Свияжск. Успенско-Богородичный мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Собор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1556-1560 гг. псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя. В XVII веке к древнему собору была пристроена трапезная часть, а в середине XVIII века цилиндр барабана был надстроен восьмигранником, а шлемовидная глава заменена в стиле украинского барокко. Уже в XIX веке к трапезной части было пристроено крыльцо. Одной из главных особенностей Успенского собора является сохранившийся цикл фресковой живописи XVI века, реставрировавшийся в 90-е годы XIX века художниками Н.М. Сафоновым и Г.О. Чириковым под руководством известного профессора-искусствоведа Д.В. Айналова. В 1964-1984 гг. собор также подвергался реставрационным работам. Среди наиболее знаменитых фресок — алтарное изображение царя Иоанна Грозного и митрополита Московского Макария. Сохранился древний иконостас собора, иконы которого хранятся в ГМИИ РТ. 
В настоящее время в соборе проводятся реставрационные и восстановительные работы.
С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.

Архитектурное описание. Успенский собор, заложенный в 1556 году был освящен первым настоятелем обители Германом 12 сентября 1560 года, о чем свидетельствует надпись а древнем антиминсе «лет 7069 мца сентября…при благоверном царе и великом князе Иване Васильече…» несмотря на переделки позднейшего времени, которые которые за четырехвековое существование претерпел собор, его типично псковский облик совершенно отчетливо выступает из-под наброшенного на него барочного наряда. Поставленный на подцерковье одноглавый храм Успения Богоматери, почти квадратный в плане, с четырьмя широко расставленными столбами, с полукруглыми центральной и двумя ониженными боковыми апсидами был покрыт пофронтонно на восемь скатов. Фасады его обработаны «по-псковски» четырьмя лопатками, стянутыми вверху лопастными арками. Бровки над узкими окнами большого барабана главы, нарядный пояс из бегунков, поребриков и полуциркульных арочек, украшающий верх барабана и апсид, арочные тяги на апсидах являются характерными мотивами орнаментации для псковской архитектуры.
М. Фехнер «Великие Булгары, Казань, Свияжск». Москва, изд.»Искусство», 1978.

Успенский собор одноимённого монастыря в Свияжске возводился во второй половине 1550-х годов. Его создание было поручено псковичам — вероятно, «церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву да каменщикам псковским Ивашку Ширяю со товарищи». Высказывалось предположение, что свияжский храм выстроен тем самым Постником, который является автором храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. День освящения новопостроенного собора Успенского монастыря в Свияжске известен. Об этом свидетельствует надпись на храмовом антиминсе, который долгое время сохранялся в соборе, однако не дошёл до наших дней: «Лета 7069 месяца сентебря в 12 день на паметь святаго священномученика Автонома, при благоверном царе великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце и приосвященном архиепископе нашем Гурие Казанском и Свияжском, священа бысть церкви сия во имя Пречистыя Богородица честнаго и славного Успения первым архимандритом тояж обители Германом и священным собором».
Сразу или через некоторое время после возведения Успенский собор был украшен фресками. Помимо своей высокой художественной ценности, эта стенопись чрезвычайно важна как уникальный объект русского наследия середины ХVI века, являя собой редкий пример почти полностью сохранившегося фрескового ансамбля эпохи. Интересна живопись и с исторической точки зрения. Так, среди персонажей, изображённых на стенах, можно увидеть фигуру Ивана Грозного — настоящий прижизненный портрет, хотя и выполненный в иконописной традиции! Примечателен и редкий образ святого мученика Христофора Песьеглавца, изображённого, как следует из его имени, с собачьей головой. Хотя справедливости ради стоит заметить, что на свияжской фреске голова скорее лошадиная. Время шло, собор менялся. В ХVII столетии с западной стороны к нему была пристроена трапезная: увеличивавшаяся монастырская братия нуждалась в новых пространствах. Ещё через несколько десятков лет, в середине ХVIII века, свою форму меняет глава храма, разбираются и восьмискатные покрытия сводов, место которых занимает четырёхскатная крыша. Над первоначальным барабаном появляется восьмигранник, его шлемовидное завершение заменяется сложным куполом в стиле украинского барокко. В верхней точке нового купола размещается маленькая луковичная главка, увенчаная крестом. Барокко оставило свой неизгладимый, легко узнаваемый след не только в куполе собора. Тогда же, в ХVIII веке, фасады храма со всех четырёх сторон дополняются барочными кокошниками, по три штуки над каждой стеной, а окна растёсываются и обрамляются барочными наличниками.
Исторически Успенский монастырь в Свияжске был наиболее влиятельным и богатым в епархии. Он никогда не знал недостатка в насельниках и трудниках и имел средства прокормить их всех. Значение Успенской обители позволили ей быть зачисленной в наивысший первый класс по штатам 1764 года. До 1809 года свияжский монастырь являлся единственным первоклассным во всей Казанской митрополии. После революции ситуация резко изменилась. В августе 1918 года от рук большевиков погиб последний настоятель монастыря епископ Свияжский Амвросий (Гудко). Через несколько лет монастырь закрыли.
В 1997 году постепенно стала возрождаться монашеская жизнь в старинном Успенском монастыре. Самое старое здание на территории монастыря, сохранившееся до наших дней — это Свято-Успенский собор. Если мысленно отбросить позднейшие наслоения (трапезную, кокошники и наличники, изменённую форму кровли, барочную главу), Успенский собор предстанет типичным образцом псковской архитектуры — детищем мастеров-псковичей. Украшение барабана Успенского собора типично псковское. Этот тип декора — бегунец, поребрик, бегунец и аркатурный поясок — сложился в зодчестве Пскова и перекочевал оттуда в другие русские земли, начиная с ХV века, когда псковских мастеров стали массово приглашать для строительства в иных областях. У Успенского собора три апсиды. Центральная апсида выше боковых. Северная, как и центральная, имеет псковский декор в верхней части. Южная апсида ниже двух остальных, а по ширине сопоставима с центральной. Барочные кокошники были возведённы в ХVIII веке на фасадах храма со всех четырёх сторон, по три штуки над каждой стеной. Четыре центральных кокошника повышены и завершаются маленькими куполами. Остальные кокошники позднее были увенчаны восьмиконечными крестами-звёздочками: обычный вертикальный крест, пересечённый диагоналями в виде Андреевского креста и увенчанный по верху ещё одним, совсем маленьким крестиком. Первоначально окна собора были меньше. В ХVIII веке их растесали и украсили барочными наличниками. Некогда гульбище окружало храм с трёх сторон: северной, западной и южной.
После возведения в середине ХIХ века крыльца П-образная форма гульбища была нарушена, по сути гульбище превратилось в две галереи, идущих вдоль южной и северной стен собора. Время возникновения гульбища остаётся под вопросом. Вероятно, оно появилось существенно позднее возведения самого храма. Пристроенное к трапезной части собора в 1857 году крыльцо представляет собой открытый с трёх сторон парапет под куполом с одной лестницей на запад. Западный фасад крыльца одноарочный, северный и южный фасады членятся столпами-колоннами на две равных арочных части. Восточная часть крыльца примыкает непосредственно к трапезной. В верхней и нижней части крыльцо украшено поясами поребрика, а также ширинками с южной и северной сторон. Купол увенчан маленькой главкой.
Безусловным достоянием и украшением внутреннего убранства Успенского собора являются его фрески. Практически весь фресковый ансамбль — более 1000 квадратных метров росписей — сохранился до нашего времени. Росписи, представляя огромное художественное и историческое значение, несут идеи и формы той эпохи, когда они создавались. Точное время их появления на свет и имена мастеров не отложились в человеческой памяти. Датировка росписей неоднозначна: от рубежа 1550-1560-х до начала ХVII века. Свияжские фрески отражают характерные особенности самобытной русской живописи эпохи недавно сложившегося единого Русского государства. Важнейшей святыней Успенского монастыря являются мощи святителя Германа Казанского. В 1923 году они были прилюдно вскрыты. Местная легенда свидетельствует, что сразу после этого началась буря, заставившая в страхе разбежаться тех, кто собрался поглумиться над останками святителя.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №189, 2016 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?