В 1295-м году некий Рыльский охотник на берегу Тускари у корней большого вяза нашёл икону Божьей Матери, лежавшую ликом вниз. Как только охотник поднял икону, там где она лежала, тут же потекла вода источника. Здесь выстроили часовню. Икона хранилась в часовне и охраняла её. Крымские татары не раз пытались поджечь часовню, но та не загоралась. Узнав у священника причину своих неудач, татары вынесли икону и разрубили её на две части, после чего часовня загорелась. Спустя много лет тот священник, вернувшись из татарского плена, нашёл половинки иконы. Когда он составил их вместе, икона срослась так крепко, что место соединения на ней едва различимо. В 1597-м году царь Фёдор Иванович, сын Ивана IV Грозного привозил икону в Москву и, отправив обратно, повелел заложить мужской монастырь. Так началась Коренная пустынь. В 1611-м году её разрушили Крымские татары, а в XVIII-м веке обитель потрясли разорительные реформы Петра I и Екатерины II. Но монастырь всё же рос и богател, умножая братию. Над источником и пнём знаменитого вяза стояла обветшалая деревянная церковь Иконы Богоматери «Живой Источник», которую перестроил в камне фельдмаршал Б.П.Шереметев, возвращавшийся в Москву после Полтавской победы. В XIX-м веке это был один из самых больших и известных монастырей в России. Его развитию способствовала также собственная ярмарка, которая была по размаху второй в России, после Нижегородской. Советская власть обошлась с монастырём жёстче, чем все напасти до этого. Собор был взорван, место паломничества и Святой источник оцеплены нарядами милиции. В 1989-м году остатки монастыря были возвращены Церкви, и началось восстановление обители. К сегодняшнему дню восстановлено очень много.
Коренная Рождество-Богородицкая пустынь, общежительная, в 27 верстах от Курска, при реке Тускари. Основана в 1597 году, в том месте, где при корне дерева явилась некогда чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Коренною или Курскою (см. выше). В смутные времена самозванщины на Руси Коренная пустынь была разрушена до основания. С 1618 по 1764 годы пустынь была приписана к Курскому Знаменскому монастырю. В 1792 году в ней устроено было общежитие. Здесь находится копия с Знаменской иконы Божией Матери, присланная в 1664 году царями Иоанном и Петром Алексеевичами. В церкви Живоносного Источника, сооруженной близ места явления святой иконы, находится посредине квадратный водоем, огражденный железною решеткой, в который протекает вода от места явления. С южной стороны храма пристроена часовня, сооруженная, по преданию, на том самом месте, где явилась святая икона.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Среди древних русских обителей одной из самых известных с давних пор была Курская Коренная Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь. Над высоким песчаным берегом реки Тускарь, на фоне обширного коренского леса сияют кресты монастырских церквей, белокаменные сходы стройными уступами спускаются к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, чем-то напоминая сходы в пещеры Киево-Печёрской лавры или прибрежные афонские монастыри… «Курскаго уезду Обмяцкаго стану, — пишется в старинной рукописи, — от Московской проезжей дороги разстояниемъ шесть вёрстъ, в Чёрном Коренном лесу, на вышедшемъ съ небольшихъ двухъ логовъ вышнемъ холме, над рекою, прозываемой тускорь, по имянному блаженныя и высокодостойныя памяти благочестиваго и Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодара Иоанновича Самодержца Всероссийскаго указу, лета отъ Рождества Христова 1597, сооружёнъ общежительный монастырь и учреждено игуменство и во ономъ монастыре первый бысть игуменъ Евфимий. Онаго монастыря пространство въ длину трёхаршинныхъ сажней 53, а попереченъ 18» (113х38 м). Сама Царица Небесная указала на это место чудесным явлением Своего Образа на опушке глухого леса, с тех самых пор уже более семи столетий не умолкает здесь молитва.
Начало Курской Коренной пустыни положило чудо обретения в глухом лесу, «в половине песчаной горы» на берегу реки Тускарь небольшого образа Богоматери. Образ этот напоминал известную своими чудотворениями новгородскую икону «Знамение» Божией Матери. Святая икона лежала «прикорени» большого вяза ликом вниз. В таком положении нашёл её один рыльский житель, промышлявший в здешних дубравах охотой на дикого зверя со своими товарищами. Жители этих мест уходили за много вёрст от своих жилищ, чтобы охотой и бортничеством добывать себе средства к существованию, о чём в рукописи сообщается так: «творяху хождения прибытка ради своего, зверей и мёда». Одним из таких промысловиков и был этот благочестивый охотник. Как только он поднял с земли чудный Образ, то, по слову безвестного летописца, на том самом месте «искипе источникъ и потече». Обретение иконы в глухом лесу было для охотников явным чудом Божьим, не меньшим чудом было и то, что именно на месте обретения её и именно в тот самый момент забил столь полноводный и чистый источник…
Благочестивый и богобоязненный царь Феодор Иоаннович по праву считается основателем Курской Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни. Заботясь об укреплении южных рубежей державы от набегов татар, государь в числе других южных русских городов, таких как Ливны, Кромы, Воронеж, Белгород, велел отстроить и Курск. Произошло это в 1597 году. В том же году по царскому повелению чудотворный образ Божией Матери Курской был перенесён из пустыни в Москву. Когда икона была уже вблизи первопрестольной, государь встретил её вместе с патриархом Иовом, ближними боярами и войском. После совершения в царских палатах торжественного молебного пения перед святыней царь повелел, чтобы вокруг небольшой по размерам иконы был сделан кипарисовый оклад, а на нём царскими изографами были изготовлены образы Господа Саваофа, Святого Духа и девяти ветхозаветных пророков, которые возвещали бы пришествие в мир Христа Спасителя. Икона была также украшена серебряно-позлащённым окладом, жемчугом и драгоценными каменьями. Супруга государя благоверная царица Ирина Фёдоровна привесила к иконе собственноручно вышитую золотом и серебром пелену, которая была украшена также жемчугом и драгоценными камнями… Украсив икону, государь отпустил её с подобающими почестями из Москвы в Курский край, где повелел построить своим иждивением монастырь с церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а первым настоятелем обители стал иерей города Рыльска Георгий, который подобно Боголюбу имел великое усердие к иконе и месту её явления. В монашестве он был наречён Евфимием. Так была основана «пустынька, что на корню» — Курская Коренная Рождество Богородицкая пустынь. Во время Смутного времени икона была вытребована самозванцем в Путивль, а потом перевезена в Москву. А сам монастырь разорили татары в 1611 году. К 1617 году «Пустынь» была вновь отстроена. Повелением царя из рода Романовых Михаила Феодоровича чудотворная икона была перенесена по прошению курских жителей из Москвы в Курск. С тех пор она постоянно пребывала в Курском Знаменском монастыре, посещая летом Коренную пустынь и оставаясь там на некоторое время. Крестные ходы со святыней стали собирать многие тысячи богомольцев. И первый такой крестный ход прошёл уже почти четыреста лет тому назад…
В 1640 году обитель вновь была разорена крымскими татарами. При приближении непрошенных гостей насельники разбежались и попрятались кто куда. Обитель в то время была настолько бедна, что грабителям нечем было в ней поживиться. В злобе они решили сжечь монастырь, начав с церкви Рождества Богородицы. Но сколько бы они не старались, поджечь церковь не смогли. То же самое произошло и с другими монастырскими строениями. Варвары были поражены этим явным чудом заступничества Божией Матери за православные святыни, их внезапно обуял такой неодолимый страх, что они в панике бежали, не причинив обители никакого вреда. После этого события обитель больше долго никто не тревожил. Монастырь жил своей тихой размеренной жизнью. Лишь в начале ХVIII века обитель имел возможность посетить один видный человек. Монастырское предание повествует: «После знаменитой на шведами под Полтавою победы, его светлость граф Б.П. Шереметьев изволил проезжать в Москву мимо Коренной пустыни. И заехав в оную помолиться, усмотрел на столь важном и святом месте деревянную, совсем обветшалую церковь, пожалел о сем и по усердию своему к Пресвятой Богородице, повелел на весь свой кошт построить каменную церковь, под присмотром своих приставников». В алтаре этого храма до самой революции хранилось напрестольное Евангелие в дорогом, богато украшенном окладе, с собственноручной подписью фельдмаршала. От храма наверх поднимались знаменитые величественные крытые каменные «сходы» — памятник трудов настоятеля Коренной пустыни архимандрита Паисия. Сходы состояли из восьми каменных уступов. Когда паломники поднимались наверх или спускались к роднику, то с левой (правой) стороны они видели на стенах сходов четырнадцать больших картин, изображавших наиболее важные моменты из истории иконы и чудеса от неё. Против каждой картины — большое венецианское окно, служащее для освещении изображений. Сами сходы в архитектурном отношении были устроены весьма примечательно: с любого места была хорошо видна середина нижней церкви «Живоносного Источника», и во время праздничных акафистов перед чудотворной иконой сходы становились естественным продолжением храма, вмещая добрых две тысячи богомольцев, которые все могли видеть, что делается внизу, и следить за богослужением.
В центре монастыря возвышается величественный двухпрестольный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом св. Иоанна Предтечи, законченном постройкой в 1860 году по проекту знаменитого архитектора Константина Тона. Придел в храме был сооружён с правой стороны, а с левой, симметрично ему, была устроена большая и очень красивая сень для чудотворного образа или для его точного списка в зимнее время. Красавец собор был взорван в 1925 году. Вокруг собора расположены игуменские и братские трёхэтажные каменные корпуса. Прямо от собора, немного в гору, на запад ведёт широкая дорожка со ступенями, обсаженная по бокам деревцами, к высокой многоярусной колокольне, выстроенная в том же стиле, что и собор. Под колокольней находятся святые ворота, по стенам украшенные фресковой живописью. После Октябрьской революции новая власть запретила крестные ходы со святыней.
В сентябре 1919 году в Курск вошли части Белой армии во главе с генералом Кутеповым, и уже 31 октября 1919 года Коренская икона Божией Матери покинула Знаменский собор. Красные подходили всё ближе к Курску. По благословению владыки Знаменского монастыря Феофана, святыню в сопровождении монахов перенесли в город Обоянь, а оттуда в Белгород. Далее — Таганрог, Ростов, Ектеринодар, Новороссийск… И наконец, 1 марта 1920 года Курская Коренная Чудотворная икона в сопровождении епископа Феофана и иноков, на пароходе «Святой Николай» покинула берега России и из Новоросийска через Константинополь прибыла в Салоники. Последний раз на русскую землю икона прибыла в сентябре 1920 года, чтобы поддержать последних защитников Крыма. В дальнейшем она разделит судьбу русских изгнанников и станет их Одигитрией и утешением в нелёгких условиях жизни на чужбине… 9 мая 1922 года состоялось изъятие ценностей из Коренной пустыни «в порядке Декрета ВЦИК от 16 февраля 1922 года». Были изъяты напрестольные кресты, ризы с больших и малых икон, лампады, украшения с Евангелий, митры, подсвечники, дарохранительницы… Всего было отобрано сто десять драгоценных предметов общим весом более шести пудов. А в 1923 году обитель была и вовсе закрыта. Знаменитые сходы были разобраны, величественный храм Рождества Пресвятой Богородицы взорван, купол колокольни снесён, а на ней устроена смотровая площадка для отдыхающих в доме отдыха, каковым стала Коренная пустынь. Да и сам посёлок, называвшийся по имени монастыря, переименовали, дав ему глумливое название «Свобода». Богородицкий лес был вырублен, пруды в нём высохли, Тускарь обмелела, потому что выстроенную монахами плотину никто не досматривал и её в половодье прорвало… В 1930-е годы на месте взорванного храма разбили клумбу и «украсили» её гипсовыми изваяниями двух медведей…
29 апреля 1953 года на имя Н.С. Хрущёва поступила докладная записка с предложением разработать план «ликвидации и локализации» святых источников. Через пять лет вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам». Уже через полгода территория вокруг источника в Коренной пустыни была огорожена, выставлена милицейская охрана, источник срыт и зацементирован. Будучи не в силах справиться с народным почитанием святыни, несмотря на все репрессивные меры, власти планировали даже измененить русло реки с тем, чтобы под водами реки Тускарь навсегда похоронить место обретения чудотворной иконы и целебный источник. К счастью, этим зловещим планам не суждено было сбыться… Последовательно сменявшие друг друга новые хозяева старого монастыря — от дома отдыха красных кавалеристов до ПТУ — нанесли ему большой урон, но никто не смог уничтожить в народе почитание этого святого места.
7 августа 1989 года исполком областного Совета народных депутатов принял решение о передаче епархиальному управлению «архитектурного комплекса» (вернее того, что от него осталось!) «Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь». И уже через неделю, 15 августа прошло первое богослужение и рукоположение на месте разрушенного храма Пресвятой Богородицы.
По книге: «Коренная пустынь. Чудесные Знамения в прошлом и настоящем», Курск, 2016 г.
7 августа 1989 года Коренная пустынь была возвращена Курской епархии. А уже 15 августа состоялась первая служба на месте, где стоял величественный храм обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Первый после долгого перерыва крестный ход состоялся 15 июня 1990 года, в девятую пятницу по Пасхе. По своим масштабам он отличался от своих исторических предшественников: его протяженность была всего лишь 300 метров по территории монастыря. Последующие ходы обрели свой прежний исторический масштаб.
В 1990 году в первозданном виде отреставрированы въездные врата обители. В 1991 году восстановлены колокольня над Святыми вратами и монастырская трапезная. За период 1994-97 г.г. были восстановлены уникальная крытая галерея со сходами к источнику и храм Живоносного источника. Обустроен и освящен 19 сентября 1991 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II храм Рождества Пресвятой Богородицы, восстановлен келейный корпус. На новом месте выстроен большой хозяйственный двор монастыря, где устроен скит с домовой церковью преподобного Серафима Саровского. На месте когда-то разрушенного воссоздан главный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Проведены работы по благоустройству монастырской территории. Восстановлены галерея (сходов) к источнику и храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».24 сентября 2012 года митрополит Курский и Рыльский Герман , архиепископ Берлинско — Германский и Великобританский Марк и епископ Железногорский и Льговский Вениамин совершили чин освящения восстановленного храма во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник» и первую божественную литургию в нем. Отличительной и уникальной особенностью храма является фарфоровый иконостас, выполненный екатеринбургскими мастерами.Главный монастырский храм — Собор Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом 24 сентября 2009 года, правый придел освящен архиерейским чином 22 декабря 2011 года в честь Рождества Иоанна Предтечи. Храм Рождества Пресвятой Богородицы – освящен Святейшим Патриархом Алексием II 19 сентября 1991 года. Храм «Казанской» иконы Божией Матери – освящен архиерейским чином 21 июля 1991 года. Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» — освящен архиерейским чином 24 сентября 2012 года. Храм великомученика Пантелеимона (больничный корпус), храм прп. Серафима Саровского на подворье монастыря. Богослужения ведутся в основном в Соборном храме, а также в престольные праздники и в остальных храмах обители. Не иссякли и святые источники на территории монастыря. Как и прежде, святая вода из живоносных источников Коренной пустыни дает силы и укрепляет в вере православных людей.
https://monasterium.ru/monastyri/monastery/monastyr-kurskaya-korennaya-rozhdestva-presvyatoy-bogoroditsy-muzhskaya-pustyn/
КУ́РСКАЯ КОРЕННА́Я ПУ́СТЫНЬ, мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Расположен в м. Свобода Золотухинского р-на Курской обл., на правом берегу р. Тускарь.
Основан в 1597 по указу царя Фёдора Ивановича на месте, где, по преданию, в 1295 жителем Рыльска у корня дерева (отсюда назв. пустыни) была найдена икона Божией Матери «Знамение». На месте обретения забил источник. Икона, получившая назв. иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, прославилась чудотворениями и стала очень почитаемой. Привезённая в 1597 в Москву на поклонение она по указанию царицы И. Ф. Годуновой была украшена ризой. В это же время в К. К. п. был построен первый собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1598 из-за опасности нападений крымских татар икону из К. К. п. перенесли в Вознесенский собор Курска. К. К. п. серьёзно пострадала в Смутное время от войск Лжедмитрия I (1603) и крымских татар (1611). Нападениям крымских татар обитель неоднократно подвергалась в 1-й пол. 17 в. С 1618 по 1764 пустынь была приписана к Курскому Знаменскому мон., в котором с 1618 пребывала Курская Коренная икона. С 1618 ежегодно перед 9-й пятницей после Пасхи в К. К. п. из Знаменского мон. с иконой совершался крестный ход (запечатлён на картине И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии», 1883). В пустыни икона пребывала до праздника Рождества Богородицы (8 сент. по ст. ст.), когда её с крестным ходом возвращали в Курск. В 1920 икона вывезена из России.
Каменный ансамбль К. К. п. возводился в 18–19 вв. В 1703 построен первый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы (строитель – монах Боголеп Сухочев); в 1708 – каменные врата с надвратным Преображенским храмом; в 1713 – шатровая церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (на средства гр. Б. П. Шереметева). В 1785 монастырь обнесён каменной стеной, построены каменные братские кельи с домовым храмом Архангела Михаила и Св. Параскевы. В 19 в. сооружены: каменные 3-этажные кельи (1806–1814), 3 гостиницы, церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, трапезная, каменные крытые сходы-галереи, спускавшиеся к берегу Тускари (на фасадах были представлены картины на тему чудес Курской Коренной иконы). В 1852–60 по проекту арх. К. А. Тона возведён новый собор Рождества Пресвятой Богородицы, увенчанный 5 шатрами. В 1860 сооружена увенчанная шатром 3-ярусная колокольня с часами. К 1862 построен 3-этажный храм Всех Святых, к 1875 – кладбищенская церковь в честь Курской Коренной иконы Божией Матери (рядом располагался скит).
В монастыре работала иконописная мастерская, действовали больница и аптека. В 17 в. – 1878 у его стен собиралась Коренная ярмарка – одна из крупнейших в России. Для неё в 1792–1812 по указу имп. Екатерины II возведён огромный гостиный двор, вмещавший до 50 тыс. чел. (арх. Дж. Кваренги).
В 1924 монастырь был закрыт. В 1924–1926 взорван собор; разрушены колокольня, Святые врата, сходы, кладбищенский храм и церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Несмотря на противодействие властей, паломничества к Святому источнику, где была обретена икона, продолжались, поэтому в 1959 его залили бетоном; уничтожено кладбище. Монастырь возрождён в 1990. В том же году близ монастыря создан (открыт в 1991) Курский областной историко-культурный центр «Коренная пустынь». В 1994 возобновлён крестный ход со списком иконы.
В 1990-е гг. восстановлены: надкладезная церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1995), церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, ц. Всех Святых, колокольня, Святые врата, братские корпуса, скит в честь Св. Серафима Саровского. В 2007 начата реконструкция собора Рождества Пресвятой Богородицы.
https://bigenc.ru/fine_art/text/2122888