Священномученик Иоанн Калабухов, пресвитер

Родился 13 ноября 1873 года в селе Толбино Серпуховского уезда в семье священника.

С 1900 года работал приказчиком в булочной фирме в Москве.

В 1908 года переехал в Архангельск, где год работал весовщиком на железнодорожной станции, а после — приказчиком у частного булочника.

В 1915 году поступил в Архангельскую духовную семинарию, которую закончил экстерном.

Служил в сане диакона на должности псаломщика в храме села Ваймуги Холмогорского уезда.

29 апреля 1917 года был рукоположен во священника и направлен, согласно прошению, в приход поселка Тельвисочного Печорского уезда.

В 1920 году перешел служить в село Смотраковское Шенкурского района той же губернии. С 1919 по 1920 годы Архангельская губерния находилась под властью белых.

В 1920 году судом города Шенкурска был приговорён к трём месяцам лишения свободы за антисоветскую проповедь.

В Шенкурском районе отец Иоанн прослужил до 1925 года. В соседнем селе Боголюбском поселился высланный советской властью священник Георгий Беляев, по рекомендации которого отец Иоанн поехал на его место в село Протопопово Коломенского уезда Московской губернии. Среди верующих Протопопова отец Георгий пользовался авторитетом, поэтому на приходском собрании отец Иоанн был единогласно избран кандидатом на занятие вакантного священнического места в Троицкий храм. После утверждения его кандидатуры правящим епископом отец Иоанн стал здесь служить, как и отец Георгий, заботясь о благолепии храма. Верующие добровольно собирали средства для текущего ремонта и закупки всего необходимого.

В сентябре 1929 года в Протопопове умерла пожилая женщина. Её дети жили со своими семьями отдельно, с ней проживала только старшая дочь, которая была активной безбожницей. Узнав, что остальные родственники пригласили отца Иоанна совершить отпевание, дочка покойной пришла в дом к священнику и запретила ему приходить, так как желала проводить гражданские похороны с оркестром и не хотела, чтобы мать была предана земле по православному. При этом она подчеркнула, что её мать была неверующей. Отец Иоанн знал, что умершая была верующей, так как сам её недавно исповедовал и причащал, знал он и о том, что она, будучи больным старым человеком, всецело находилась в материальной зависимости от неверующей дочки и поэтому старалась не проявлять своего отношения к Церкви. На требование пришедшей отец Иоанн ответил, что в дом к ней не пойдёт, но если родственники принесут гроб в церковь, то отпевать будет. Узнав о случившемся, родственники умершей добились по совету отца Иоанна письменного разрешения от местного сельсовета на церковное погребение. Вечером 21 сентября он пришёл в дом для совершения заупокойного богослужения. У гроба почившей отца Иоанна встретила дочка-безбожница.

– Зачем ты пришёл? – спросила она священника.
– Вот, ваши родственники дали мне письменное разрешение от власти, я и пришёл, – ответил отец Иоанн.
Дочь начала плакать. Мужчины, бывшие в это время в доме, вывели её в соседнюю комнату.

26 сентября уполномоченный коломенского отдела ОГПУ Чесноков завёл следственное дело на священника. В вину ему ставилось то, что «Калабухов всеми мерами и провокационными действиями добивался искоренения безбожия в селе Протопопово». В этот же день отца Иоанна арестовали и допросили.

Следователь поинтересовался об отношении священника к советской власти.

«После революции 1917 года с переходом власти к советам моё отношение к советской власти не было сочувственное, – ответил отец Иоанн. – Причиной этого было следующее: в церковь врывались без всякого соблюдения порядка и приличия, входили в шапках, курили и чуть ли не устраивали танцы. На меня, как на человека религиозного, это действовало отрицательно, и приход советской власти мною не был встречен сочувственно. В дальнейшем советскую власть я рассматривал как и всякую власть – от Бога».
В качестве свидетельницы 1 октября была допрошена учительница села Протопопова, которая сказала:

«Религиозная работа церковников в селе чувствуется на учащихся. Среди детей моей группы замечаются иногда выражения недовольства против введения каких-либо новшеств, были случаи ученики высказывали недовольство против занятий в воскресенье. Двое учеников долгое время в церкви прислуживали священнику, и только, когда весь класс стал над ними смеяться, один из них прислуживание прекратил… Многие из учеников ходят петь на клиросе, бывает так: начинаются занятия, а часть ребят поют в церкви… Кроме того, неоднократно мне со стороны учеников были заявления, что священник при встрече кого-либо из них или при обходе с молебнами домов заставлял, убеждал обязательно ходить в церковь… С неделю тому назад мне была подброшена анонимная записка, следующего содержания: «Не хотим учиться в воскресенье и отдыхать во вторник. Долой вторник, да здравствует воскресенье»».
1-2 октября состоялись заседания церковного совета Троицкого храма. Собравшиеся говорили, что священник арестован необоснованно, ничего противозаконного он не совершал, поэтому за него надо хлопотать о его освобождении. Чтобы не навлечь подозрений на церковный совет, было принято решение в ближайшее время провести собрание всего прихода. На нём верующие сами выступили с этой инициативой.

Через несколько дней ОГПУ были также арестованы псаломщик, заместитель председателя церковного совета, а также церковный староста Иван Летников. Всё время заключения священник Иоанн Калабухов и церковный староста Иван Летников содержались под стражей в Коломенской тюрьме.

23 декабря 1929 года тройка ОГПУ приговорила отца Иоанна к трём годам заключения в концлагерь, а Ивана Летникова к высылке в Северный край на три года.

В 1932 году по отбытии наказания в Котласе священник Иоанн Калабухов вернулся в Протопопово и восстановил служение в Троицком храме. При выдаче паспорта ему, как бывшему заключенному, запретили проживание в режимной зоне и с 1933 года он переселился в село Озерицы Луховицкого района и служил в Ильинском храме.
16 февраля 1938 года был арестован и сразу же допрошен.

– В 1937 году на праздник Ильин день вы говорили в церкви проповедь о том, что настало смутное время и со стороны коммунистов идет гонение на Церковь, потерпите, скоро придет конец. Говорили вы такую проповедь?
– Нет, такой проповеди я не мог говорить и не говорил, и вообще я проповедей не говорил совсем.
– В январе 1938 года вы ходили в деревне Ивняги с молебном по домам или нет?
– Нет, не ходил. На это нужно разрешение сельсовета. Я один раз попробовал, обратился в 1936 году в сельсовет за разрешением, но сельсовет разрешения не дал, и я больше не обращался и с молебнами по приходу не ходил.
– Что это за проповедь письменная отобрана у вас под заглавием «Христос Воскресе», зачем она у вас, кто её писал и для чего?
– Эта проповедь оставлена моим предшественником, эта проповедь – огласительное пасхальное слово Иоанна Златоустого.
– Признаёте себя виновным в том, что вы вели агитацию среди населения в церкви и по домам колхозников против коммунистов и существующего строя или нет?
– Нет, такой агитации я не вёл, да и вести не мог, так как хорошо знаю, что это делать нельзя. К советской власти я совершенно лоялен.
17 февраля 1938 года отец Иоанн был переведён в Коломенскую тюрьму, а оттуда в Таганскую.

21 февраля тройкой НКВД по Московской области он был приговорён к смертной казни за «антисоветскую агитацию среди прихожан церкви».

Расстрелян 26 февраля 1938 года на полигоне Бутово и погребён в безвестной могиле.

11 марта 1961 года был реабилитирован Президиумом Московского облсуда по 1938 году репрессий.

7 мая 2003 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви был причислен к лику святых новомучеников Российских для общецерковного почитания.

Использованные материалы
1. БД ПСТГУ «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века»
http://www.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/koi/nm/?HYZ9EJxGH…tk*
2. Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Февраль. Тверь. 2005. С. 231-241
http://www.fond.ru/userfiles/person/225/1293404411.pdf
3. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/ Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. С.209–210.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?