Родился 13 января 1866 года в селе Полозовском Сарапульского уезда Вятской губернии в семье псаломщика.
В 13 лет поступил в Пермскую духовную семинарию, проучился в ней три года и затем стал певчим пермского архиерейского хора. Благодаря его незаурядным музыкальным способностям вся его дальнейшая жизнь была так или иначе связана с церковным пением. «Читает и поет вельми хорошо, поведения очень хорошего», – значится в одном из его послужных списков.
В 17 лет Петр Дьяконов был посвящен в стихарь, а еще через три года определен псаломщиком к Пермскому Спасо-Преображенскому кафедральному собору.
В июне 1887 года переехал в Екатеринбург и поступил псаломщиком в храм в честь Вознесения Господня.
В это же время он женился на 17-летней Ольге Ивановне. В их семье родилось несколько детей, в том числе дочери Фаина (1888) и Ольга (1890).
1 октября 1887 года был рукоположен в сан диакона епископом Екатеринбургским и Ирбитским Нафанаилом (Леандровым).
В 1891 году переведен в Екатерининский собор.
15 мая 1891 года был рукоположен в сан священника с оставлением на прежней диаконской вакансии.
Вскоре к его обязанностям добавилось еще преподавание пения в Екатерининской церковноприходской школе. В то время в ней обучалось около 30 мальчиков, а впоследствии, после расширения школьного помещения, число учеников возросло до 60. Как преподаватель пения отец Петр, видимо, выделялся своими способностями и усердием. Так, в мае 1902 года, когда по постановлению Святейшего Синода во всех церковноприходских школах Екатеринбурга торжественно праздновался день памяти святых Кирилла и Мефодия, именно священник Петр Дьяконов был регентом хора церковноприходских школ, певшего на торжественных богослужениях в Екатерининском соборе (10 мая на Всенощном бдении и 11 мая на Божественной литургии, совершенной многочисленным собором духовенства).
Руководил отец Петр также и церковным хором.
В 1898 году в Екатеринбурге были организованы Епархиальные педагогические курсы, торжественное открытие которых состоялось 16 июня в зале Епархиального женского училища. Отец Петр был назначен на курсах учителем пения. А в октябре того же года он стал заведующим женской школой во имя праведного Симеона Верхотурского, открытой в Екатерининском приходе. В то же время здесь начала свою работу и общая школа во имя пророка Божия Илии.
В феврале 1902 года назначен на служение в Николаевскую церковь Верх-Нейвинского завода Екатеринбургского уезда, но уже через две недели он вновь был причислен сверх штата к Екатерининскому собору с откомандированием для служения в приписанной к нему кладбищенской церкви в честь всех святых.
16 ноября 1902 года переведен к церкви во имя святого Иоанна Богослова в поселке Верхне-Салдинский завод Верхотурского уезда.
В сентябре 1909 года был назначен настоятелем этого храма.
Незадолго до революции он стал также членом Нижне-Салдинского миссионерского комитета Верхотурского уезда.
Приблизительно через месяц после октябрьского переворота 1917 в Верхне-Салдинском заводе был создан Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; в январе 1918 года — национализирован металлургический завод. Весной того же года в заводском поселке началось ускоренное формирование красногвардейских отрядов, их обучение проводилось на центральной площади. Впоследствии часть их влилась в прославившийся своими зверствами 1-й Крестьянский коммунистический полк, переименованный в декабре 1918 года в полк Красных орлов.
В мае 1918 года произошло выступление против советской власти Чехословацкого корпуса, после чего гражданская война охватила практически весь Урал. Чехословаки двинулись в двух направлениях: на Омск и на Екатеринбург. 25 июля они вступили в столицу Урала. В сентябре начались бои за Нижний Тагил, положение красных становилось все хуже.
Хотя боев в Верхне- и Нижне-Салдинских заводах не было, обстановку в этих поселках можно было назвать военной: через них, в особенности через Нижне-Салдинский завод, непрестанно проходили воинские части. В сентябре отступал через этот поселок 1-й Крестьянский коммунистический полк. Вот как описывал это время бывший боец полка, а впоследствии маршал Советского Союза, Ф.И.Голиков:
«Несколько суток стоим в Нижней Салде. Белые ведут себя тихо. Нижняя Салда – большой заводской поселок. На главной улице есть даже деревянный тротуар. Полк пополняется. Прибыли две роты китайских добровольцев, а на станции Ясашная влился в наш полк добровольческий отряд тов[арища] Павлова. Сил у нас теперь больше, и настроение лучше. Вчера состоялась полковая партийная конференция. Говорили о задачах полка и выбрали руководство партколлектива».
Именно в эти «несколько суток» на станции Нижняя Салда, являвшейся тогда тупиковой, красными были совершены жестокие расправы над мирным населением. При спешном отступлении 1-го Крестьянского коммунистического полка под натиском белых, по воспоминаниям старожилов, его бойцами было расстреляно множество людей, которые сочувствовали белогвардейским войскам, в том числе священнослужителей, взятых в заложники из различных мест губернии.
В это же время, без суда и следствия, лишенные христианского напутствия, вместе встретили свою смерть от рук красноармейцев и священники Верхне-Салдинского завода Петр Дьяконов и Алексий Кузнецов. Они были убиты 1 октября 1918 года на самой окраине Нижне-Салдинского завода, близ железнодорожной станции. Только через несколько дней, 9 октября страдальцы были отпеты в Иоанно-Богословском храме поселка Верхне-Салдинский завод и преданы христианскому погребению. Отец Петр, пятеро расстрелянных крестьян, а также начальник Верхне-Салдинской железнодорожной станции Б.И.Лытковский были похоронены на приходском кладбище, а отец Алексий – в церковной ограде.
Всего же с 1 по 9 октября 1918 года, только согласно данным метрической книги, красными было расстреляно около 30 жителей Верхне-Салдинской волости, младшему из которых – Михаилу Пантелееву – исполнилось лишь 14 лет…
Когда последний красноармейский отряд покинул район, многие жители поселка хлебом-солью встречали отряды Белой армии, духовенство вышло из церкви с иконами. В Иоанно-Богословском храме был отслужен благодарственный молебен. Началось расследование злодеяний красноармейцев. По воспоминаниям современников, на месте убийства сотен людей близ железнодорожной станции Нижняя Салда открывалось ужасающее зрелище: смешанная с кровью земля, отрубленные головы… После проведения расследования на месте этого массового захоронения был установлен поклонный деревянный крест.
Через год, летом 1919 года, этот район был снова занят частями Красной армии. На месте расстрела устроили скотобойню, и лишь спустя 87 лет там вновь был установлен поклонный крест, совершена панихида по невинно убитым.
Священник Петр Дьяковнов был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года.
Использованные материалы
1.Дамаскин (Орловский), иеромон. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996. Кн.2. С.116.
2.Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург: Изд-во Урал. университета, 2001. 336с. С.176.
3. Пострадавшие за Христа 01 октября (18 сентября ст.ст.) Сщмчч. Алексия и Петра пресвитеров (1918) // Сайт ПСТГУ
http://pstgu.ru/news/martir/2015/10/01/61000