В миру Трапицын Александр Иванович, родился 29 августа 1862 года в селе Волма Вятского уезда Вятской губернии, в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии. У родителей было восемь сыновей, трое из них стали священниками и один епископом, Василий (1880 — 1907) стал преподавателем епархиального училища.
Первоначальное образование Александр получил в Вятском духовном училище, среднее — в Вятской духовной семинарии. По окончании в 1884 году курса семинарии он, как один из лучших ее воспитанников, был послан для продолжения образования в Казанскую духовную академию, где обучался на казенный счет.
По окончании в 1888 г. Казанской духовной академии со степенью канд. богословия за сочинение на тему «Постановления против симонии в Греко-Восточной и Русской Церкви» получил назначение на должность надзирателя в Вятское духовное училище.
В том же 1888 году он женился и 23 февраля 1889 г. рукоположен в сан диакона в кафедральном Всехсвятском соборе Вятки, 26 февраля — во священника к Всехсвятской церкви города Вятки и назначен преподавателем Закона Божия и церковной истории в епархиальное женское училище. Кроме того он состоял членом комитета школы приготовления псаломщиков, цензором проповедей и сочинений религиозно-нравственного содержания и в 1892-1897 годах — депутатом от духовного ведомства на собраниях Вятской городской думы.
В марте 1892 года у отца Александра родился сын, а в июле того же года он лишился супруги.
С 1893 г. служил законоучителем вятского Александровского реального училища.
В 1894 г. совершил продолжительное посещение Святой Земли, описанное в ряде очерков, опубликованных в «Вятских епархиальных ведомостях».
27 мая 1896 г. введен в состав епархиального училищного совета.
В июне 1897 года он был избран членом Совета епархиального женского училища, а в сентябре того же года переведен инспектором в Вятскую духовную семинарию.
26 февраля 1900 г. был пострижен в монашество еп. Вятским и Слободским Алексием (Опоцким). Новопостриженному было оставлено прежнее имя — Александр.
Вскоре после пострига был назначен исполняющим должность ректора Вятской духовной семинарии.
В начале 1900 года была проведена ревизия Калужской духовной семинарии, которую возглавил епископ Нарвский Никон (Софийский); она обнаружила много недостатков в управлении епархией, а также и в управлении Калужской духовной семинарией, которые привели к беспорядкам среди учащихся и неподчинению их начальству. В результате ревизии Святейший Синод уволил ректора семинарии, около сорока лет пробывшего в этой должности, в заштат и поставил на вид дурное поведение учащимся семинарии, но строгие меры к ним не были применены и дано было время на исправление.
28 июля 1901 г. назначен ректором Калужской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.
12 декабря 1904 г. хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии.
В ноябре 1905 года был назначен на должность председателя Владимирского епархиального училищного совета.
С 23 ноября 1907 г. — епископ Юрьевский, первый викарий Владимирской епархии.
Сотрудничал с еп. Никоном (Рождественским) во Владимирском отделе Палестинского православного общества и в Миссионерском обшестве.
С 29 мая 1912 по 1921 г. — епископ Вологодский и Тотемский.
В годы первой мировой войны организовывал сбор пожертвований на военные нужды, помощь вдовам и сиротам, отряды братьев милосердия, действовавших на передовой. Участвовал во Всероссийском съезде представителей от монастырей 1917 г. с правом решающего голоса и Поместном Соборе РПЦ 1917-1918 гг. Принял деятельное участие как в общих заседаниях Собора, так и в работе отделов — по церковной дисциплине, по церковному суду, по монастырям и по монашествующим, по правовому и имущественному положению духовенства, по благоустройству прихода.
В 1919 году протестовал против осквернения и изъятия властями мощей прп. Феодосия Тотемского.
В 1921 г. участвовал в диспуте с революционером Ветошкиным в начале кампании по ликвидации святых мощей.
По некоторым сведениям, ушел от управления от управления епархией за штат.
В 1923 г. был арестован по обвинению в «связи с монашеством и к/р агитации» и приговорен к 6 месяцам принудительных работ.
После освобождения назначен епископом Ульяновским (Симбирским), в 1928 г.- епископом Крымским.
В августе 1928 г. возведен в сан архиепископа и назначен на Самарскую кафедру.
В начале 1930-х годов, в Самарской обл. закрыли многие храмы и произвели массовые аресты среди духовенства. Видя, что могут арестовать всех священнослужителей и некому будет совершать таинства, архиепископ Александр стал рукополагать священников из среды благочестивых мирян. Некоторым из них он советовал устроить у себя в доме церковь, заранее собрав для этой цели иконы и все необходимое для совершения богослужений.
Когда среди епархиального духовенства возникло разномыслие относительно Декларации митрополита Сергия, благодаря его огромному авторитету в епархии удалось избежать смятения
В августе 1933 г. арестован ОГПУ в числе 10 священнослужителей и мирян Самары и обвинен как «руководитель к/р группы церковников, руководил нелегальными сборищами в своем доме, на которых давал а/с установки». Ввиду возраста на время проведения следствия ОГПУ оставило его на свободе, взяв подписку о невыезде.
Из обвинительного заключения:
«Вел проповедническую работу в а/с духе, обрабатывал религиозных фанатиков для принятия ими сана попов. Вел антисоветскую агитацию среди крестьян, приезжавших к нему из деревни для подыскания попов».
Виновным себя не признал, 29 октября 1933 года приговорен к 3 годам ссылки на Урал.
После возвращения из ссылки поселился ненадолго в Симбирске, а потом переехал в Самару, где служил в Петропавловской церкви.
5 февраля 1935 года был назначен архиепископом Пугачевским.
29 ноября 1937 г. снова арестован в Куйбышеве и обвинен «участии в подпольной контрреволюционной церковно-сектантской организации и организации террористических групп», виновным себя не признал. Одновременно с архиепископом Александром было арестовано 23 священника и двое мирян. Свободных мест в следственной тюрьме не было, и подследственных содержали в бараках исправительно-трудовой колонии. Некоторые из арестованных, несмотря на все усилия следователей принудить их к лжесвидетельству, держались мужественно, не оговорили ни себя, ни других и приняли мученическую кончину.
13 декабря 1937 года следователь допросил владыку.
— Вы арестованы за активное участие в подпольной контрреволюционной церковно-сектантской организации. Дайте по этому вопросу подробные показания.
— Я не принимал участия в подпольной контрреволюционной церковно-сектантской организации.
— Вы говорите неправду, у следствия имеются материалы, устанавливающие ваше активное участие в указанной организации. Вы были связаны с врачом Иваном Семеновичем Котовым, которого вовлекли в «тайное общество духовенства». С ним вы вели переговоры о рукоположении его в тайные священники с целью проникнуть в дома интеллигенции и верующих.
— С Котовым у меня связи не было, я его знал как верующего врача, посещающего церковь, в которой бывал и я.
— Вы отрицаете активное участие в контрреволюционной… организации и работу с Котовым по подготовке его в тайные священники? У следствия имеется материал, подтверждающий это. Я вам зачитаю выдержки по этим вопросам.
Следователь зачитал лжесвидетельства, выслушав которые, архиепископ ответил:
— Участие в контрреволюционной организации, а также работу с врачом Котовым по зачитанным вами выдержкам я отрицаю.
Из обвинительного заключения:
«Объединил в Куйбышеве всех безместных попов, главным образом прибывших из ссылок. Этим попам создавал авторитет среди верующих, «страдальцев за веру», что использовалось для антисоветской повстанческой и контрреволюционной фашистской агитации. Сам лично вел погромно-повстанческую агитацию».
21 декабря 1937 г. тройкой УНКВД по Куйбышевской обл. приговорен к расстрелу.
Расстрелян 14 января 1938 года вместе с 12 священниками Куйбышевской епархии, похоронен в общей могиле в Куйбышеве .
Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г.
Использованные материалы
1. База данных «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.»
http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxI…9XM
2. Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5. — Тверь: «Булат» , 2001 год, стр. 3-19. http://www.fond.ru/book/book5/5-01.htm
3. Протоиерей Алексий Сухих. «Вспомним поименно. Кн.3. Киров (Вятка), 2004г. С.4–7.