В пяти километрах к северу от Луха, в селе Тимирязево располагается Николо-Тихонова Лухская пустынь. Основана она была в 1498 году преподобным Тихоном Лухским, чья канонизация в конце ХVI века послужила толчком к развитию обители. Мощи Преподобного Тихона были обретены в монастырском некрополе нетленными, и пошёл сюда поток паломников и жертвователей. В Смутное время насельники и монастырские крестьяне поддержали ополчение Минина и Пожарского деньгами, добровольцами и пастырским напутствием. Согласно местному преданию, Пожарский после победы над поляками заезжал в Тихонов монастырь и отплатил добром за добро. Мало-помалу подмонастырская слобода выросла в большое торговое село с ярмаркой, которая приносила обители доход, по личному царскому указу пустыни полагались все поступления с ярмарочных пошлин. Вот какое значение монастырю придавали в Первопрестольной! Однако все добрые помыслы людей порой бессильны перед стихией. Осенью 1678 года Николо-Тихонов монастырь сгорел дотла. И тогда лишившиеся храма и крова монахи задумались о каменном строительстве. Так появился Воздвиженский храм, один из ценнейших памятников архитектуры Ивановской области. Датированная 1680 годом церковь стоит в одном ряду с другими храмами ХVII века «соборного типа», надолго ставшими «законодателями стиля»для региональных зодчих. Колокольня позднейшая, её возвели в 1836 году по канонам классицизма. Однако зодчий проявил незаурядный вкус, и в монастырский комплекс колокольня вписалась не просто необходимой, но и очень красивой доминантой. 1680 год, год завершения строительства каменного храма, не принёс, однако же, в пустынь радости: в тот же год она лишилась независимости, будучи приписанной к Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю под Москвой. Подмосковные, увы, хватили лишку, подмяв под себя то, что содержать не имели ни сил, ни средств. Некогда богатая, хоть и маленькая, Лухская обитель пришла в совершеннейшее запустение. Лишь в 1743 году челобитная императрице Елизавете устранила несправедливость, и монастырь снова стал самостоятельным. Гроза, разразившаяся при Екатерине II и разорившая многие русские обители, дошла и до берегов Луха сравнительно тихими отголосками.
Согласно печально известному указу о секуляризации, монастырь не закрыли и даже не отправили за штат, оставив третьеклассным. И хотя монарший указ отбирал у монастыря все земельные владения, у него оставались богатые покровители из местных посадских и дворян, так что ХVIII век он пережил вполне успешно и даже продолжил каменное строительство. Были построены Святые ворота с оградой, придельный храм, настоятельские и позже братские кельи. Павел I, принципиально отменивший многие екатерининские указы, вернул обители рыболовецкие участки по рекам Луху и Возополи, мельницу и 20 десятин подмонастырской земли. В начале ХIХ века пустынь на собственные средства выстроила духовное училище на 200 человек. Строительство колокольни поставило эффектную точку в формировании монастырского ансамбля. Закрыли Николо-Тихонову пустынь в 1930-е годы. На территории обители разместилась машинно-тракторная станция. Храмы были обезглавлены, но не разрушены. Монашеская жизнь возродилась по указу Святейшего Синода от 16 июля 1995 года.