Священноисповедник Николай (Могилевский), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский

Священноисповедник Николай (Могилевский) родился в день Светлого праздника Пасхи, 27 марта (9 апреля) 1877 года, в семье псаломщика. Во Святом Крещении был наречен Феодосием. Отец новорожденного, удостоенный к концу своей жизни сана протоиерея, был большим знатоком церковного пения. Особенно радел он о пении общенародном и эту любовь прививал своим детям, составляя из них семейный хор, воспевающий хвалу Богу.
Феодосий воспитывался родителями в вере и благочестии. В возрасте десяти лет, он поступил в Екатеринославское духовное училище, а через шесть лет — в Екатеринославскую Духовную Семинарию. Феодосий был очень усидчив, прилежен, имел незаурядные способности, благодаря чему он всегда был в числе первых учеников. Ему, привыкшему с малых лет к труду, жизнь в училище, а затем и в Семинарии, не показалась трудной.
До принятия окончательного решения о монашеском постриге он непродолжительное время служил псаломщиком, а затем, чтобы найти применение полученным в Семинарии знаниям, работал учителем в церковной школе.
В 1903 году Феодосий поступает в Нилову пустынь. Он проходил различные послушания — носил воду, рубил дрова, пек хлебы. Но затем, как окончивший Семинарию и имевший опыт преподавания, был назначен наставником в подготовительную школу для иноков, готовящихся принять священный сан.
19 декабря 1904 года, в канун праздника Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, Феодосий принял монашеский постриг с именем Николай. Полгода спустя он был рукоположен в сан иеродиакона, а 9 октября 1905 года — во иеромонаха.
В сане иеромонаха отец Николай нес послушание благочинного Ниловой пустыни. В 1907 году он поступил в Московскую Духовную Академию, которую в 1911 году успешно закончил, получив за сочинение на тему «Учение аскетов о страстях» степень кандидата Богословия.
В 1912 году иеромонах Николай был назначен инспектором Полтавской Духовной Семинарии, в 1913 году переведен на ту же должность в Черниговскую Духовную Семинарию. К своим обязанностям он относился не только с большой ответственностью, но и с отеческой любовью, стараясь из своих воспитанников взрастить настоящих пастырей стада Христова, что считал главным делом Духовных учебных заведений.
В 1915 году отец Николай возведен в сан игумена, а 10 октября 1916 года назначен настоятелем Княже-Владимирского монастыря в Иркутске с возведением в сан архимандрита, а также заведующим Иркутской учительской миссионерской школой. А в 1917 году архимандрит Николай назначен ректором Черниговской Семинарии и настоятелем Елецкого Успенского монастыря в Чернигове.
На осенней сессии Всеукраинского Церковного Собора, открывшейся в Киеве 23 ноября 1918 года, сонм православных архиереев, участников Собора, постановил быть архимандриту Николаю Епископом Стародубским, викарием Черниговской епархии. 20 октября 1919 года в Чернигове состоялась архиерейская хиротония архимандрита Николая. С 1920 года Владыка Николай назначен Епископом Сосницким, викарием этой же епархии.
С 19 октября 1923 года Владыка Николай управлял Тульской и Одоевской епархией. Он занял непримиримую позицию по отношению к обновленцам, обличая их с церковной кафедры и объясняя своей пастве гибельность их пути. В 1925 году обновленцы предприняли попытку собрать «Поместный собор Православной Церкви в СССР». Епископ Николай сделал предписание настоятелям и церковным советам не входить с ними в переговоры. Исходом этого противостояния был арест Владыки, последовавший 8 мая 1925 года.
Проведя в заключении более двух лет и освободившись 16 сентября 1927 года, Епископ Николай был назначен на Орловскую Кафедру, где служил до следующего своего ареста 27 июля 1932 года.
Вместе с Владыкой были арестованы и проходили по делу еще 128 человек. Епископа Николая обвиняли в том, что он, при содействии орловского духовенства, «явился руководителем и организатором контрреволюционной церковно-монастырской организации «Ревнители Церкви», направлял контрреволюционную деятельность на борьбу против советской власти и колхозного строительства. Для пополнения рядов контрреволюционеров организации организовал два подпольных монастыря, проводил пострижения в монашество…»
Постановлением коллегии ОГПУ от 7 декабря 1932 года Епископ Николай был осужден на 5 лет лишения свободы, и через четыре месяца после вынесения приговора Владыку отправили вместе с соузником епископом Иоанном (Пашиным) в Темниковский лагерь в Мордовии, с мая 1935 года в Саровский лагерь на юге Горьковского края, оттуда — в сентябре 1935 года в Алатырскую исправительно-трудовую колонию в Чувашии. Пробыв в этой колонии около года владыка 1 июня 1936 года убыл в Ветлужский лагерь на севере Горьковского края. В 1937 году епископ Николай был освобожден из лагеря. Не получив назначения на Кафедру, он проживал сначала в городе Егорьевске Московской области, а затем в городе Киржаче Ивановской области. В этот период по вызову Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Сергия (Страгородского) он часто приезжал в Москву для исповеди Владыки Сергия и помощи в делах Патриархии. Много времени проводил Владыка в библиотеке Московской Патриархии.
В 1941 году Владыка Николай был возведен с сан Архиепископа. Но вскоре его постигло новое испытание — 27 июня 1941 года Владыка был арестован и за антисоветскую агитацию сослан в Казахстан на пять лет.
До 1943 года престарелый Архипископ жил на станции Челкар милостыней верующих людей. После Поместного Собора 1943 году и избрания Митрополита Сергия Патриархом положение Владыки несколько улучшилось: он получил возможность совершать Богослужения в доме одной верующей женщины.
5 июля 1945 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен Архиепископ Николай (Могилевский).
Десять лет возглавлял Владыка Николай Алма-Атинскую епархию. Это было время возрождения Православия на Казахской Земле. В Алма-Ате восстанавливались и открывались храмы. Владыка предпринимал длительные пастырские поездки по епархии. Он проявил себя как молитвенник, ходатай и заступник за Православную веру.
25 октября 1955 года Архиепископ Николай был призван в Небесные обители.
В августе 2000 года Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Николая в сонме новомучеников и исповедников Российских.
Использованные материалы
1. Исаакий (Виноградов), архим. Светлой памяти Митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая (К годовщине со дня кончины) // Журнал Московской Патриархии. — 1956. — № 10. — С. 11—13.
2. Жития новомучеников земли Чувашской. https://stpmm.ru/commission/life.php
3. Рожнёва О. Л. Священноисповедник Николай (Могилевский). — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2017. — 144 с.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?