Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Господь принял Крещение от святого Иоанна Предтечи, но Он крестился не так, как крестимся мы. Внешне это выглядело совершенно так же, но внутреннее содержание было иным. Если мы крестимся во отпущение грехов, то Господь, будучи безгрешен, не нуждался в этом, почему и спрашивает Его Иоанн Креститель: «Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?». Но Господь ответствовал ему: «Остави ныне, тако бо подобно есть нам исполнити всяку правду» (Мф.3:14-15). Ибо, крещаясь в воде, Господь освятил Собою всё водное естество. Поэтому в этот день и воспевает Церковь: «Днесь освящается вод естество».

То есть Господнее Крещение – это снисхождение благодати Божией на ту воду, которую мы сейчас с верою принимаем. Но праздник этот называется ещё и Богоявлением. Почему? Потому что в момент Крещения Господня явилась вся Святая Троица, потому что в этот день открылась тайна, сокровенная от веков, от народов.

До этого времени в книгах Ветхого Завета о Святой Троице говорилось очень прикровенно, как бы только в общих чертах и понятиях. Но говорилось. Вот, например, на вечерне читалась паремия о сотворении мира. Уже с первой строки книги Бытия, первой книги Ветхого Завета, говорится о Святой Троице, о том, что Бог един и Троичен в Лицах: «В начале сотвори Бог небо и землю» (Быт.1:1). По тексту первоисточника, т.е. того текста, который был написан на древнеарамейском языке, произносится это так: «В начале Боги сотворил небо и землю». Сказано: «Боги» – во множественном числе – потому, что речь идёт о трёх Лицах Святой Троицы.

«Сотворил» – Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего – потому что Бог един и троичен в Лицах. Но тогда было только сказано: «В начале Боги сотворил», но что значит – «Боги» и почему «сотворил» – не объяснялось. И только сегодняшний праздник раскрывает эту тайну Святой Троицы. «Боги» – это Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух, – но это едино Божество, Троица Единая и Нераздельная.

Праздник этот потому и именуется Богоявлением, что Бог является в Троице: Бог Сын, Господь наш Иисус Христос, принимающий Крещение от Иоанна; глас Бога Отца, свидетельствующий с Небес, что «Сей есть Сын Мой Возлюбленный»; и Дух Святой, сходящий на Сына в виде голубя.

Чин водоосвящения бывает двух видов — великим и малым.

Водоосвящение — [греч. ἁγιασμὸς (τῶν ὑδάτων); лат. aquae benedictio], церковное священнодействие, посредством которого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение. Совершение водоосвящения свидетельствует об обновлении и восстановлении через Христа всего творения, пораженного грехом, и служит к прославлению Бога; святая вода выступает средством освящения и вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом.

Великое освящение воды по традиции совершается дважды — в предшествующий празднику день, то есть в навечерие Богоявления (после праздничной вечерни) и в сам день праздника. Это — память об освящении вод реки Иордан при Крещении Господа Иисуса Христа. Чин этот совершается по образу крещального и уподобляется ему по смыслу.

Так же, как и вода таинства крещения, Богоявленская святая вода — великая святыня. В день Богоявления ею в знак благословения окропляют дома, домашний скот, различные предметы. Хранить такую воду нужно бережно, с подобающим благоговением. Свою свежесть она может сохранять дольше года. Богоявленскую воду принято вкушать натощак. С её вкушением или помазанием связаны многие свершившиеся чудеса. Существует также традиция освящать обычную воду, добавляя в нее богоявленскую.

Малое водоосвящение — чин водосвятного молебна — может быть совершено в любое время. Своим центром оно имеет подобную анафоре (центральной молитве Божественной литургии; прошение к Богу совершить чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы) торжественную молитву над водой и освящение воды через прикосновение к святыне — Кресту или святым мощам.

Центральная молитва малого водоосвящения состоит из обращения к Богу, воспоминаний об исцелениях, совершенных Христом, прошения о молящихся с поминовением Божией Матери и многочисленных святых, прошений о светских, церковных властях и о разных нуждах христианского народа и заключительного славословия. Таким образом, нет прошения об освящении воды, то есть она освящается в первую очередь через физическое прикосновение к святыне. Вкушать святую воду малого освящения, в отличие от Богоявленской, можно не только натощак. Она также используется для окропления различных предметов для их благословения.

Использованные материалы
1.Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа/ Сайт «Азбука веры»: https://azbyka.ru/days/prazdnik-svjatoe-bogojavlenie-kreshchenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista
2. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа/ Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь
3. Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
https://astreparh.ru/novosti-eparhii/2111-svyatoe-bogoyavlenie-kreschenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?