Стены самой древней северной обители Ленинградской области – Староладожского Успенского женского монастыря – уже много веков твердо хранят свои тайны. Они стали тюрьмой последней русской царицы Евдокии Лопухиной и настоящим спасением для святой княгини Анны. Помнят слезные молитвы родственниц осужденных декабристов. А когда-то сюда отправили непокорную Евдокию Диопер, жену Абрама Ганнибала – прадеда знаменитого поэта Пушкина.
Монастырь пережил годы революционного лихолетья и бережно пронес сквозь время истинный дух православия. Возможно, поэтому здесь так обильно изливается благодать. Удивительные чудеса, которые совершаются здесь, ставят в тупик даже крупных ученых. А святые источники неизменно несут исцеление всем людям, приходящим сюда с надеждой и покаянием.
Данный Небом
Точное время появления монастыря доподлинно неизвестно. В разные периоды ученые называли самое начало XII и даже конец XI века. Однако большинство считают датой основания 1157–1158 годы. Возможно, что строил монастырь Ростислав Рюрикович, живший тогда в Новгороде. По его приказу и могли возвести каменный Успенский храм, который позже оброс постройками и превратился в полноценный монастырь. Первое же летописное упоминание об обители относится к XVI веку.
Факт
Основание монастыря приписывают и святой Анне Новгородской. В миру – княгине Ингигерде, дочери шведского короля Олафа. Она стала первой женщиной русского престола, принявшей монашеский постриг. По некоторым источником это положило начало благочестивой традиции принимать монашество всем русским правителям, исполнившим свой государственный долг.
Так или иначе, точная дата и обстоятельства появления монастыря на берегах реки Волхов нам неизвестны.
Испытание стойкости
Жизнь возле этой церкви сложно назвать безоблачной. Деревянные постройки, огороды и сад – все это возводилось и разрасталось под заботливыми руками сестер. Первая серьезная беда постигла монастырь в Смутное время. Началась русско-шведская война 1610–1617 годов. Вражеская армия тогда захватила ряд пограничных крепостей, включая Старую Ладогу, и разорила близлежащие поселения. Печальная судьба постигла и монастырь.
Только после подписания Столбовского мира в 1617 году России удалось вернуть захваченные города, в том числе район Ладоги, разоренную обитель и ее храм. Но безвозвратно пропали письменные памятники, проливавшие свет на историю ладожских монастырей. Однако жизнь быстро вернулась на эту землю. Отстроили хозяйство, вновь освятили Успенский храм, возобновили монашескую жизнь.
Новая беда пришла в 1718 году. Деревянные постройки охватил сильнейший пожар. Выгорел практически весь ансамбль за исключением каменного собора. Жизнь в монастыре на Ладоге пришлось начинать заново.
Возрождение
Новый этап в истории монастыря начался уже в XIX веке. Началось активное строительство. Деревянные дома сменяли каменные. Росло число насельниц. Монастырь часто навещал известный петербургский проповедник Иоанн Кронштадтский. Позднее он был причислен к лику святых. Отмечая высокий уровень духовной жизни монастыря, отец Иоанн отбирал из числа сестер будущих настоятельниц для вновь открывавшихся женских обителей.
Не обходили монастырь вниманием и высокопоставленные особы. Среди жертвователей можно встретить графа Дмитрия Шереметева, известного мецената Алексея Томилова и Марию Александровну Романову, супругу императора Александра II.
Революция и время возрождения
Монастырь процветал на Ладоге до 1919 года. После революции церкви закрыли, земли и постройки отобрали. Непродолжительное время в монастыре работал детский дом, а затем специальная коррекционная школа. В XX веке обветшавшие постройки уже требовали серьезного ремонта. В 1958–1960 годах провели масштабную реставрацию храма: обновили фасад и снесли пристройки, искажавшие его вид. Однако духовная жизнь в старом монастыре замерла.
Его вернули православной церкви уже в XXI веке. В 2005 году началось возрождение Успенской обители. В монастырь постепенно вернулась монашеская жизнь, начались работы по восстановлению разрушенных построек и храма. С того же года здесь проводятся регулярные службы.
Архитектура монастыря: молитва в камне
Обитель XII века представляла собой разрозненный деревянный ансамбль из жилых и хозяйственных построек. Выделялся только храм Успения Пресвятой Богородицы из белого камня. К сожалению, большинство старых монастырских построек сгорели в пожаре 1718 года. Каменное строительство развернулось здесь только в 1820 году.
В 1873 году в западной части монастыря возвели Святые ворота. Но сама ограда еще долго оставалась деревянной. Полностью заменить ее каменной получилось только к началу XX века.
На углах стен выросли башни. Но если ворота отличались строгими классическими линями, то в башенках царила эклектика. В 1843 году в Свято-Успенском монастыре возвели двухэтажное жилое здание. Поддерживая строгий монашеский дух, его сделали достаточно лаконичным. От украшения фасада лепниной и другим декором отказались. Новый дом монастыря возле церкви заменил собой деревянные келейные домики для монахинь. Хотя какое-то время они еще продолжали существовать.
Второе рождение старого монастыря
Серьезному переосмыслению подвергся и Успенский храм. Его колокольня получила третий ярус, а общая высота постройки составила 32 м. В 1833 году у главного храма монастыря построен Благовещенский придел. Одновременно с этим перестроили западную паперть. На прилегающем кладбище возвели небольшую церковь святого Алексия. Сам собор также подвергся масштабной реставрации.
На территории Свято-Успенского монастыря возвели каменное здание трапезной в так называемом «русском стиле» по проекту архитектора К.И. Брандта, больничный корпус и его Крестовоздвиженскую церковь, а также многочисленные хозяйственные постройки. В начале XX века у монастыря появилось собственное подворье и храм в Санкт-Петербурге. Комплекс выстроили по проекту известного архитектора Василия Косякова. Возле самой церкви продолжилась реставрация ограды, а на территории появился новый двухэтажный корпус.
Благодаря спонсорским пожертвованиям Успенский монастырь значительно вырос. Но активное строительство без общего плана сделали комплекс несколько разрозненным. Единой гармоничной картины не получилось. Однако это нисколько не умаляет архитектурных достоинств монастыря. Работы выдающихся архитекторов своего времени стоят того, чтобы приехать сюда и увидеть Староладожский женский монастырь и его древний храм собственными глазами.
Что скрывает самая древняя церковь севера?
Многим Успенский монастырь известен как место заточения первой жены Петра I – Евдокии Лопухиной. Спокойная и консервативная, воспитанная по «Домострою», она с годами все больше расходилась во взглядах со своим мужем. К тому же современники отмечали ее недалекий ум и упрямство. Подстроиться под непростой нрав супруга Евдокия не могла и не хотела. Результат такой семейной жизни – принудительный постриг и ссылка сначала в Суздальский, а затем и Староладожский монастырь. Умерла Евдокия в 1731 году.
Еще одну опостылевшую жену сослали сюда в 1754 году. Ею стала Евдокия Диопер. Первая жена Ибрагима Ганнибала – прадеда известного поэта Александра Сергеевича Пушкина. Выданная замуж против воли Евдокия на дух не выносила собственного мужа и часто изменяла ему. А по некоторым свидетельствам даже пыталась отравить. Итогом такой семейной жизни для Евдокии тоже стал Успенский монастырь.
Святыми путями Старой Ладоги
Но не все женщины оказывались здесь против воли. Многие принимали монашеский постриг добровольно, желая посвятить себя служению церкви и Богу. Среди них – святая княгиня Анна Кашинская (1280–1368 годы). После смерти мужа Михаила Тверского она сначала удалилась в Софийский монастырь в Твери, а земной путь окончила уже в Кашинской Успенской обители. Здесь она приняла схиму под именем Анна.
Но куда более известна другая насельница монастыря – монахиня Мария. В миру известная как Елизавета Никитична Шахова, талантливая поэтесса конца XIX века. Умная, с прекрасным домашним образованием, она решила посвятить всю свою жизнь служению Богу и церкви. Никакие увещевания родственников не помогли. Посетив несколько монастырей, она в итоге оказалась в Успенской обители. Здесь она поселилась в деревянном домике, а в 1896 году приняла схиму. Но даже в монастыре она продолжала сочинять стихи, посвящая строки уже духовной стороне жизни.
Благие дары
Помимо Успенского храма в обители есть еще одна важная достопримечательность – колодец святой Варвары, небесной покровительницы монастыря. Его восстановили в 2010 году, а над самим источником возвели часовню. Согласно записям колодец в монастыре существовал вплоть до 1960-х годов XX века, но пришел в запустение.
Сегодня монастырь активно возрождается, и сюда стекаются многочисленные паломники и туристы.