подобие иконы прп. Андрея Рублева, прориси для нее были сняты в Третьяковской галерее, где хранится сейчас оригинал самой известной в мире русской иконы. В левом приделе положена на аналой икона святителей Митрофана и Тихона с частицами их мощей. Это дар обители епископа Алипия (Погребняка). Частица мощей находится и в иконе покровителя обители преподобного Алексия, человека Божия.
Лепной декор храма в недавнее время был покрыт сусальным золотом. Своды между колоннами расписаны изображением крестов на фоне богатого орнамента. В медальонах помещены иконы святых. На престоле храма по великим праздникам устанавливаются сионы. С ними в руках в положенное время дьякона совершают каждение храма. Сионы сделаны по образцу большого сиона собора Софии Новгородской. Внизу сребропозлащённого Сиона изображены двенадцать апостолов, вверху он украшен аспидным камнем. Кроме резного иконостаса в храме многие иконы имеют резные деревянные кивоты, по древним образцам сделано игуменское место. Пол собора украшен рисунком из белого мрамора, серого гранита и лабрадорита, в центре храма выложена восьмиконечная звезда.
Площадка возле собора ограждена чугунной решеткой, по вечерам площадь освещается светом фонарей старинной формы. Подъем к собору идет по двум гранитным лестницам. На нижней площадке построены два мраморных фонтана, в центре которых установлены большие мраморные кресты. Вода этих фонтанов дарит радость всем в знойные летние дни.
Успение Пресвятой Богородицы — престольный праздник Святогорской Лавры. Накануне совершается праздничное всенощное бдение с литией вокруг собора. В самый день праздника, 28 августа, в Успенском соборе служится водосвятный молебен с акафистом на распев Успению Богородицы, затем Божественная литургия, по окончании которой совершается крестный ход вокруг Успенского собора с чтением Евангелия и многолетиями.
http://svlavra.church.ua/xramy-i-chasovni/uspenskij-sobor/
Наступил 2000-й год. Волей Божией, преодолевая многие сложности и препятствия, Святогорская обитель, с помощью благотворителей и трудами братии во главе с отцом наместником год за годом восстанавливала и, в конце концов, восстановила главную святыню монастыря – храм Успения Божией Матери. Таким образом, за прошедший пятилетний период были произведены следующие работы: за время реставрации из собора вывезено 2600 тонн чуждого строительного материала, или – в ином пересчете – около 40 грузовых вагонов, выложен уничтоженный свод над центральным алтарем, перекрыты шатры куполов, вызолоченных вместе с крестами, внутри и снаружи собора сбита старая, непригодная штукатурка и положена новая, заменена кровля, восстановлена кладка сводов над алтарной частью храма, устроена солея перед алтарем, произведена внутренняя и внешняя побелка, поставлены новые окна, двери, лепнина, новые кованые решетки, выстроены кирпичные каналы в полу и в них проведено отопление, для освещения храма привезены из подмосковного Софрино и повешены 12 позолоченных паникадил, самое большое из которых имеет без малого две с половиной тонны веса, приобретена церковная утварь, частью пожертвованная, а частью купленная самим монастырем, устроены левый и правый клиросы, огражденные резной деревянной оградой, отреставрирована сохранившаяся живопись, изготовлены резные деревянные сени для чудотворной иконы Богородицы «Святогорская» и мощей преподобного Иоанна Затворника, сооружены сначала три временных иконостаса, собранных из простых фанерных щитов, украшенных образами, а затем вместо них установлены иконостасы резные, величественные, центральный из них – пятиярусный, завершающийся распятием, а два боковых, левый и правый, – четырехъярусные, сделаны застекленные раки для обретенных мощей десяти прославленных святогорских святых, начата роспись внутренних стен собора, убранного многими большими образами, размещенными вверху, на стенах и колоннах храма, в круглых и квадратных рамах из золоченого дерева, и внизу, у стен и колонн, в резных деревянных киотах поставлены большие писанные иконы.Кроме прочих работ, связанных с внутренней и внешней реставрацией и убранством Успенского храма, были произведены следующие: пространство вокруг собора выложено каменной плитой, стилобат, на котором высится храм, обложен красным облицовочным кирпичом, а сам собор с северной и отчасти восточной стороны обнесен узорной железной оградой черного цвета, отлитой из стали и по всему периметру освещен красивыми электрическими фонарями. С южной стороны соборного двора устроен птичник с оборудованными клетками для редких пород заморских, «райских» птиц и животных. В одной их клеток имеется пруд с фонтаном и мостиком, в других – соответствующая растительность или приличная для питомцев обители среда: песок, ветки, камни, лесенки, веревки с кольцами и пр. В монастырском птичнике обитают красивой окраски павлины, фазаны, цветные попугаи, по соседству с которыми за сеткой-стеной бродят носухи и проч. Большая и малая лестницы, ведущие с северной стороны к храму, покрыты красным гранитом и снабжены изящной черной оградой стального литья. С правой и с левой стороны большой центральной лестницы установлены фонтаны-кресты, изготовленные из белого мрамора и источающие в теплое время года водные струи в такие же беломраморные бассейны овальной формы. Основные восстановительные работы, начатые в Успенском соборе 1995 году, были завершены в 2000-м, некоторые же, такие как роспись, продолжаются до сего дня. Все они выполнялись и выполняются по мысли и воле Святогорского наместника отца Арсения в совете с мастерами-специалистами.
8 сентября 2000 г. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины, в сослужении митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, архиепископа Горловского и Славянского Илариона, епископа Вышгородского Павла, наместника Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, епископа Изюмского Онуфрия, викария Харьковской епархии, совершил его освящение.
Таким образом, Свято-Успенский храм Святогорской обители был освящён после семидесятилетнего осквернения. В него, словно в сокровищницу, стали собираться многие христианские святыни: иконы замечательного письма, мощи святых угодников Божиих, кресты и ковчеги с частицами святых мощей, принадлежавшие святогорцам-исповедникам прошлых времен. наместник, братия, трудники и богомольцы, жертвователи и благотворители действенным трудом старались прибавить к славе возрожденной и освященной святыни. Со временем храм украсился резным пятиярусным иконостасом с иконами, писанными на золоте в каноническом стиле XIV–XV вв., 12-тью вызолоченными паникадилами, из которых центральное на 168 свечей весит около 2,5 т. Надо сказать, что пятиярусный иконостас центрального придела Успенского собора создавался на протяжении 2000-2003 гг. и занимает пространство 17,5 м в высоту и 15 м в длину. Структура и характер его резьбы ориентированы на образцы XVII в., поэтому для его изготовления было использовано такое дерево как дуб, кедр и липа. Иконы писались на золотом фоне и достигают до 2,6 метров в высоту. Они являются копиями лучших образцов русской и византийской иконописи разных эпох и школ. Так, например, для написания Царских врат, Деисуса (второй ярус) и праздничного ряда образцом послужили иконы прп. Андрея Рублева из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (1425-1426 гг.); для икон же местного ряда – Спаситель и Божия Матерь «Душеспасительница» – образа из Македонии (I четверть XIV в. г. Охрид); образ «Успение Богородицы» – был создан в соответствии с таким же образом, принадлежащим Тверской школе иконописания (XIV в.); пророческий ряд относится к иконописной школе Дионисия (Кирилло-Белозерский монастырь); Распятие с предстоящими – к образцам Византийской мозаики XI столетия.