Родился 9 января 1893 года в селе Салмановка Пензенской губернии в семье крестьянина.
Окончил Пензенское духовное училище.
С 21 октября 1914 года нёс послушание псаломщика в храме Михаила Архангела города Керки Закаспийской области.
В 1914 году был призван в армию и служил до 1918 года рядовым.
В октябре 1919 года был назначен псаломщиком к Покровской церкви села Высокого Чемкентского уезда Сыр-Дарьинской области (ныне — село Шакпак баба Тюлькубасского района Южно-Казахстанской области Казахстана).
9 февраля 1920 года был рукоположен во диакона к этому храму.
27 сентября 1922 года был назначен диаконом Иосифо-Георгиевской соборной церкви города Ташкента.
С 3 августа 1923 года стал служить на родине в храме Архангела Михаила в селе Салмановке.
В 1925 году переехал в город Беднодемьянск (ныне Спасск) Пензенской губернии и в мае был назначен на служение в Вознесенскую церковь.
В 1931 году вместе с семьей переехал в Московскую область и 20 апреля получил назначение в храм святых мучеников Адриана и Наталии города Лосиноостровска Московской области (ныне — в черте города Москвы).
20 апреля 1935 года был назначен диаконом к Петропавловской соборной церкви города Коломны. В Коломне смогли снять маленькую комнатку, в которой ютилась семья отца Григория, состоящая из шести человек.
Служил благоговейно и часто, детей водил в храм на службу, учил молитвам. В Коломне встретился со священником Василием Горбачевым, с которым познакомился еще до революции. Отцу Василию и его семье долго не давали разрешения на прописку в Коломне, и отец Григорий убеждал друга потерпеть, не возмущаться.
Коломенским районным отделом управления НКВД по Московской области, – писали сотрудники НКВД, – вскрыта и ликвидируется контрреволюционная церковно-монархическая организация… В своем составе контрреволюционная церковно-монархическая организация насчитывает до пятидесяти человек – из числа духовенства, бывших людей, кулаков раскулаченных и активных церковников.
11 августа 1937 года был арестован и заключен в Коломенскую тюрьму. Во время ареста у отца Григория были изъяты ноты церковных песнопений, девять церковных книг и настольная книга священно- и церковнослужителя, составленная протоиереем Сергием Булгаковым.
Против него подписались под протоколами допросов свидетели, иные не читая их, как священник Петропавловского собора, в котором служил диакон, благочинный церквей города Коломны; он показал, будто бы диакон Григорий говорил, что «коммунизм есть общность даже и жен, большевики из русского народа хотят сделать безвольного раба, который бы им беспрекословно во всем подчинялся и исполнял их прихоти. Большевики затягивают петлю на шее русского народа, но как бы они не просчитались и не попали в нее сами»
В день ареста начались допросы.
— Вы арестованы как участник контрреволюционной организации. Вы подтверждаете это? — спросил следователь.
— Нет, участником контрреволюционной организации я не являюсь
— Вы лжете перед следствием, следствие располагает материалами, изобличающими вам в участии в контрреволюционной церковно-монархической организации. Требую от вас правдивых показаний по этому вопросу.
— Свой предыдущий ответ подтверждаю. Участником контрреволюционной церковно-монархической организации я не являюсь
Следователь начал зачитывать показания арестованных священников города Коломны Алексеева, Сердобольского, Руднева, которые обвинили отца Григория в контрреволюционной деятельности, которую он якобы проводил. Все эти лжесвидетельства отец Григорий категорически отверг.
29 августа состоялся еще один допрос.
— На протяжении нескольких дней вы упорно продолжаете скрывать от следствия свое участие в контрреволюционной церковно-монархической организации. Требую от вас прекратить ваше упирательство и приступить к исчерпывающим показаниям, — потребовал следователь.
— Я дал вам показания и считаю, что они являются исчерпывающими, больше показать ничего не могу, и виновным себя в участии в контрреволюционной церковно-монархической организации я не признаю.
Через некоторое время отца Григория перевели в Таганскую тюрьму в Москве, где он 5 сентября снова был допрошен.
— Вы обвиняетесь как участник контрреволюционной группировки. Требуем от вас показаний.
— Я ни в какой контрреволюционной организации не состоял и антисоветской деятельности не вел.
Впоследствии, в 1957 году, органами внутренних дел было проведено расследование, которое вскрыло факты нарушения следствия в 1937 году сотрудниками Коломенского районного отделения НКВД. Было установлено, что следователи арестовывали людей без всяких оснований, во время следствия заставляли подписывать выдуманные показания. К тем, кто отказывался это сделать, применяли непрерывные, так называемые «конвейерные», допросы, длившиеся несколько суток и сопровождавшиеся оскорблениями, угрозами, многочасовым стоянием и побоями. Но эти испытания не сломили отца Григория.
9 октября 1937 года тройка НКВД приговорила диакона Григория Самарина к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Наказание он был отправлен отбывать в Бурлаг НКВД. Ольга Михайловна, жена отца Григория, обратилась в НКВД с просьбой пересмотреть дело мужа. В 1939 году дело было пересмотрено, однако жалоба была «оставлена без последствий, за несостоятельностью мотивов».
Из лагеря, незадолго до смерти, отец Григорий послал своим детям письмо, в котором наставлял их читать душеполезные книги, учиться и помогать маме.
Скончался 11 июля 1940 года от воспаления легких в лагере в Хабаровском крае на станции Известковой (ныне посёлок Известковый Облученского района Еврейской автономной области).
В 1957 году был реабилитирован.
Определением Священного Синода от 7 октября 2002 года был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Использованные материалы
1. БД ПСТГУ Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века:
http://www.pstbi.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZe…B**
2. Дамаскин (Орловский), игум., Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Июнь, Тверь, 2008, с. 515-519: http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe…530