Священномученик Андрей родился 2 октября 1884 года. Его отец, протоиерей Владимир Андреевич Воскресенский, был настоятелем храма Смоленской иконы Божией Матери, находившегося на Смоленской площади в Москве. Он был членом благотворительного общества, учрежденного великой княгиней Елизаветой Федоровной. В июле 1923 года власти арестовали его за участие в собрании духовенства благочиния, целью которого было обсуждение вопросов, связанных с защитой арестованного Патриарха Тихона. Впоследствии дело было прекращено в связи с объявленной в августе 1923 года амнистией. В 1931 году протоиерея Владимира вновь арестовали; ему было тогда уже восемьдесят лет, и по дороге в ссылку он скончался.
В 1898 году Андрей Владимирович окончил Заиконоспасское духовное училище, а в 1904 году — Московскую Духовную семинарию. В том же году он поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1908 году со степенью кандидата богословия, и в 1909 году был назначен на должность помощника инспектора в Новгородскую Духовную семинарию. Женился на Вере Сергеевне Булатовой.
В 1912 году он был рукоположен в сан священника к московскому храму Успения Божией Матери, что в Казачьей, и состоял законоучителем в 4-м мещанском Мариинском женском городском училище и в частной женской гимназии А. С. Стрелковой. В 1915 году отец Андрей был награжден набедренником, в 1917 году — скуфьей, в 1920 году — камилавкой, в 1923 году — наперсным крестом. Вскоре он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем. В это время при поддержке старосты храма он готовил публикацию по истории этого храма и жизни казачества в Москве, основанную на изучении церковного архива. Все материалы впоследствии погибли при закрытии церкви в 1930 году.
Отец Андрей был назначен служить в храм святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке, а затем в храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Последним местом его служения стала церковь Михаила Архангела в селе Карпове Воскресенского района Московской области. Здесь, как и в Москве, прихожане полюбили доброго пастыря, который старался помогать им и словом и делом. По первой же просьбе он шел исполнять требы, в любую погоду — и во время проливного дождя, и в трескучий мороз. Он всегда находил время, чтобы вскопать огород или накосить сена одинокому старику. Он был человеком, который старался жить в мире со всеми, и которого равно любили как прихожане, так и домашние. Когда он приезжал из села Карпова в Москву, где жила его семья, вся местная детвора бежала ему навстречу, и для каждого он находил приветливое слово и маленький гостинец.
Протоиерей Андрей был арестован властями 7 октября 1937 года по обвинению в «агитации против руководителей советского правительства и колхозов» и заключен в тюрьму города Коломны. Были вызваны лжесвидетели, которые дали показания, нужные следователю. Затем эти показания были зачитаны отцу Андрею, и он последовательно одно за другим опроверг все лжесвидетельства. В конце концов, следователь на последнем допросе спросил:
— На следствии вы уличены свидетельскими показаниями в контрреволюционной деятельности. Почему вы это отрицаете?
— Я могу только подтвердить, что никакой контрреволюционной деятельности я не вел и все свидетельские показания отрицаю.
17 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила отца Андрея к расстрелу. Протоиерей Андрей Воскресенский был расстрелян 31 октября 1937 года и погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
По воспоминаниям Воскресенского Александра Андреевича, сына о.Андрея, тот был разносторонне образованным человеком и прекрасным педагогом:
«Он учил нас быть честными, трудолюбивыми, решительными, и всему хорошему, что у меня есть, я обязан ему. Он умел столярничать и владел слесарным инструментом, знал и любил музыку, неплохо играл в шахматы, любил ходить на лыжах. Он прекрасно читал вслух и декламировал, любил и понимал природу. И ко многому он сумел пристрастить нас с братом и сестрой. Нам очень нравилось зимним вечером, вернувшись с гулянья, слушать, как он читал нам «Мертвые души» или «Руслана и Людмилу» или давал нам с братом на двух досках сеанс одновременной игры в шахматы».
Дочь, Людмила Андреевна, вспоминала:
«Наш отец пользовался большим уважением всех, кто его знал. У нас дома на Б. Полянке часто бывали прихожане его церкви. Приходили за советом или просто поговорить по душам. Впоследствии они говорили, что он был лучший из священников, которых они знали. Отец любил детей, умел заниматься с ними. Когда он приезжал из села Карпова в Москву, я и ребята из нашего двора бежали ему навстречу. Он для каждого находил приветливое слово и дарил маленький гостинец. Для меня были большой радостью его приезды: На лето меня отправляли к отцу в деревню. Мы с ним сходили с поезда на станции Воскресенск и шли пешком десять километров до деревни. Я видела, что и там его полюбили односельчане и жители соседних деревень, которые приходили в церковь. Он старался помогать им и душевным словом и делом, вскапывал огород одиноким старикам или косил сено. И исполнять требы он шел в любую погоду: и в проливной дождь, и в снег».
Использованные материалы
1. БД ПСТГУ «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»
http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/newmr/?HYZ9EJxGHox…CQ*
2. Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5» Тверь, «Булат», 2001 год, стр. 313-320
http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe…038