Святитель Иннокентий Камчатский (1797-1879)

Хронограф. Апостол Севера. К 226-летию Свт. Иннокентия Камчатского

— Итак, с победою вас, Николай Николаевич! То, к чему вы шли десять лет своего служения, свершилось! Амур – наш! – так поздравил Николая Николаевича Муравьева 16 мая 1858 года после подписания Айгунского трактата епископ Иннокентий Камчатский, многолетний сподвижник генерал-губернатора, просветитель и созидатель русского Дальнего Востока, Апостол Севера, учёный и миссионер, имя которого известно было даже в Европе…

Будущий Святитель родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Иркутской епархии в семье пономаря Евсевия Попова и был наречён Иоанном. Когда Ивану было 6 лет, отец его скончался, и мать осталась с четырьмя сиротами на руках. Помогал семье дядя, диакон Димитрий Попов. Он взял к себе на воспитание Ваню, выучил его грамоте и 9 лет определил в Иркутскую духовную семинарию. «Учился я хорошо, но чистого, без мякины, хлеба до выхода из семинарии не пробовал», — вспоминал о том времени владыка Иннокентий. Дядя не оставлял его попечением и в Иркутске. Овдовев и приняв монашество, он служил теперь здесь, и племянник навещал его, обучаясь теперь уже прикладным наукам и прежде всего механике, которой весьма увлекался дядя. Юный Иван показал немалые способности и к этому предмету. В одной из комнат семинарии он устроил водяные часы с боем. Колеса были сделаны при помощи простого ножа и шила, из дерева, циферблат — из писчей бумаги, стрелки — из лучинок.

В 1814 году скончался всеми почитаемся епископ Иркутский и Нерчинский Вениамин (Багрянский), и ректор семинарии в память Владыки дал талантливому ученику новую фамилию – Вениаминов.

В 1817 году Иван Вениаминов женился, был рукоположен в диакона, а по окончании семинарии определен учителем в приходское училище и принял священнический сан.

В 1823 году епископ Иркутский и Нерчинский Михаил (Бурдуков) получил указ Святейшего Синода с предложением направить священника на остров Уналашку, где учреждалась духовная миссия для просвещения светом Христовой веры инородцев. Желающих ехать не нашлось: все опасались связать свою судьбу со столь далеким и диким краем. Сперва и о. Иоанн не стремился к подвигу, но, узнав об усердии алеутов к молитве и слушанию слова Божия, принял решение ехать.

Путешествие, в котором сопровождала подвижника жена и дети, длилось долее года. Наконец, 29 июля 1824 года батюшка прибыл на место своего назначения. Сначала жить пришлось в землянке, затем о. Иоанн собственными руками построил деревянный дом. Всю домашнюю утварь, и даже стенные часы, он также изготовил сам. Вечерами вместе с детьми он отливал восковые свечи для своей церкви, а свободное время посвящал прогулкам с ними, в ходе которых обучал их познанию природы. Церковь в честь Вознесения Господня батюшка также построил своими руками, она была освящена два года спустя. «Невозможно лучше желать для сего края человека такой нравственности, таких познаний, благородного характера, с такой прилежностью к своей должности, каков отец Иоанн», – говорил о молодом священнике главный правитель Русской Америки Матвей Иванович Муравьев.

Край, в котором выпало служить будущему Святителю, был совершенно дик. Алеуты не ведали даже глиняной посуды. А дома иногда заменяли им собственные парки, рубахи из птичьих или нерпичьих шкурок и перьев. Это была единственная их одежда, не считая шапок, которые они делали, долбя выброшенные морем корни пней. Тем не менее батюшка отмечал, что с дикарями проще найти общий язык, чем с цивилизованными людьми, так как они чисты и бесхитростны и не знают зла мира. «Чем более знакомлюсь я с дикими, тем более люблю их и тем более убеждаюсь, что мы, с нашим просвещением, далеко, далеко отклонились от пути к совершенству, почти не замечая того; ибо многие так называемые дикие гораздо лучше многих так называемых просвещенных в нравственном отношении», — писал подвижник митрополиту Филарету Московскому. При этом алеуты оказались очень способным и разумным народом. Люди, не ведавшие самых простых предметов быта, знали однако же шахматы и прекрасно играли в них. Эту игру, по-видимому, некогда завез на острова кто-то из путешественников.

Батюшка много радел о своей пастве. Массово проводил прививание оспы, что позволило остановить эпидемии этой болезни у просвещаемых им народов. Построил больницу и сиротский дом. Часто совершал опасные поездки с острова на остров на маленьком челноке (байдарке), до того узком, что ноги можно было держать только протянутыми и прижатыми плотно одна к другой. Часто заставала подвижника в пути снежная буря, и он ночевал в ущельях, в тундре, выкопав себе в снегу яму.

О. Иоанн сразу же принялся за изучение их речи и создание письменности для их языка, которой у них еще не было. Составив алфавит для алеутско-лисьевского языка на основе кириллицы и словарь из 1200 слов, батюшка начал учить в школе чтению и письму детей алеутов. Он открыл училище для мальчиков, которых он не только обучал лично, но и все учебники для них были составлены им самим. По свидетельству Ивана Барсукова, о. Иоанн «всегда можно было встретить окруженного своими и чужими детьми и рассказывающего им из Священной истории или из Евангелия, своим простым, ясным и доступным языком, или играющего с ними в мяч; и для этого он надевал на себя сюртук. Гулял с ними по горам, заставляя их собирать разные камушки, и как сам любитель и наблюдатель природы, рассказывал им из области естествознания. Он положительно не мог переносить, если его дети сидели праздными, и как только лишь это заметит, то тотчас находил им разные занятия…».

В свободное время батюшка начал переводить на алеутско-лисьевский язык священные книги. Он перевел катехизис и Евангелие от Матфея. Затем была переведена на алеутский язык Божественная литургия. К 1830 году он уже мог проповедовать на местном языке без толмача. Зимой 1831–1833 годов отец Иоанн написал небольшую книжечку на алеутском языке – «Указание пути в Царствие Небесное». Эта книга, которую отец Иоанн писал для новообращенных алеутов с целью ознакомления их с основами христианской истины спасения, была очень популярной, она переведена на славянский и русский языки и выдержала 47 изданий.

Много чудес сопровождало пребывание будущего святителя на алеутских островах. Вот, что вспоминает он сам: «Проживши на Уналашке почти четыре года, я в Великий пост отправился в первый раз на остров Акун к алеутам, чтобы приготовить их к говению. Подъезжая к острову, я увидел, что они все стояли на берегу наряженными, как в торжественный праздник, и когда я вышел на берег, то они все радостно бросились ко мне и были чрезвычайно со мною ласковы и предупредительны. Я спросил их: почему они такие наряженные? Они отвечали: «Потому, что мы знали, что ты выехал и сегодня должен быть у нас. На радостях мы и вышли на берег, чтобы встретить тебя». — «Кто же вам сказал, что я буду у вас сегодня, и почему вы узнали меня, что я именно отец Иоанн?» — «Наш шаман, старик Иван Смиренников, сказал нам: ждите, к вам сегодня приедет священник, он уже выехал и будет учить вас молиться Богу; и описал нам твою наружность так, как теперь видим тебя». — «Могу ли я видеть этого вашего старика-шамана? — Отчего же, можешь; но теперь его здесь нет, и когда он приедет, то мы скажем ему, да он и сам без нас придет к тебе».

Это обстоятельство хотя чрезвычайно меня и удивило, но я все это оставил без внимания и стал готовить их к говению, предварительно объяснив им значение поста и прочее, как явился ко мне этот старик-шаман и изъявил желание говеть, и ходил очень аккуратно. Я все-таки не обращал на него особенного внимания и во время исповеди упустил даже спросить его, почему алеуты называют его шаманом. Приобщив его Святых Таин, я отпустил его… И что же? К моему удивлению, он после причастия отправился к своему тоену (старшине) и высказал свое неудовольствие на меня, а именно за то, что я не спросил на исповеди, почему алеуты называют его шаманом, так как ему крайне неприятно носить такое название от своих собратий, и что он вовсе не шаман.

Тоен, конечно, передал мне неудовольствие старика Смиренникова, и я тотчас же послал за ним для объяснения. Когда посланные отправились, то Смиренников попался им навстречу со словами: «Я знаю, что меня зовет священник отец Иоанн, и я иду к нему». Я стал подробно расспрашивать его о неудовольствии ко мне, о его жизни. На вопрос, грамотен ли он, он ответил, что хотя и неграмотен, но Евангелие и молитвы знает. Затем я попросил его объяснить, откуда он знает меня, что даже описал мою наружность своим собратьям, и откуда узнал, что в известный день должен явиться к вам и что буду учить вас молиться. Старик отвечал, что ему все это сказали двое его товарищей. «Кто же эти двое твоих товарищей?» — спросил я его. «Белые люди», — отвечал старик. «Где же эти твои белые люди, что они за люди и какой наружности?» — спросил я его. «Они живут недалеко здесь в горах и приходят ко мне каждый день», — и старик представил мне их так, как изображают святого архангела Гавриила, т. е. в белых одеждах и перепоясанного розовою лентою через плечо. «Когда же явились к тебе эти люди в первый раз?» — «Они явились вскоре после того, как окрестил нас иеромонах Макарий». После сего разговора я спросил Смиренникова, могу ли я их видеть. — «Я спрошу их», — ответил старик и ушел от меня. Я же отправился на некоторое время на ближайшие острова для проповедания Слова Божия и по возвращении своем увидел Смиренникова и спросил его: «Что же, ты спрашивал этих белых людей, могу ли я их видеть, и желают ли они принять меня?» — «Спрашивал, — ответил старик. — они, хотя и изъявили желание видеть и принять тебя, но при этом сказали: «Зачем ему видеть нас, когда он сам учит вас тому, чему мы учим?» — Так пойдем, я приведу к ним». Тогда что-то необъяснимое произошло во мне, какой-то страх напал на меня и полное смирение. Что, ежели в самом деле, подумал я, увижу их, этих ангелов, и они подтвердят сказанное стариком? и как я пойду к ним? ведь я же человек грешный, следовательно, и недостойный говорить с ними, и это было бы с моей стороны гордостью и самонадеянностью, если бы я решился идти к ним; наконец, свиданием моим с ангелами я, может быть, превознесся бы своею верою или возмечтал бы много о себе… И я, как недостойный, решился не ходить к ним, сделав предварительно по этому случаю приличное наставление как старику Смиренникову, так и его собратьям-алеутам, чтобы они более не называли Смиренникова шаманом».

В 1834 году отец Иоанн получил назначение на остров Ситху – один из самых больших островов Ванкуверской гряды, у юго-западного побережья Аляски. Здесь предстояло ему просвещаьб воинственных индейцев-колошей. Батюшка перво-наперво изучил их язык и быт, затем стал писать проповеди на их родном языке. В отличие от алеутов индейцы не спешили принимать новую веру, но к пастырю относились с уважением. Он прививал их от оспы, лечил, обучал плотницкому и кузнечному делу. Для храма в Ново-Архангельске о. Иоанн сделал часы для колокольни, на долгие годы ставшие местной достопримечательностью.

В 1836 году батюшка побывал в Калифорнии и месяц провел в Форт-Россе. В это время он посетил четыре испанские миссии. С католическими миссионерами он общался по-латыни и поразил их тем, что по их просьбе собственноручно сделал для них органчики. В свою очередь капитан английского судна сэр Эдвард Белчер, посетивший местную церковь, оставил такое воспоминание о русском пастыре: «он был огромным человеком атлетического сложения, росту в нем было около шести футов трех дюймов, обут в сапоги, настоящий Геркулес, и притом очень умен». По его просьбе батюшка-Геркулес починил два барометра для корабля.

После нескольких лет служения батюшка вместе с младший дочерью, семилетней Феклой, отправился в кругосветное путешествие, которое завершилось в Петербурге. Жену и остальных детей он отправил в Иркутск. В столице о. Иоанн представил свой отчет о состоянии дел в русской епархии на американском континенте и предложения по упорядочиванию их. «В этом человеке есть что-то апостольское», – отметил уже тогда святитель Филарет Московский.

В эту пору батюшка опубликовал ряд своих работ в газетах и журналах, выступал с лекциями. Тем временем из Иркутска пришла горькая весть: скончалась матушка… По предложению владыки Филарета о. Иоанн принял монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 15 декабря 1840 года он был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. Государь лично пожелал видеть просветителя алеутов во главе новой епархии. После беседы с ним Николай Павлович сказал ему: «Передайте митрополиту, что я желаю, чтобы вы были назначены архиереем новой епархии». По ходатайству митрополита Филарета и велени императора Николая I сыновья епископа были переведены из Иркутской духовной семинарии в Петербургскую, а дочери приняты в столичную школу для девочек. Благодаря этому, он мог всецело посветить себя служению пастве.

Вверенная владыке Иннокентию епархия охватывала огромные территории: часть Якутии, охотское побережье, Камчатку, Чукотку, Аляску, Курильские, Командорские, Алеутские острова. Святитель старался посещать самые отдаленные уголки своей «вотчины». Он придавал большое значение религиозному обучению детей и юношества и наказывал всем священникам регулярно проводить занятия с молодежью в своих приходах. Сам он преподавал Закон Божий в новопостроенной архиерейской резиденции: девочкам – по вторникам, мальчикам – по средам. …. (сокращено)

Митрополит Иннокентий скончался 31 марта 1879 года и был погребён в Троице-Сергиевой лавре, рядом с могилой святителя Филарета (Дроздова) в церкви Филарета Милостивого в Патриарших покоях. В годы большевистского богоборчества раки святителей были вскрыты, останки перезахоронены на территории лавры. Потомки Апостола Севера подверглись репрессиям. Его внук, протоиерей домовой церкви Аничкова дворца Иоанн Вениаминов, в 20-е годы был арестован и сослан в г. Кашин. Правнук И.И. Вениаминов — расстрелян в 1937 г., правнук С. И. Вениаминов – расстрелян в 1938 г. В 1994 году мощи Святителя Иннокентия были обретены и идентифицированы археологом С. А. Беляевым, после чего помещены в раку в Успенском соборе Лавры.

«Крупная выдающаяся личность, — писал о владыке Иннокентии И.С. Гончаров. — О нем писали и пишут много, и много будут писать,- и чем дальше населяется, оживляется и гуманизируется Сибирь, тем выше и яснее станет эта апостольская фигура». Ныне, когда столь великими трудами обретенный край вновь угрожаем потерей для России ввиду обезлюживания его и заселения инородцами, в первую очередь восстановившего свое могущество китайским соседом, не омофора лучшего для восстановления в этих пределах пошатнувшейся русской гегемонии, нежели омофор нашего русского Апостола – святителя Иннокентия.

Е. Федорова

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?