Свобода, урочище. Церковь Симеона Верхотурского на хуторе Екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря.

Согласно информации Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», в 1837 г. состоятельная жена чиновника Аграфена Федоровна Горбунова завещала Ново-Тихвинскому женскому монастырю в 90 верстах к югу от Екатеринбурга участок земли более 307 дес., на котором монастырь основал Малобулзинскую заимку. В 1850-1856 гг. ее территория увеличилась за счет пожертвований статского советника Порфирия Павловича Карпова и его брата коллежского советника Авенира Павловича до 513 десятин 800 саженей.
Само Малобулзинское (Булзинское) подворье было заложено в 60-х годах XIX века. Сначала на хуторе был построен балаган, но он был не очень надежен, и во время дождя его обитательницы промокали насквозь. Пищу готовили на костре возле балагана. Ближайшая церковь находилась в 10 верстах от хутора, но добраться до нее было сложно. Сестры были вынуждены ездить в Екатеринбургский монастырь для исповеди и причастия, а монастырский священник приезжал на хутор для совершения молебнов в благословение полей. Болотистая местность и наличие маленьких, но глубоких речек затрудняло подобные путешествия. Зимой же все дороги переметались снегом, и выехать не было никакой возможности.
Принимая все это во внимание, настоятельница монастыря игумения Магдалина приступила к устройству на хуторе жилых помещений и церкви. Строительные материалы (камень, глина и известь) нашлись недалеко от места стройки. Местные жители помогли с рытьем рвов для фундаментов, под престол монахини вынули землю сами. После постройки жилых домов и хозяйственных помещений на хуторе постоянно проживало до 30 сестер и 10 работников, в летнее время количество проживающих удваивалось. Они занимались элитным семеноводством, разводили породистый крупнорогатый скот, имели большое дойное стадо.
Закладка каменного храма совершилась 12 мая 1881 г. Преосвященнейшим Вениамином, епископом Екатеринбургским. По описи 1910 г. в нем находилось 52 строения, в том числе каменный собор во имя Симеона Верхотурского Праведного с приделом Святой Магдалины.
После варварского налета в 1920 г. большевистского отряда, сопровождавшегося расстрелом 6 монахинь, подворье было разграблено и завершило свое существование. В последующие годы постройки хаотически разбирались, материал увозился в соседние селенья, а оскверненный храм, лишенный дверей, окон и полов, остался одиноко стоять на зарастающей деревьями и кустарником территории.
После изгнания монахинь церковь разграбили, к имеющимся помещениям построили несколько бараков и на их базе в 1919 г. создали коммуну «Свобода». Земли коммуны и людей, ее обрабатывающих, прикрепили к Щербаковскому спиртзаводу, чтобы обеспечить его сырьем – картофелем (стране нужен был спирт!). К 1923 г. коммуна развалилась сама. От названия этой коммуны место, где раньше был монастырь, стали называть «Свободой».
В 20-30-е ггг. ХХ века, после выделения Челябинской области, подворье оказалось на ее территории. Сейчас поселение заброшено. Из всех построек сохранились только храм, несколько погребов и башенка.
Он был вновь обретен для общества уже в самом начале нового, ХХI столетия.
Православные энтузиасты вытащили из храма мусор, почистили территорию, вскрыв фундаменты разрушенных построек. По заявке нынешнего монастырского руководства Ново-Тихвинской обители специалисты выполнили обмеры сооружения, сделали обследования технического состояния стен и сводов, оценили несущую прочность конструкций и узлов. Осмотрев территорию с оставшимися фрагментами зданий, сразу обратили внимание на сухие глубокие колодцы, положение которых укладывалось в некую систему. Колодцы в большинстве имели стены, выложенные из тесаного камня, а некоторые были обшиты деревянными толстыми плахами.
Были найдены подземные скиты — куполообразные сооружения, выложенные внутри из каменных блоков. Наружу из сводов выходили отверстия, по-видимому для печных труб. В период деятельности коммуны там хранился картофель и иной сельскохозяйственный урожай, а отверстия использовались как отдушины. В одном из погребов (келий ?) до сих пор чувствуется сильнейший запах картофеля.
Геофизики со своими приборами вкупе с лазоходцами обошли контуры собора и получили сигналы о наличии подземных галерей. На площадке перед апсидой провели детальные исследования. Оказалось, что из-под алтарной залы храма выходят под углом друг к другу два подземных хода. Их общее направление — в глубь густо застроенной когда-то монастырской территории. Это направление согласуется с расположением некоторых сухих колодцев, будто они являются либо вентиляционными устройствами либо выходами из подземелий. Интересно, что после анализа геофизических данных была определена ширина этих ходов. Она оказалась классической — 70 сантиметров. Симеоновский собор, несомненно, имел глубокий двухуровневый подвал. Вход в него заложен давно, вполне вероятно, в годы функционирования подворья. В фундаменте стены, отделяющей алтарную часть от основного объема собора, у самой поверхности слоя грунтовой засыпки, виден небольшой свод заложенного (и засыпанного) дверного проема. Может быть, за ним разгадка всех тайн монастырского подворья, о которых ничего не рассказали шесть расстрелянных монахинь?.
http://www.avtobrodiaga.ru/Avtomarchrut/Avtomarchrut%20pov/Malobulzinskay%20zaimka/Malobulzinskay%20zaimka.html

В 1837 г. состоятельная жена чиновника Аграфена Федоровна Горбунова завещала Ново-Тихвинскому женскому монастырю в 90 верстах к югу от Екатеринбурга участок земли более 307 дес., на котором монастырь основал Малобулзинскую заимку. В 1850-1856-ее территория увеличилась за счет пожертвований статского советника Порфирия Павловича Карпова и его брата, коллежского советника Авенира Павловича, до 513 десятин 800 саженей.
Само Малобулзинское (Булзинское) подворье было заложено в 60-х годах XIX века. Сначала на хуторе был построен балаган, но он был не очень надежен, и во время дождя его обитательницы промокали насквозь. Болотистая местность и наличие маленьких, но глубоких речек затрудняло связь с внешним миром. Зимой же все дороги переметались снегом, и выехать не было никакой возможности.
12 мая 1881 года Преосвященнейшим Вениамином, епископом Екатеринбургским, свершилась закладка каменного храма во имя Симеона Верхотурского Праведного с приделом Святой Магдалины. По описи 1910 года в нем находилось 52 строения.
После варварского налета в 1920 годах большевистского отряда, сопровождавшегося расстрелом 6 монахинь, подворье было разграблено и завершило свое существование. В последующие годы постройки хаотически разбирались, материал увозился в соседние селенья, а оскверненный храм, лишенный дверей, окон и полов, остался одиноко стоять на зарастающей деревьями и кустарником территории. После изгнания монахинь церковь разграбили, к имеющимся помещениям построили несколько бараков и на их базе в 1919 году создали коммуну «Свобода». Земли коммуны и людей, ее обрабатывающих, прикрепили к Щербаковскому спиртзаводу, чтобы обеспечить его сырьем – картофелем (стране нужен был спирт).
К 1923 году коммуна развалилась. От названия этой коммуны место, где раньше был монастырь, стали называть «Свободой». В 20-30-е годы ХХ века, после выделения Челябинской области, подворье оказалось на ее территории. Сейчас поселение заброшено. Из всех построек сохранились только храм, несколько погребов и башенка.
http://poiskovik-urala.ru/

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?