Священномученик Алексий Сибирский, пресвитер

Алексей Васильевич Сибирский родился 17 марта 1870 года в селе Козлово Карельского уезда Тверской губернии в семье священника.

По окончании Тверской духовной семинарии был рукоположен в сан священника ко храму родного села, где прослужил всю свою жизнь.

На его глазах в 1918 году произошла расправа большевиков над крестьянами, заступившимися за церковь в селе Николо-Гнездово.

В 1929 году был арестова за то, что он не смог вовремя выполнить план хлебозаготовок. На выполнение этого плана власти давали всего двадцать четыре часа, и поскольку священник не успел за это время привезти хлеб на хлебосдаточный пункт, то был арестован и приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовой лагерь и двум годам ссылки, а все его имущество, включая личные вещи, было конфисковано.

По возвращении из ссылки был вновь назначен священником в село Козлово и определен благочинным.

Во время весеннего сева в 1936 году кто-то донес, что священник молился в храме «за стахановскую весну», что было расценено властями как нарушение закона об отделении Церкви от государства. Отец Алексей немедленно был вызван для объяснений по этому поводу в районное управление НКВД. Священник сказал, что «за стахановскую весну» он не молился, а молился о изобилии плодов земных, и эти слова были взяты им из служебника. Много раз вызывали священника в сельсовет в связи с тем, что местное население неоднократно подавало властям прошение – разрешить ходить по домам с молебнами и иконами.

29 августа 1937 года был вновь арестован и заключен в Тверскую тюрьму. Несмотря на беспощадные допросы с применением пыток, о. Алексей держался мужественно и отрицал все возводимые на него следователями напраслины. Допросы шли каждый день в течение месяца, время от времени следователи оформляли их в виде протоколов.

– Расскажите, обвиняемый Сибирский, об антисоветских разговорах, имевших место у вас в доме 4 июня сего года.
– 4 июня сего года по новому стилю по случаю именин моей жены, Ольги Павловны Сибирской, были приглашены в гости священник Михаил Иванович Муравьев, благочинный Митрофан Иванович Орлов и священник Михаил Петрович Соколов.
– Часто ли ходил Муравьев в село Скирки Максатихинского района и зачем именно он туда ходил?
– Мне известен один факт, когда Муравьев ходил в село Скирки. Это было примерно в июне месяце сего года, когда Муравьев, придя из села Скирки, говорил мне, что его приглашают обратно на приход в церковь села Скирки, но он отказался, не сказав причины отказа.
– Расскажите об антисоветском разговоре, имевшем место между вами и Муравьевым по приходе последнего из села Скирки.
– Таких разговоров со стороны Муравьева я не припоминаю.
– А вы часто бывали в селе Скирки?
– После революции я не был ни разу.
– Расскажите, обвиняемый Сибирский, давно ли вы знакомы с Нарциссовым?
– Со священником Нарциссовым я познакомился в июне 1936 года, когда он приходил ко мне в Козлово как к благочинному в поисках места священника. Я Нарциссову порекомендовал идти в село Раменье Спировского района, где имелось свободное место священника. В селе Раменье Нарциссова не зарегистрировали, таким образом, он ушел и ко мне больше не заходил.
– Когда вы встречались с Нарциссовым за последнее время?
– С 1936 года я с Нарциссовым больше не встречался. Куда он поступил священником, я не знаю.
– Какие разговоры были со стороны Нарциссова при посещении последним вас в июне 1936 года?
– Нарциссов мне говорил, что он после отбытия срока наказания в данное время без места и желает служить где-либо священником.
– Какие конкретно контрреволюционные разговоры состоялись между Нарциссовым и вами?
– Насколько я помню, контрреволюционных разговоров между нами не было.
– Расскажите, кто у вас был в доме 21 июля по случаю церковного праздника Казанская.
– 21 июля помимо моей семьи у меня гостил регент козловской церкви Иван Васильевич Лебедев… Я Лебедева знаю с малолетства.
– Какие вел контрреволюционные разговоры Лебедев у вас в гостях?
– Контрреволюционных разговоров со стороны Лебедева не было. Говорил, что живет и работает в Ленинграде хорошо, купил дочери пианино.
– С какого времени вы знакомы со священником Орловым?
– С Орловым я познакомился в 1935 году, то есть тогда, когда он приехал служить в церковь села Ерзовка. Приехал Орлов из города Калинина. Ко мне он тогда явился как к благочинному. Последующие встречи у нас были в 1936 году несколько раз в селе Козлово у меня на квартире. В том же 1936 году Орлов был назначен благочинным по Ново-Карельскому району, но, несмотря на это, у нас встречи продолжались: так, например, в 1937 году мы встречались в селе Козлово у меня раза три. 30 марта приходил на мои именины, 4 июня – по случаю именин моей жены, и 7 июля.
– Расскажите, какие контрреволюционные вопросы ставил перед вами Орлов 30 марта?
– О контрреволюционных разговорах 30 марта со стороны Орлова я не помню. К тому же Орлов приходил ко мне в это время с незнакомым мне псаломщиком из Воздвиженского или Прудово-Михайловского. Фамилии этого псаломщика я не помню. Контрреволюционных разговоров со стороны псаломщика также не было.
– 7 июля какие контрреволюционные вопросы ставил Орлов?
– Контрреволюционных разговоров Орлова в этот день я не помню.
Недовольный ответами священника следователь устроил очную ставку о. Алексея с одним из тех, кто согласился подписать лжесвидетельства.

– Изложите следствию, что вам известно о принадлежности к контрреволюционной фашистско-монархической организации обвиняемого Сибирского Алексея Васильевича и о составе этой организации.
Перечислив множество людей и среди других о. Алексея, свидетель добавил:

– Задачей фашистско-монархической организации являлось свержение советской власти и реставрация капитализма при помощи иностранных фашистских государств через интервенцию Советского Союза и вооруженное восстание антисоветских сил из кулацких и бывших элементов и крестьянства, недовольного советским строем.
– Вы обличаетесь, – обратился следователь к о. Алексею, – как участник контрреволюционной фашистско-монархической группировки. Дальнейшее ваше упорство и отрицание бесполезно. Признаете ли вы себя виновным в участии в контрреволюционной фашистско-монархической организации?
– Участником контрреволюционной фашистско-монархической организации и в указанной группировке не был. Виновным себя в этом не признаю. В сборищах контрреволюционной группировки участия не принимал и на них не бывал.
– Обвиняемый Сибирский Алексей Васильевич, – обратился следователь к свидетелю, – отрицает свою принадлежность к контрреволюционной фашистско-монархической организации и участие его в сборищах. Следствие требует детализировать время и место сборищ, на которых присутствовал Сибирский: в присутствии кого это было, являлись ли они участниками данной организации и какие вопросы на этих сборищах обсуждались.
– 21 мая 1937 года по старому стилю сборище участников контрреволюционной фашистско-монархической организации происходило на квартире Сибирского Алексея Васильевича в день именин его жены… – и далее свидетель подтвердил все показания, угодные следствию.
После этого следователь снова обратился к о. Алексею:

– Ваши показания ложны и направлены к тому, чтобы скрыть от следствия свое участие и контрреволюционную деятельность в контрреволюционной фашистско-монархической организации. Показаниями Муравьева вы полностью изобличаетесь во лжи. Следствие настаивает на даче вами правдивых показаний.
– Категорически отрицаю свою принадлежность к контрреволюционной фашистско-монархической организации и участие в сборищах.
11 ноября 1937 года Тройкой НКВД приговорен к расстрелу.

Расстрелян 13 ноября 1937 года. Вместе со священником были расстреляны лжесвидетельствовавшие о нем, о себе и других — те, кто не смог вынести тяжести следствия.

4 апреля 1989 года был реабилитирован Тверской областной прокуратурой по 1937 году репрессий.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы
1. БД ПСТГУ «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века»
http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/koi/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMT…b**
2. Игумен Дамаскин (Орловский). «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 3» Тверь. 2001. С. 342-345
http://www.fond.ru/index.php?menu_id=370&menu_parent_id=0&pe…133
3. Православная энциклопедия, т. 1, с. 653: http://www.pravenc.ru/text/64602.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?