Будущий священномученик Иоанн Восторгов родился в казачьей станице Кубанской области 20 января 1864 года в семье священника. В 1887 году закончил Ставропольскую духовную семинарию, в 1889 году рукоположен во иерея ко храму во имя архистратига Михаила пос. Кирпильского. В отдаленном приходе в основном проживали старообрядцы, почти 100 лет здесь не было православного священника, причта, здания церкви. За год служения отец Иоанн выстроил храм и обеспечил его утварью, на собственные деньги он открыл церковноприходскую школу. Он вернул к церковному общению более 100 человек старообрядцев, основал приходское общество трезвости.
После отец Иоанн нес многочисленные церковные послушания в Ставропольской епархии, а позже в Грузии.
В августе 1901 года отец Иоанн был командирован в Урмию (Северо-Западный Иран) для обозрения дел Урмийской духовной миссии. Результатом трудов отца Иоанна стало присоединение к Русской Православной Церкви трех сиро-халдейских епископов вместе с их многотысячной паствой.
С 1904 года по поручениям высших церковных властей отец Иоанн регулярно совершал многочисленные командировки по стране и за рубеж с инспекционными и организационными целями. Отец Иоанн стал известен как «всероссийский миссионер», особенно много сделавший для организации церковной жизни и духовного просвещения переселенцев в окраинных регионах страны.
С 1906 года был переведен в Московскую епархию и назначен на должность проповедника-миссионера, стал членом Предсоборного присутствия и членом Училищного совета при Синоде.
Праведный Иоанн Кронштадтский высоко ценил отца Иоанна Восторгова и советовался с ним по различным вопросам. Широко известен отзыв святого Иоанна Кронштадтского о протоиерее Иоанне Восторгове, записанный в дневнике духовной дочери Кронштадтского пастыря: «Похвалил священника Восторгова, сказав, что это дивный человек, обладающий необыкновенным красноречием, что это Златоуст, что он может великую пользу принести России».
Отец Иоанн Восторгов предложил организовать пастырско-миссионерские курсы для подготовки священников и учителей переселенческих приходов, издавал методические пособия для обучения слушателей. Первые пастырские курсы были организованы в Москве, занятия проводились с октября 1909 по февраль 1910 года. Обучение на курсах велось по оригинальной методике: предполагалось активное участие слушателей в пастырской практике, особенно проповеднической. Десятки слушателей, окончивших эти и последующие курсы, приняли священный сан и были направлены в отдаленные епархии Русской Церкви.
В 1911 году отец Иоанн Восторгов был командирован в Италию и осуществил покупку в городе Бари участка под строительство православного храма и странноприимного дома для паломников, приезжавших из России поклониться мощам святителя и чудотворца Николая.
Отец Иоанн был умеренным консерватором, поддерживал политику главы российского правительства П. А. Столыпина, особенно активно — по переселенческому вопросу. Неоднократно подвергал критике либеральные и социалистические идеи. Был убежденным монархистом. По благословению митрополита Владимира стал одним из организаторов монархического движения в Москве. При этом отец Иоанн заботился о том, чтобы для всех участников патриотических союзов Церковь стала не только политическим лозунгом, но и основой мировоззрения.
В 1913 году был назначен настоятелем московского собора Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). В 1914 году совет благочинных Москвы избрал отца Иоанна в Московскую городскую думу от духовенства с правом голоса, а позднее он также стал председателем пастырско-миссионерского кружка духовенства Москвы.
В годы Первой мировой войны отец Иоанн активно участвовал в благотворительном служении Церкви, связанном с военными нуждами.
Отец Иоанн «постоянно и неизменно, гласно и уверенно» отмечал приниженность Церкви и связанность ее действий после Манифестов 1905 года, так как «все права и преимущества, истекающие из союза ее с государством (он уже исторически не расторжим), у нее взяты, а все обязанности и тяготы остаются».
Отсутствие поддержки государством Церкви — одушевляющего его начала — отец Иоанн Восторгов воспринимал как «грозный признак забвения государством своего существа» и предупреждал о том, что это таит в себе угрозу его «распада и ослабления». …Если государство принципиально отказывается поддерживать Церковь в ее работе с верующими, то «возможен конфликт между требованиями религиозной совести членов государства с требованиями государственного закона и права». Конфликт и двоевластие в этом вопросе — «явление роковое в жизни народов».
В 1911 году отец Иоанн писал: «Один из вдумчивых наблюдателей сказал о современной русской жизни, что она “насквозь пропитана ненавистью”. Безотрадная характеристика! Но если она верна относительно политических партий, сословий и бытовых групп русского общества и их взаимоотношений, то еще вернее она относительно чувств, питаемых ныне к Церкви».
Нападки на Церковь со стороны революционных сил России, по словам отца Иоанна, были в «степени гораздо большего озлобления, чем даже против самодержавия». По мнению отца Иоанна, это было связано с тем, что именно православие, живущее в народной душе, было причиной неудач революции.
«Тяжкая тревога закрадывается в сердце при виде этой зияющей бездны ненависти, окружающей Церковь и истинно-церковных людей. Государство, видя, что сила Церкви умалилась и она не имеет прежней „популярности», выражаясь современным пошлым языком, — с легкостью отказывает Церкви в покровительстве, думая угодить прогрессивным течениям и — тщетная надежда! — привлечь их на свою сторону. У тайного врага Церкви сразу получается осуществление двух целей: подрыв Церкви и подрыв государства… В обществе, среди простодушных людей, читающих газеты и принимающих газетные фразы за чистую монету, из года в год растет недоверие и нерасположение к Церкви. У верующих порождается растерянность, недоумение, полное непонимание и незнание, кому же и чему верить. В молодом поколении год от году возрастает недоверие и отчужденность от Церкви. Всюду и везде, особенно среди простого народа, падает авторитет Церкви, подготовляется почва для равнодушия, безцерковья и воспринятия всякого вида сектантства или даже особого «мужицкого нигилизма», самого страшного по своим проявлениям и последствиям».
Выход из сложившейся ситуации отец Иоанн видел в призыве пастырей и мирян к подвигу религиозно-просветительского служения своему народу. Только подвигом возможно было что-либо изменить. «Никакое начинание среди самих пастырей, — писал отец Иоанн, — имеющее целью религиозно-просветительное служение народу, не будет пользоваться успехом, не принесет плода и даже не возбудит внимания, если оно не будет построено именно на подвиге, на жертве, на служении Богу».
В 1915 году скончалась супруга отца Иоанна. В 1916 году святитель Макарий (Невский), митрополит Московский, высоко оценивавший деятельность отца Иоанна, предложил Синоду возвести его по принятии монашества в сан епископа, викария Московской епархии, с целью объединения в митрополии всего миссионерского дела, но решение не было принято во многом из-за вновь развернувшейся клеветнической кампании против отца Иоанна.
Отец Иоанн Восторгов обладал выдающимся даром проповедника, отличался кристальной ясностью мысли, красотой выразительного слога. Его удивительно цельный духовно-нравственный облик пронизан духом церковности, чуткостью и отзывчивостью. Он отстаивал незыблемость самодержавия, критиковал социалистическое учение, атеизм, сектантство. Его проповеди имели сильное и благодатное воздействие на современников.
Будучи ярким публицистом, протоиерей Иоанн Восторгов был издателем и редактором нескольких церковных и патриотических газет: «Церковность», «Московские церковные ведомости (новости)», «Патриот», «Русская земля»; журналов «Потешный» и «Верность». Летом 1917 года выпускал еженедельную газету «Православный Благовестник». Печатался во многих журналах. Неоднократно издавались сборники поучений отца Иоанна. Большую известность получили работы, посвященные противопоставлению христианства и социалистических учений.
В 1913-1916 годах вышло пять томов полного собрания сочинений отца Иоанна Восторгова; подготовленные к 1917 году 6-й и 7-й тома изданы не были.
Протоиерей Иоанн Восторгов был награжден митрой (1906), орденами святой Анны 2-й и 1-й степени, святого Владимира 3-й и 2-й степени, знаком отличия «За труды по переселению и по земельному устройству за Уралом». В честь отца Иоанна было названо несколько населенных пунктов в разных регионах России.
Священномученик Иоанн Восторгов участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917–1918 годов. После октября 1917 года он выступил решительным противником большевиков, призывал к объединению русского народа вокруг Церкви. Продолжал служить молебны на Красной площади, проповедовал, не скрывая своих монархических убеждений, обличал богоборческие власти, издавал газету «Церковность», где публиковал свои статьи о событиях в стране.
Собор Василия Блаженного, где служил отец Иоанн, оставался важнейшим центром церковной жизни Москвы, проповеди священномученика собирали тысячи слушателей.
По необоснованным обвинениям 30 мая 1918 года отец Иоанн Восторгов был арестован. 4 сентября во внесудебном порядке он был приговорен к расстрелу решением Следственной комиссии Революционного трибунала при ВЦИК и казнен на следующий день около Братского воинского кладбища Москвы вместе с епископом Селенгинским Ефремом (Кузнецовым) и бывшими высшими государственными чиновниками. По преданию, идя на смерть первым, отец Иоанн после молитвы обратился к приговоренным со словами о вере в милосердие Божие и в скорое возрождение Родины. Погребен в безвестной общей могиле на месте казни.
Протоиерей Иоанн Восторгов причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Использованные материалы
1. Страница календаря портала Православие.ру: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4831.htm
2. Священник Афанасий Гумеров «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Июнь-Август» Тверь, 2003 год, стр. 152-172
http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe…720
3. Степанов Анатолий, «Делатель любви. Жизнь и подвиги вождя Черной Сотни священномученика протоиерея Иоанна Восторгова,» Русская линия, 17 ноября 2002:
http://www.rusk.ru/st.php?idar=4798
4. Страница сайта храма княгини Ольги в Останкине: http://hram-olgi.ru/about/ioann/