Иоанн Алексеевич Козырев родился 16 января 1885 года в селе Пожарье Весьегонского уезда Тверской губернии в семье священника. Брат сщмч. Василия Козырева и Бежецкого еп. Григория (Козырева), викария Тверской епархии.
В 1904 году окончил Тверскую духовную семинарию и поступил преподавателем в Краснохолмское духовное училище.
В 1910 г. уехал в родное село Пожарье и устроился учителем в сельской школе.
9 октября 1911 г., по смерти отца, рукоположен во иерея к храму в родном селе.
В 1929 г. власти приступили к описи имущества в храмах. Узнав об этом, о. Иоанн скрыл от описи чашу, дискос, лжицу, 2 тарелочки и напрестольное Евангелие в серебряном окладе, что было обнаружено. Священник был арестован, обвинен в сокрытии церковных ценностей и сборе пожертвований для храма, приговорен к штрафу в размере 300 р.
16 февраля 1934 г. арестован вместе с братом Василием по обвинению в том, что они были «участниками контрреволюционной группировки церковников г. Бежецка… проводили контрреволюционную деятельность», заключен в тюрьму Бежецка. Осужден на три года заключения в ИТЛ и отправлен вначале во Владивосток, затем на Колыму.
В конце октября 1936 г., по окончании срока заключения, вернулся в Бежецк, служил в храме.
В сентябре 1937 г. вместе с братом Василием был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации». Виновным себя не признал.
Из протоколов допросов:
– В своих показаниях от 21 сентября сего года вы заявили, что, опасаясь ареста органами НКВД, вы заранее уничтожили всю переписку. Скажите, чем были вызваны ваши опасения и что за переписку вы уничтожили?
– Мои опасения быть арестованным строились на том, что когда в прошлом году арестовали Григория Козырева, то меня вызывали в НКВД на допрос… Я опасался, что вслед за Григорием Козыревым арестуют и меня. Переписка, которую я уничтожил, – это моя переписка с женой в бытность мою в концлагере.
– Скажите, возвратясь из ссылки, вы поддерживали связь с руководителем контрреволюционной группировки Григорием Козыревым?
– Да, я и мой брат Василий Козырев поддерживали с Григорием Козыревым самую близкую связь, были близки друг к другу и вхожи в дома.
– Скажите, о чем беседовали вы втроем – Козырев Василий, Козырев Григорий и вы – на квартире у Козырева Василия при закрытых дверях?
– Разговоры у нас были только семейного характера. О политике или мероприятиях советской власти мы никогда не беседовали.
– Следствию известно, что, возвратясь из концлагеря, вы как член контрреволюционной группировки продолжали свою контрреволюционную деятельность. Вы подтверждаете это?
– Нет. После возвращения из концлагеря я контрреволюционной агитацией не занимался.
– Следствию известно, что в июле 1937 года вы произносили в церкви проповеди, сопровождаемые контрреволюционными комментариями. Вы подтверждаете это?
– Нет, я отрицаю это. Мои проповеди, кои я читал в церкви, были исключительно религиозного содержания.
– Скажите, с какой целью вы распространяли среди верующих провокационные слухи о войне?
– Подобных слухов я никогда не распространял.
– Следствию известно, что среди верующих вы объясняли аресты священников… желанием советской власти перед выборами в Верховный совет изолировать арестами нежелательных ей людей от участия в выборах… Вы подтверждаете это?
– Да, я действительно в беседах объяснял аресты священников желанием советской власти устранить неугодных ей людей от участия в выборах… Мой арест я объясняю сейчас тем же.
– Но ведь это является не чем иным, как клеветой на сталинскую конституцию. Вы согласны с этим определением?
– Да, я согласен, что это является клеветой на сталинскую конституцию.
1 октября состоялся последний допрос.
– Следствием установлено, что, находясь на высылке и возвратясь с таковой, вы продолжали состоять членом контрреволюционной группировки и заниматься контрреволюционной агитацией среди населения. Вы все еще будете отрицать то, что уже бесспорно доказано?
– Я окончательно утверждаю, что членом контрреволюционной группировки… не состою и контрреволюционной агитацией не занимался… – ответил о. Иоанн
1 ноября 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Калининской обл. приговорен к расстрелу.
Расстрелян 3 ноября 1937 года вместе с братом священником Василием Козыревым, погребен в безвестной общей могиле.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Использованные материалы
1. Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000г.
2. Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3» Тверь. 2001. С. 314-320:http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe…063
3. Книга памяти жертв политических репрессий Калининской области. Мартиролог 1937–1938. Т.1. Тверь: «Альба», 2000. С.214.