Родился 24 декабря 1893 года в селе Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье диакона Василия Трубачева.
В 1908 году окончил Устюжское духовное училище, затем поступил в Вологодскую духовную семинарию, а в 1914 году – в Московскую духовную академию, которую окончил в 1918 году.
Под руководством свящ. Павла Флоренского написал кандидатское сочинение «Космический элемент в богослужении по богослужебным книгам» [1]. В студенческие годы управлял вторым хором Духовной академии и хором при домовой церкви во имя равноап. Марии Магдалины в убежище сестер милосердия Красного Креста в Сергиевском посаде. Часто посещал старцев Зосимовой Смоленского пустыни.
За год до окончания академии он вступил в брак с Клавдией Санковой, дочерью железнодорожного мастера.
24 марта 1918 года был рукоположен во диакона, а 8 мая того же года рукоположен во священника патриархом Тихоном в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.
Был направлен в Богородице-Рождественский храм с. Подосиновец Никольского уезда Вологодской губернии. Накануне приезда о. Зосимы здесь претерпел мученическую кончину прежний настоятель прот. Николай Подьяков, был убит и священник соседнего прихода. О. Зосима не ограничивал свои труды храмовым богослужением, он посещал больных в отдаленных селениях прихода, устраивал воскресные беседы, проводил антисектантскую работу, изъяснял истины православной веры, приходил на помощь нуждающимся. Он взял на воспитание 13-летнюю дочку утонувшего помора. На Рождество в доме о. Зосимы устраивалась елка для детей.
В Подосиновце у отца Зосимы родилось трое детей, в т.ч. Сергей (1919 — 1995). Однажды в семье произошел несчастный случай: младенец-сын выпал из окна со второго этажа, на по молитве о.Зосимы остался жив и невредим.
О.Зосима совершал службу внутренне собранно, сосредоточенно, истово, весь уходя в молитву. Возгласы произносил распевно, звучно, молитвы читал горячо и убежденно. На праздник Крещения водоосвящение происходило на реке Юг. Летом водосвятные молебны совершались перед храмом на огромном камне-валуне.
В 1922 г. арестован во время кампании по изъятию церковных ценностей, заключен в тюрьму г. Великий Устюг. Вскоре, однако, был освобожден.
С сентября 1924 г. служил в храме в с. Кохма Иваново-Вознесенских уезда и губернии.
В 1925 г. (по др. данным, 17 сентября 1926) возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Введенского храма г. Иваново-Вознесенск, т. к. его настоятель отпал в обновленчество.
Приход оказался разрушенным, богослужение совершалось небрежно. О. Зосима потратил много сил, чтобы наладить уставное совершение богослужений и преодолеть привычку причта к небрежному отправлению чинопоследований.
Несмотря на угрозы, о. Зосима не согласился отменить крестные ходы (власти разрешили совершать их лишь обновленцам). Во время ночной пасхальной службы, когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» священство и верующие вышли из Введенского храма, их стали теснить безбожники, выкрикивая ругательства и угрозы. Отца Зосиму, как и все духовенство, охраняли прихожане храма – ивановские рабочие. Они, взявшись за руки, оцепили процессию и не допустили избиения верующих.
О. Зосима выстроил колокольню при храме. По воскресеньям после вечернего богослужения проводил беседы на религиозные темы, привлекая к ним всех служивших в храме священников. Призывал не бояться исповедовать Христа, приводил примеры из жизни св. мучеников.
В 1926 г. священник обратился к прихожанам Введенского храма с просьбой оказать помощь дочерям арестованного еп. Августина.
С марта 1928 г. — член благочиннического совета Иваново-Вознесенска. Отказался прекратить поминовение за богослужением имени еп. Августина как правящего архиерея.
22 июля 1928 г. арестован с группой ивановских священнослужителей, которые обвинялись в том, что «возбуждали у верующих недовольство и протест против административной высылки бывшего еп. Августина». 7 сентября того же года приговорен ОСО при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в г. Вельск Вологодской губ.
В 1929 г. заключен в ИТЛ и отправлен на лесоразработки неподалеку от ст. Няндома Архангельской обл.
С 1932 г. жил в г. Юрьев-Польский. Власти запретили ему, как бывшему ссыльному, служить в храме. Работал счетоводом, в свободные дни управлял хором в Космодамиановском храме, причащался в алтаре.
Летом 1934 г. срок его высылки закончился. Сразу после этого о.Зосима навестил свою мать, которая жила в Архангельске. Потом приехал в Москву в августе 1934 г. и был направлен служить в храм в с. Раменье.
В 1934 г. из заключения вернулся еп. Августин (Беляев), перемещенный на Калужскую кафедру. О. Зосима встретился с епископом, и тот предложил ему поехать вместе с ним.
12 августа 1934 г. о. Зосима был назначен настоятелем Казанского храма г. Малоярославец и благочинным в Малоярославецком районе. О. Зосима окормлял ссыльных монахинь и духовенство, в т. ч. вернувшегося из заключения прот. Романа Медведя, которого во время его болезни Зосима посещал каждый день до самой кончины.
26 января 1938 г. арестован по обвинению в «активной контрреволюционной работе», заключен в Таганскую тюрьму в Москве.
Свидетели, которых допрашивали следователи, утверждали, будто отец Зосима говорил, что коммунисты, арестовывая священников, хотят запугать народ, но мы, верующие, должны до смерти защищать веру Христову; коммунисты надругались над православной верой, тысячи ни в чем не повинных священников томятся в тюрьмах, коммунисты силой принуждают народ к неверию в Бога, но это им не удастся… Свидетели говорили, что протоиерей Зосима имеет обширные связи с гонимыми советской властью людьми, которые высылаются ею как враги народа; эти люди пели у священника на клиросе, и к нему приезжало много духовенства из Москвы.
29 января следователь допросил священника, спросив, признает ли он себя виновным в том, что вел активную контрреволюционную работу против советской власти. Отец Зосима категорически отказался признать себя виновным в возводимых на него обвинениях. 19 февраля Особой тройкой УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу.
Расстрелян 26 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой. Погребен в безвестной общей могиле.
На письменный запрос родственников о судьбе о.Зосимы осенью 1938 г. последовал ответ: «10 лет без права переписки».
В 1994 году был реабилитирован по 1938 году репрессий.
Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Использованные материалы
1. БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви»
http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nmcalen/?HYZ9EJ…u**
2. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль». Тверь. 2005. С. 241-248
http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe…227
3. Игум. Дамаскин (Орловский). Зосима Васильевич Трубачев. Православная энциклопедия, т. 20, с. 353-354 http://www.pravenc.ru/text/200025.html