Основные иконографические образы святителя Николая.
Тип изображения «Поясной»
Святой изображен по пояс, с благословляющей правой рукой и Евангелием, открытым или закрытым, в левой руке. Святитель облачен в пурпурного цвета фелонь и омофор — широкую длинную полосу материи с изображением крестов — знак архиерейской власти. Омофор символизирует уподобление епископа Христу в попечении о спасении людей и особую полноту Божественной благодати и силы, даваемых ему для этого.
Левая рука святого, держащая Евангелие, покрыта омофором и ризой – в знак почтения к Божественным Словам.
Слева и справа от святителя часто изображаются фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде, которое произошло на Никейском соборе 325 г. Согласно церковному преданию, святой Николай во время споров дал пощечину нечестивому Арию, чье учение определено как еретическое, и за это был лишен священства. Но многим было видение, как Сам Спаситель и Божия Матерь принесли св. Николаю Евангелие и омофор — знаки святительского достоинства. После этого ему вернули сан архипастыря.
Тип изображения «Ростовой»
В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, в позе, напоминающей Оранту. В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор.
Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Изображение святителя Николая в полный рост с Евангелием получило название «Николы Зарайского» по названию города, где находился образ.
Другой тип ростового изображения святителя Николая – «Никола Можайский». Николай Чудотворец изображен с мечом в правой руке и городом (крепостью) в левой руке. На этих иконах святитель почитается как защитник христианских городов. Назван образ «Можайским» в честь чудесного прославления святого в городе Можайске. Во время нападения на город его защитникам чудесно явился святитель Николай, стоящий в воздухе над собором с мечом в одной руке и с собором в другой руке. Собор в знак сохранения его был обнесен крепостными стенами. Устрашенный грозным видом святителя неприятель бежал, а спасенные жители «сделали резное изображение чудесного явления». Резная деревянная скульптура святителя Николая стала прототипом для иконографии. Некоторые исследователи считают такую иконографию заимствованной из Западной Европы, где культивировался образ воинствующего епископа с мечом в руке.
Оплечные изображения св. Николая известны в русской иконописи с конца XV в., а в Византии значительно раньше. Они возникли как сокращенный вариант поясных изводов, и наибольшее распространение получили в 16 веке. Подобные иконы часто писали по царским заказам, так как Иван Грозный был посажен на великое княжение в Николин день — 6 декабря 1533 года — и считал святителя Николая своим покровителем. Их количество не многочисленно, потому, что они фиксировали только лик крупным планом и фрагменты фелони и омофора на плечах, а было необходимо показывать и благословляющую десницу святителя Николая, «Архиерея Божьего». Позднее, в 19 веке, популярность таких образов снова возросла, особенно в старообрядческой среде.
Святитель Николай изображен оплечно, так, что виден только белый омофор с темными крестами и небольшой треугольный фрагмент ворота, украшенный драгоценными камнями. Лик крупный с высоким и широким лбом, крупными глазами, тонким длинным носом и небольшим ртом. Привлекательной чертой оплечных образов небольшого размера является близость изображения к молящемуся: лик и плечи святого занимают почти всю поверхность доски, голова с нимбом касается верхнего поля, как бы выступая навстречу смотрящему на икону.
Оплечные изображения св. Николая могут входить в изводы с избранными святыми на полях, которые устанавливались в храмах, и в пядничных моленных иконах, писавшихся по частным заказам родовитых семей.
Исключительным образцом оплечной иконографии является образ «Никола Отвратный», изображающая святителя, как свидетельствуют надписи на иконах, отвращающим от зла, бесов, несчастий и всякой скверны. Она появилась в XVIII в. и получила широкое распространение в старообрядческих храмах. На таких иконах св. Никола угодник представлен чаще всего оплечно, со слегка повернутой вправо головой, отведенными влево зрачками сильно укрупненных глаз. Внесение динамики придает образу психологическую напряженность. Этому способствует изображение в нижней части некоторых икон пальцев благословляющей десницы святителя и фрагмента закрытого Евангелия в сильном ракурсе. Существует предположение, что подобный образ почерпнут из клейм житийных изводов «Изгнание беса из кладезя».
«Никола Зимний», «Никола Летний», «Никола Мокрый»
В народной культуре также возникают специфические названия образов святителя Николая.
Выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре, а «вешний» — с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству. С того времени на иконах голова «Николы зимнего» была облачена в митру.
Необычное название «Никола Мокрый» образ Святителя получил благодаря чуду, произошедшему в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды.
История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы — «Никола Дворищенский». Круглые иконы встречаются редко. Imagines clipeatae, т. е. изображения, вписанные в круглое обрамление, которое имитирует форму щита (clipeus), были широко распространены в позднеантичном и раннехристианском искусстве. Их круглая форма символизировала как триумф, победу, так и принадлежность к иному, высшему миру.
Тип изображения «Житийные иконы»
Огромную группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы св. Николая Чудотворца, известные с ХIII–ХIV вв. Они основаны на большом количестве списков жития святого, акафисте, текстах служб, «Русском поучении XI века», «Сказании о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань» (1225 г.) и т. д. Житийные иконы имеют самую совершенную и разработанную иконографию, как в целом, так средника и клейм в отдельности. Известны чудеса, которые происходили на Руси – например , чудо о киевском детище. Могли быть различные перестановки в составе житийного повествования – это откладывало отпечаток на характер иконографии св. Николы.
Основные сюжеты клейм: рождение, обучение грамоте, поставление во священники, помощь в бедах. Излюбленными среди круга житийных сцен стали чудеса Святителя Николая: «Спасение корабля во время бури», «Чудо о трех корабельщиках» «Возвращение Агрикова сына Василия из сарацинского плена», «Спасение трех мужей от казни».
Среди житийных икон святителя Николая выделяют тип «Никола Великорецкий». В среднике представлено поясное изображение святого Николая в святительском облачении. Средник окружают восемь житийных клейм. Композиционной особенностью житийных икон Николы Великорецкого является крупный размер клейм, равных по величине среднику. Выбор сюжетов объясняется не последовательностью житийной хронологии, а их значением — они объединены темой пастырского служения: 1. Приведение во учение. 2. Явление святителя Николая царю Константину во сне. 3. Спасение Димитрия от потопления. 4. Служба святителя Николая. 5. Чудо о корабельниках. 6. Избавление трех воевод от казни. 7. Спасение Василия, Агрикова сына. 8. Погребение святителя Николая. Икона «Никола Великорецкий», по преданию, была чудесно обретена на берегу реки Велико. около Хлынова (Вятки) в начале XVI века. В 1555 году, по желанию царя Ивана Васильевича Грозного, икону принесли в Москву. Копии с иконы были также посланы в Вологду, Тотьму и другие города. Через год образ был возвращен в Вятку.
Чудотворная икона до наших дней не сохранилась — существует лишь ряд списков, к числу которых принадлежит образ из Кириллова монастыря.
В каждом регионе были свои «любимые» сюжеты, которым уделялось особое внимание. Так, сюжет «Чудо о трех корабельщиках» был чрезвычайно популярен в Новгороде, Пскове. В среднерусских иконах этот сюжет не встречается: видимо, он был особенно близок именно новгородским торговым людям. Клейма содержат рассказ о том, как купцы были ограблены и выброшены в море корабельщиками. Затем, благодаря помощи св. Николая, проглочены рыбой, «исплюнуты» ею на поднявшийся из морских пучин камень и на этом камне, как на корабле, доставлены к городу, правитель которого наказал корабельщиков и вернул купцам их товары. Новгородские иконописцы не ограничиваются одним изображением, а дают подробный рассказ в нескольких клеймах (новгородская икона 1551—1552 г. из ЦМиАР). Завершается житийный цикл «Перенесением мощей святителя Николая из Мир в Бари» – одним из центральных праздников Русской Православной Церкви.
Помимо рассмотренных иконографий образ святителя Николая входит в композиции «Беседной иконы Божией Матери», «Вселенских соборов», «Избранные святые» и др.
Портретов и фотографий святителя Николаса, разумеется, не существует. На что же опирались древние мастера при изображении святого?
1. Возраст — старец
Согласно житию, Никола Чудотворец жил долго и умер в преклонном возрасте, поэтому изображается он всегда старцем с седой бородой. Более точные детали: то, что борода короткая, например, а волосы чуть ниже ушей, — опираются, по всей видимости на устное предание, позднее зафиксированное в иконописных подлинниках.
2. Лик святости — святитель (архиепископ).
Святитель был архиепископом города Миры в Ликии, и этот факт накладывает самый значительный отпечаток на его иконографию. Святой всегда изображается в богослужебном облачении архиерея и с атрибутами епископского служения в руках.
3. Время жизни — IV век.
Жил святитель по преданию в IV веке, что тоже очень важно иметь ввиду. Дело в том, что одежды священнослужителей менялись с течением времени, и облачения епископа 4 века и 20 века имеют весьма значительные отличия, о которых мы поговорим ниже.
Основные атрибуты изображения святителя Николая
Иконографию Николы Чудотворца удобнее всего рассмотреть на примере его ростового изображения — на нем можно увидеть все обязательные элементы.
-подризник — нижняя богослужебная одежда священнослужителей: длинная и, как правило, светлая рубаха до пят с длинными рукавами.
-поручи — обязательный атрибут богослужебного облачения всех священнослужителей: зарукавья из плотной ткани на шнуровки, предназначенные для стягивания рукавов подризника на запястьях.
-епитрахиль — обязательный атрибут богослужебного облачения священников и епископов: узкая лента с крестами, которая надевается на шею и спускается спереди обоими концами почти до самого пола.
-палица — обязательный атрибут богослужебного облачения епископов: ромбовидный плат, привешиваемый на ленте на уровне бедра.
-фелонь (она же риза) — обязательный атрибут богослужебного облачения священников сегодня, а в древности также и епископов: широкий свободный плащ с вырезом для того, чтобы можно было надеть его через голову.
-омофор — символ епископского служения и обязательный атрибут богослужебного облачения: широкая лента с крестами, перекинутая через лечо, в древности почти всегда белого цвета.
-Евангелие — также является символом служения епископа: изображается на иконах святителей, как правило, закрытым и в левой руке, которая, в свою очередь накрыта полой фелони, омофором или просто отдельным платом в знак почтения к святыне.
-благословляющий жест правой руки — у святителей правая рука чаще всего изображается в именословном перстосложении: пальцы сложены таким образом, что образуют собой монограмму «IС ХС».
До определенного периода святителя Николу изображали только так, как описано выше. Однако со временем в его иконографии появляются дополнительные детали, это:
-митра — головной убор в виде шапки, украшенной драгоценными камнями, жемчугом, золотом, мехом и миниатюрными иконами.
-саккос — верхняя богослужебная одежда в виде широкой рубахи чуть ниже колен с широкими длинными рукавами.
-крест и/или панагия на цепочке поверх всех одежд.
Все эти элементы исторически являются атрибутами византийских императоров, которые они могли нередко жаловать своим приближенным в качестве почетных даров. Такие дары делали они и епископам. В качестве обязательных деталей епископского облачения митра, саккос и крест с панагией начинают использоваться в период между XV и XVII вв.
Николай Чудотворец жил в IV столетии и, конечно же, этих одежд не носил. Его изображения в митре, саккосе и с крестом или панагией на груди, как правило, датируются не ранее XVII века. Связано это с тем, что к этому времени эти одежды уже стали для епископов обычными и повсеместными, а иконописцы изображали то, что видели вокруг себя.
Как бы ни был изображен Святитель Николай, его узнаешь сразу — по доброму, понимающему взгляду, круглой седой бородке, такой «русской», по благодатной силе, исходящей от иконы. В этом и есть чудо иконописи – через символы и особые художественные приемы открыть перед человеком мир вечности и святости.
Использованные материалы
1. Икона Николая Чудотворца: иконография образа
2. Максимова Анна. Святой Николай Чудотворец. Иконография.
3. Партала Владимир, иерей. Краткое описание типов икон святителя Николая.
https://azbyka.ru/otechnik/ikona/kratkoe-opisanie-tipov-ikon-svjatitelja-nikolaja/