Согласно готовящейся к изданию книге «Историко-статистическое описание Свято-Успенской Святогорской Лавры», идея построить в обители храм в честь Преображения Господня принадлежала архимандриту Арсению (Митрофанову). После освящения Николаевской пещерной церкви в 1848 г. и закончившейся в 1851 г. реконструкции наскального храма того же угодника Божия, он задумал посвятить возобновленный храм Преображению Господа нашего Иисуса Христа. Церковь стояла почти на вершине Святогорского Фавора — горы, возвышающейся над меловой скалой и своим местоположением напоминающей Преображенский храм на горе Фавор в Палестине. Однако давность посвящения этого места Мирликийскому архипастырю удержала святогорских возобновителей от этого шага, и наскальный храм в 1851 г. снова был посвящен святителю Николаю.
В 1859 г. архимандрит Арсений на вершине горы (для большего сходства с Палестиной) совершил закладку нового храма. Установлено имя автора этой прекрасной церкви и обнаружен её проект. Создал её известный архитектор, профессор Август-Вильгельм Фридрихович Петцольд (1823-1891 гг.). Проект Преображенского храма найден в музейном фонде Воронцовского дворца в Крыму. Вполне вероятно предположить, что столь отдалённый адрес нахождения проекта связан с Татьяной Борисовной Потёмкиной, которая могла хранить его у себя в крымском имении под Ялтой. После революции и национализации имения Потёмкиных часть их архива попала в музей.
Двухэтажная, изящной архитектуры церковь Преображения Господня сооружена на средства Т.Б. Потёмкиной и графинь Варвары и Софии Ланских. В «Ведомости о церквах» за 1870 г. пишется: «…Внутри и снаружи оштукатурена; покрыта листовым железом, окрашенным зелёною краскою; средний купол покрыт белым листовым железом; на куполе, алтаре и над входом храма утверждены железныя вызолоченныя главы с такими же крестами».
Верхний Престол освятил в 1864 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Макарий (Булгаков) в честь Преображения Господня. На средства графинь Ланских в верхнем храме установили резной, с древневизантийскими орнаментами, иконостас из дуба, «некрашеный и без позолоты», с Царскими вратами из кипариса и 19 иконами хорошей живописи по золотому фону, писанными на железных досках. Иконостас, сделанный в Санкт-Петербурге, обошёлся в 7000 рублей. Престол Преображенской церкви был облачён белым серебряным глазетом, обложенным сребропозлащенным гасом. Крест с его передней стороны вышит золотом и украшен недорогими камнями. Т.Б. Потёмкина пожертвовала для храма двухъярусное медной латуни посеребренное паникадило с 25 подсвечниками (весом 1 пуд 3 фунта и стоимостью 50 рублей серебром). На полу в храме стояли два медной латуни посеребренных подсвечника весом 24 фунта каждый, один такой же подсвечник весом 26 фунтов и ещё один из того же материала весом 9 фунтов.
В нижнем этаже храма архимандрит Герман планировал устроить небольшую братскую больницу. «Чистый нагорный воздух, — писал А.Ф. Ковалевский, — чуждый сырых испарений от реки, чем особенно страдает Святогорье в своём низменном расположении на самом берегу Донца, давал ему надежды, что больница как раз будет уместна на Святогорском Фаворе, покрытом сосновыми деревами, хвойный воздух которых тоже мог быть очень полезен для чахоточных, количество которых всегда не мало в числе больных святогорской братии. Но Татьяне Борисовне Потёмкиной не понравилось это предложение отца Германа, и она настояла, чтобы в нижнем этаже Преображенского храма был устроен Престол в честь Казанской чудотворной иконы Богоматери, который и устроен там на ея иждивение». Нижний храм архиепископ Макарий освятил в 1865 г.
Отец Герман всегда жалел, что Татьяна Борисовна помешала ему поместить больницу в нижнем этаже, так как с её появлением Преображенская церковь могла бы иметь постоянное ежедневное богослужение. Вследствие же неисполнения его желания в церкви служили не часто, в основном, в летний период, так как храм не отапливался. «Пока была жива Татьяна Борисовна, — свидетельствовали современники, — то в летние свои приезды в Святыя Горы любила она слушать Литургию в этой церкви, около которой был ею построен небольшой летний дом и разведены богатые цветники, с ея же кончиною пустынно стало вокруг этой церкви, и самый дом ея, как более ненужный, был разобран» (Ковалевский А.Ф. Очерк жизни в Бозе почившаго Святогорской Успенской пустыни настоятеля, архимандрита Германа. — Х., 1894).
Преображенский храм окружала каменная ограда, обсаженная кустами сирени. С южной стороны, при вратах ограды, устроены 2 келии для сторожей. С северной стороны — каменная, покрытая железом, колокольня, и при ней ещё одна келия для сторожа. На колокольне находились пять колоколов, из которых самый большой весил 40 пудов.
Церковь Казанской иконы Божией Матери была не богата храмовой утварью. Престол храма облачала шёлковая голубая материя с белыми цветами, обложенная белым мишурным гасом. Опись монастырской ризницы конца XIX века насчитывала в церкви только две висячие медной латуни посеребренные лампады для свечей (весом по 12 фунтов) и стоявший на полу медной латуни посеребренный подсвечник (весом также 12 фунтов).
Безбожный советский период не пощадил венчавшего Святогорье Преображенского храма — в середине 1920-х годов материал от разборки церкви был использован для строительства электростанции санатория.
Замечательное описание Преображенского храма оставила Екатерина Жилинская: «…Пройдя последний поворот влево, с довольно крутым подъёмом, открываются ворота ограды и перед глазами — церковь Преображения Господня, редкой причудливой архитектуры, увенчанная серебристым куполом и ярко горящим на солнце крестом. Храм этот, благодаря тому, что построен на высокой горе, виден на очень далёкое расстояние от Святых Гор: первый — он ещё издалека приветствует путников, едущих и идущих в святую обитель; последний — их и провожает ещё долго и долго из мирной обители… Церковь эта двухэтажная. Наверху Престол во имя Преображения Господня; храм этот невелик, но все в нём изящно, со вкусом. Иконостас без всяких украшений, дубовый, академической прекрасной резной работы, некрашеный, стоит 7000 рублей. Царския врата из кипариса, такой же резной работы, как и иконостас, с изображением на них Благовещения Пресвятой Девы, а несколько ниже — четыре Евангелиста, стоящие в ряд, над Царскими вратами изображение Тайной Вечери, а над нею икона Нерукотвореннаго Спаса. В алтаре, на горнем месте, во всю стену большая икона Преображения Господня: Спасителя и Пророков окружают прозрачныя голубыя облака. На жертвеннике икона «Спаситель, молящийся о Чаше».
В нижнем этаже — храм во имя Казанской Божией Матери. Иконостас его выкрашен в белую краску и весь украшен золотою резьбой. На Царских вратах — Благовещение и четыре Евангелиста, над царскими вратами — Тайная Вечеря. На местном образе Спаситель изображён несущим Свой Крест, местная икона Божией Матери выдается своей живописью. Во всем Святогорском монастыре нет другой иконы, по живописи подобной этой — Лик Богоматери и Ея Предвечнаго Младенца положительно, как живые, выделяются из фона холста. Бесконечная любовь, милосердие, кротость — всё светится во взоре и каждой черте пренепорочнаго Лика Богоизбранной Отроковицы, на Ея руках сидящий Богомладенец поднял для благословения Свою младенческую Десницу; взор Его, как и весь Лик, столь прекрасен, что описать Его нельзя, таковым верно видел Его во время бегства Святаго Семейства в Египет разбойник, воскликнувший, что если б Сам Бог сошел на землю, не мог бы быть прекраснее этого Дитяти. С трудом только можно оторвать свой взор от этой иконы. Писал её петербургский художник Кадунов в 1876 г. Икона эта — дар Святым Горам Т.Б. Потёмкиной. В верхнем ярусе иконостаса помещаются четыре небольших иконы страданий Господа нашего Иисуса Христа. На горнем месте прекрасно изображён Распятый на Кресте Спаситель. На жертвеннике — страждущий Божественный Учитель в терновом венце и багрянице» (Жилинская Е. Святогорская Успенская общежительная пустынь. – Одесса, 1902).
2 сентября 2013 г. по благословению правящего архиерея началось восстановление когда-то разрушенной святыни — бригада рабочих занялась расчисткой фундаментов церкви Преображения Господня. Однако в связи с начавшимися на Донбассе воеенными действиями строительство, к сожалению, вынужденно остановилось.
Источник: http://svlavra.church.ua/2015/08/19/preobrazhenie-gospodne-prestolnyj-prazdnik-razrushennogo-xrama-svyatogorya/