Успенский монастырь, 1 класса, в городе Свяжске. Основан святым Германом, архиепископом Казанским, в 1555 году. Пятиглавый Успенский собор, построенный из дикого камня святым Германом, в бытность его архимандритом монастыря, расписан стенной живописью, которая ныне составляет один из редких памятников древности. Здесь открыто почивают мощи основателя монастыря (см. 6 ноября). В монастыре хранится дикирий и посох, выточенные святым Германом из дерева, шапочка, в которой он был погребен, и находится келья, где он подвизался. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Основание Свято-Успенского мужского Свияжского монастыря тесно связано с образованием Казанской епархии. Он был основан в 1555 году.Первым настоятелем монастыря был назначен архимандрит Герман, позже ставший архиепископом Казанским, святителем Германом и Казанским чудотворцем. В 1592 года его мощи были перенесены из Москвы сюда и сейчас составляют главную святыню Успенского монастыря.Архимандрит Герман стал в 1564 году вторым архиепископом Казанским после святителя Гурия .
Свияжский мужской монастырь в настоящее время является главным миссионерским центром Казанской епархии. Типография, которая появилась там для печатания Священного Писания и богослужебных книг была известна при святом Германе намного раньше, чем типография Фёдорова Ивана в Москве. Свияжск известен многим, как место крещения сотен и тысяч местных жителей, таких как татары, мордва, чуваши, марийцы. В середине 18 века в Успенском мужском монастыре размещалась Новокрещенская Контора, которую закрыли в 1764 году.
С 16 по 18 века монастырь считался самым богатым монастырём в районе Среднего Поволжья. Он был в списке двадцати самых богатых монастырей в России. У него в 1764 году было семь тысяч двести мужчин крестьян. Это примерно такое же число, сколько было тогда всего во всех других монастырях Казанской епархии.
После монастырской реформы, которая проходила в 1764 году, монастырь получил высший первый класс среди монастырей России. Он был тогда одним первоклассным во всей Казанской епархии до 1809 года. А в 1809 году такой статус был дан ещё Казанскому Богородицкому монастырю.В 19 веке после бедственного положения Свияжска, а также после обращения церковных и монастырских земель в светское владение, мужской монастырь так же пришёл к упадку. Тогда в нём было сто человек, а уже к началу 20 века осталось всего лишь немногим более двадцати монахов и послушников. В то время доходы монастыря были намного ниже доходов большинства других монастырей епархии.В августе 1918 года убили последнего настоятеля монастыря епископа Свияжского Амвросия. В 2000 году его прославили в лике Собора новомучеников России. Где находится его могила, до сих пор не известно. В это смутное время монастырь закрыли и разграбили. Мощи святого Германа боли также вскрыты и растащены. Сейчас сохранилась только небольшая их часть. Её и поместили в символическую раку.
В советские времена на территории монастыря располагалась психиатрическая больница. Только в 1994 году больницу перевели из монастыря, и в 1997 монастырь опять был официально открыт. Архитектура Свияжского мужского монастыря имеет высокую историческую ценность. Равных ему в Среднем Поволжье нет до сих пор.
Древнейшими храмами мужского монастыря являются Успенский собор, который появился в 1561году и Никольская трапезная церковь, которая появилась в 1556году и имеет колокольню высотой в сорок три метра. В этой церкви можно увидеть келью святителя Германа. Эти храмы являются признанными шедеврами русского зодчества 16 века. Самым ценным с исторической точки зрения является Успенский собор, построенный в 1561 году. Он является памятником в стиле псковско-новгородских храмов. Полагают, что архитекторами его были Яковлев Постник и Ширяй Иван. К I8 веку Успенскому собору возвели новый купол стиля украинского барокко. Он был украшен двенадцатью узорными барочными кокошниками, а в целом его облик 16 века остался прежним.
Фрески, которые находятся внутри собора, расположены на площади одной тысячи восьмидесяти квадратных метров. Успенский собор является одним из двух храмов России, где есть полный цикл стенной живописи времён Ивана Грозного. К числу таких соборов относят и собор Спасо-Преображенского монастыря, который расположен в Ярославле. Свияжские фрески являются мировым раритетом. Самые известные фрески «Отечество» или «Новозаветная Троица», расположенные в куполе, фреска «Успение Божией Матери», расположенная в алтаре собора, «Распятый Христос на груди Бога Саваофа», который находится в парусе свода, фреска «Шествие праведных в рай» и единственная во всём мире сохранившаяся фреска «Святой Христофор», где этот святой имеет лошадиную голову. Знаменательно также то, что на росписях стены, расположенной на западе, нет традиционной геенны огненной. Там можно только увидеть райские обители.
Другие исторические памятники мужского Свияжского монастыря относятся к 17 — 18 векам, включая архиерейский, братский и настоятельский корпуса. Вознесенский надвратный храм, который относится к концу 17 века, а также храм святого Германа Казанского, а также храм Митрофана Воронежского, которые были возведены в 19 веке, в советские времена подверглись разрушению. Наиболее древней в Татарстане является Троицкая деревянная церковь при монастыре, построенная в 1551 году. Там находятся скульптуры Спасителя и апостолов, сделанные из дерева.
Церковь Сергия Радонежского расположена в трапезной монастыря на втором этаже . Она была построена в 1604 году и в ней находилась чудотворная икона Сергия Радонежского, которую принесли в 1551 году в Свияжск. Сейчас она находится в церкви Ярославских чудотворцев в Казани.
Свияжский Успенский монастырь находится в Зеленодольском районе острова Свияжск. Добраться до него можно от речного вокзала города Казани и доезжать до пристани «Свияжск». До монастыря можно также добраться на машине по дамбе, которая имеет протяженность в восемь километров.
Город – крепость Свияжск, расположенный в устье Свияга – реки, основан в 1551 году. Он был главной базой русских войск для борьбы с Казанским ханством. Уже к шестнадцатому веку он был крупным торговым центром и уездным городом, а потом стал первым христианским городом Казанского края.
В 20 веке судьба Свияжск был сделан лагерной зоной, территория, где располагался концлагерь и колония. Это было до 1997 года. После постройки Куйбышевского водохранилища Свияжск стал островом. Возрождение Свияжска началось с возрождения монастырей Православной Русской Церкви.
В августе 2004 года появилось женское Иоанно-Предтеческое подворье Успенского мужского монастыря.
С сайта «В Татарстан»
Успенский монастырь был основан в 1555 году первым настоятелем этого монастыря архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей, постриженником Иосифе-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. Архимандрит Герман стал после смерти святителя Гурия в 1564 году вторым архиепископом Казанским. В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре — 6 ноября 1567 года, по одним сведениям, был убит (усечен мечем), по другим — скончался во время эпидемии чумы. В 1595 году при митрополите Казанском Гермогене (будущем патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной монастырской святыней.
Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии, в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек (в том числе с. Мамадыш). По штатам 1764 года монастырь был зачислен в первый класс.
Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт.
В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. Первым наместником возрожденного монастыря стал игумен Кирилл (Коровин). На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий Второй, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию 31 августа — 2 сентября 1997 года. Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий Палицын (1594-1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий Сеченов (1738-1742), впоследствии — митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон Любарский (1787-1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед; епископ Амвросий Гудко (1917-1918), бывший викарий Вятской епархии, расстрелянный красноармейцами 27 июля 1918 года без суда и следствия, один из первых новомучеников Казанского края, канонизирован в 1999 году. Свияжский Успенский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В настоящее время часть монастырского ансамбля передана обители, часть принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику «Свияжск».
С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП.
О братском корпусе.
В конце XVIII в. три рядом стоящих корпуса, два трехэтажных — казначейский и наместнический, построенные в XVII в, и один двухэтажный — братский, построенный в XVIII веке — были соединены. С восточного фасада братского корпуса были пристроены три апсиды храма Святителя Германа Казанского и Святителя Митрофана Воронежского (барабан и главка утрачены). В результате образовалось большое здание сложной формы, в нем жила основная часть монастырской братии.
Об Архимандритском корпусе. Построен во второй половине XVII в. Двухэтажное здание в русском теремном стиле. Здесь размещались почетные гости, посещавшие монастырь(казанские архиепископы и др). В 1829-1858 гг. в корпусе размещалось Свияжское духовное училище, в 1859 г переведенное в Казань. О монастырском училище. Небольшое здание рядом с архимандритским корпусом, построено в конце XVII-начале XVIII вв. В разные годы здесь размещались: настоятельские покои, Свияжское духовное управление, с конца XIX в — монастырская школа.
Из книги Е.В.Липаков, Е.В.Афонина, Е.Б.Долгов, Г.И.Середа, И.В.Якимов. «Республика Татарстан: Православные памятники(середина XVI-начало XX веков)» Казань,изд.»Фест»-1998
Архимандритский (архиерейский) корпус (XVIIв)
Двухэтажный Архимандритский (архиерейский) корпус Богородице-Успенского Свияжского мужского монастыря, построен во второй половине XVII века в русском теремном стиле.
На первом этаже размещались хозяйственные службы архимандрита, на втором – настоятельские палаты.
В 1829–1858 годах размещалось Свияжское духовное училище, переведенное в 1859 году в Казань.
В XX в помещения Архимандритского корпуса использовались для нужд тюремной администрации, позднее под больничные палаты психиатрической больницы.
В 2010-2011 гг произведен комплекс строительно-реставрационных и восстановительных работ Управлением государственной вневедомственной экспертизы РТ по строительству и архитектуре.
Братский корпус (XVIII век)
Братский корпус построен в XVII-XVIII в., является памятником архитектуры федерального значения.
К восточной части здания примыкает церковь в честь святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского. За всю историю корпус притерпел 7 реконструкций, существенно изменивших первоначальный вид строения.
В 30-х годах прошлого века здание было приспособлено под одну из тюрем ГУЛАГа, а в период с 40-90гг – под психиатрическую больницу.
В 1997 году была восстановлена деятельность Успенского монастыря. Братский корпус восстановлен на средства ОАО “КАМАЗ” в период с 2010-2011гг
Здание монастырского училища (XVIII в)
Здание монастырского училища Богородице-Успенского Свияжского мужского монастыря было построено в конце XVII в – начале XVIII в.
В разные годы использовалось для размещения хозяйственных нужд, настоятельских палат, Свияжского духовного правления.
В 1899 г в здании размещалась церковно-приходская школа во имя святителя Германа.
В 2010-2011 гг произведен комплекс строительно-реставрационных работ.
Информация с:
http://sviyajsk.cerkov.ru/arximandritskij-arxierejskij-korpus/
http://sviyajsk.cerkov.ru/bratskij-korpus-xviii-vek/
http://sviyajsk.cerkov.ru/zdanie-monastyrskogo-uchilishha/
Постановлением Московского церковного собора в 1555 году учреждается Казанская епархия. В Казань были направлены архиепископ Гурий, архимандриты Герман и Варсонофий. Именно Гурию (Садыреву-Полеву), главному подвижнику христианства, в Казанском храме ХVI века историки приписывают выбор места для Успенского монастыря. Само место города считалось святым, ибо «Круглая гора» ещё до прихода русских в 1551 году была освящена неоднократными видениями прп. Сергия Радонежского. Жители окрестных лесов, язычники-марийцы, не раз слышали на этом месте необыкновенное пение, звон невидимых колоколов и видели сияющего старца, обходившего гору с кадилом в руках (по другим рассказам — окроплявшего местность святой водой). Стрелы, пущенные в старца, возвращались обратно. Позже, когда пришли на это место русские люди, местные старейшины без труда «опознали» старца на иконе прп. Сергия, взятой в поход из Троице-Сергиевого монастыря. Так Свияжск практически одновременно с основанием крепости стал считаться в народе святым местом.
Свияжск всегда воспринимался среди населения как город двух великих святых: прп. Сергия и святителя Германа. «Остров Сергия и Германа» — неофициально называют его иногда даже сейчас, по аналогии с Валаамом, только имея в виду других святых. Чудотворная местночтимая икона прп. Сергия, наряду с мощами свт. Германа, также привлекала паломников из ближайших уездов. Если мощи последнего почивали в Успенском монастыре, то икона прп. Сергия — в Троице-Сергиевом, а с ХVIII века, после упраздения — в Иоанно-Предтеченском. Но, разумеется, паломники, приходившие к одной святыне, не могли не посетить другую — то есть поклоняясь прп. Сергию, обязательно заходили и в Успенский монастырь поклониться свт. Герману. Необычно и очень символично совпадение, что память обоих великих святых празднуется в один день — 25 сентября/8 октября. Так святость самого Свияжска способствовала росту почитания Успенского Богородичного монастыря. Экономические процессы развития города Свияжска и Успенского монастыря практически полностью совпадали.
Не только святость места, но и его удобнейшее географическое положение — в судоходном устье Свияги, недалеко от берега Волги — способствовало процветанию как городской торговли, так и монастырского хозяйства в ХVI-ХVIII веков. Утратив значение крепости, Свияжск на некоторое время стал крупным торговым центром. Монастырь имел свои лавки и подворья, из казны получал богатое продуктовое содержание. Так, в обитель в 1560-х годах поставлялось в год 200 пудов мёда, 300 пудов соли и даже ветчина, не входившая, как мясной продукт, в монашеский рацион.
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь — главный православный духовно-просветительский и миссионерский центр Казанской епархии и Среднего Поволжья на протяжении ХVI-ХVIII веков. В это время монастырь был богатейшим в Среднем Поволжье и входил в число самых богатых в России. За свияжским архимандритом было закреплено 7-е место по значимости на Руси. По сохранившимся сведениям, типография для печати Священного Писания и богослужебных книг появилась в монастыре ещё при святителе Германе — раньше, чем типография Ивана Фёдорова в Москве. В землях Богородице-Успенского монастыря накануне реформы 1764 года числилось 7200 мужских крестьянских душ — столько же, сколько во всех остальных монастырях Казанской епархии, вместе взятых. По екатерининскомму указу » О штатах монастырей» 1764 года, обитель возведена в I класс — высший для монастырей Российской империи. До 1809 года был единственным первоклассным в Казанской епархии (с 1809 года этот статус получил и Казанский Богородицкий монастырь). Обеднение Свияжска в ХIХ веке, а также последствия секуляризации церковных земель привели процветающую обитель к упадку. Братия, когда-то превышавшая 100 человек, к началу ХХ века едва достигала 20-25 монахов и послушников.
9 августа 1918 года красноармейцами был зверски убит без суда последний настоятель обители — епископ Свияжский Амвросий (Гудко), прославленный в лике Собора новомучеников и исповедников Церкви Российской в 2000 году. В годы становления советской власти монастырь был разграблен и закрыт, а рака с мощами святителя Германа вскрыта красноармейцами-богоборцами. Впоследствии, мощи сокрыли под престолом кладбищенского храма Ярославских Чудотворцев города Казани (в 2000 году вновь возвращены в Свияжск). В 1928 году в стены бывшей обители вселяется детская трудовая коммуна, просуществовавшая 8 лет. С 1936 года здесь уже располагается исправительно-трудовая колония, которую поглотило НКВД. Именно здесь находился один из 2-х лагерей ГУЛАГа, в годы войны приняшего пленных немцев. За 10 лет, с 1937 по 1948 годы тут погибли 5 тысяч осуждённых. После смерти Сталина, с 1953 по 1993 годы в монастыре работала Психиатрическая лечебница закрытого типа, пациенты которой покинули здания и постройки лишь в 1994-м. Долгие годы (в 1970-1980-е годы), когда монастырь переживал состояние заброшенного вида и разрухи, вход в него был организован через западные ворота. К ним вела дорожка, с одной стороны ограниченная монастырской стеной, с другой — обрывом над рекой. Дорожка эта сохранилась, однако теперь в монастырь входят через южные ворота, над которыми ранее возвышалась надвратная Вознесенская церковь постройки конца ХVII-ХVIII веков (эта церковь, как и храм св. Германа Казанского и Митрофана Воронежского (ХIХ в.) были разрушены в советское время).
Войдя через Святые ворота, перед посетителем обители из земли как будто вырастает Успенский собор. Рядом, слева, вознесла к небу свою 43-х метровую звонницу белокаменная Никольская церковь 1556 года постройки. Сам же Успенский монастырский собор был выстроен за 4 года и завершён строительством в 1561 году. В ХVIII веке он получил новый купол в стиле украинского барокко и 12 узорных барочных кокошников, но в остальном его облик ХVI века сохранился неизменным. Если взглянуть на фасад этого великолепного сооружения и постараться мысленно отбросить инородные элементы: барочные фронтончики и наличники окон, представить, что основной объём храма перекрыт восьмискатной крышей, а единственный барабан увенчан не двухъярусной конструкцией с гранёной луковичной главкой, а шлемовидной главой, что щелевидные окна на фасаде гораздо уже, нежели современных, растёсанных — то вот как раз таким и был этот храм при рождении, когда псковские мастера создали в Поволжье аналог привычных для русского Севера церквей. Прообразы Свияжского Успенского собора — храмы ХV века расположены в Псковской области. До наших дней дошёл, пусть и в искажённом виде, этот памятник архитектуры ХVI века, зато мы можем видеть его подлинный масштаб и прикоснуться к подлинным древним камням этого сооружения. С этой уникальной жемчужиной в республике Татарстан, можно лишь сравнить только стоящую рядом Никольскую церковь и Спасскую башню Казанского Кремля.
Если присмотреться к многократно перестроенной Спасской башне, с внутренней стороны можно увидеть те же архитектурные мотивы древнего Пскова. Внутренняя роспись собора представляет собой не меньшую ценность. Фрески внутри собора занимают общую площадь 1080 квадратных метров. Это один из двух храмов России, где сохранился полный цикл стенной живописи эпохи Ивана Грозного (другой — собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле). Виднейшие искусствоведы называли фрески Успенского собора «одним из наиболее сохранившихся циклов монументальной живописи ХVI столетия». Даже теперь, в ХХI веке эти фрески оказывают сильнейшее впечатление на современного человека, зачастую далёкого от глубокой духовности. Их нужно видеть, чтобы понять подлинное величие мастерства изографов. По сочетанию красок и технике исполнения фрески Свияжска совершенно не похожи на новгородскую, псковскую, владимирскую, московскую фресковые школы. В библейских фигурах на фресках Свияжска больше динамики, в отдельных фрагментах — больше света, более заметно владение художников прямой и обратной перспективой, анатомическими основами пропорций человека. В свияжских фресках есть что-то неуловимое живое от тосканской школы живописи ХII-ХIV веков. Понятно, что большинство русских икон и фресок имеют общие черты с живописью сурового средневековья северной Италии, а они вместе уходят корнями в византийские традиции. Но во фресках Успенского собора отчётливо видны такие приёмы, которые во Флоренции назвали бы предвестниками эпохи Возрождения. Только в более приглушённых тонах.
В странах Западной Европы популярен святой Христофор. По легенде великан Репрев искал себе службу. Служить царю он не хотел, так как царь при всём своём блеске и могуществе боялся дьявола. Дьяволу служить не хотел, так как тот боялся Бога. Тогда он стал служить людям, перенося их через опасную реку. Однажды довелось ему нести маленького мальчика. Ребёнок вдруг, на середине реки, стал настолько тяжёл, что великан чуть не рухнул в воду. «Ты несёшь со мной все тяготы мира», — сказал мальчик. Это был Иисус Христос. Позже, приняв крещение от Спасителя, великан получил имя Христофор и стал активно исповедовать христианскую веру, за что и был обезглавлен по приказу римского императора. Христиане Кипра усовершенствовали легенду. По их мнению, Христофор был удивительно красив, но чтобы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, попросил у Господа обезобразить его внешность. И Бог дал ему лошадиную голову. Войдя в собор, стоит обратить внимание на фреску на одной из колонн слева. Это тот самый святой Христофор с лошадиной головой.
Ровесница Успенского собора Никольская церковь является предметом будущих исследований, большинство своих загадок она пока таит в себе. Известно, что она была построена в 1555-1560-х годах, но уже в первой трети ХVII века подверглась переделкам — была пристроена трапезная и колокольня. По своему суровому облику она схожа с другими постройками эпохи окончания смутного времени. Выделить чётко этапы её перестроек не представляется пока возможным. Почему, например, окна первых двух этажей украшены барочными наличниками в традициях середины ХVII — середины ХVIII веков; два яруса колокольни по средневековому вообще лишены декора, звонница с арочными поясами — опять узорчатая архитектура, барабан — снова «средневековье с бойницами» и сверху неестественное сужение и непропорционально маленькая главка? Вряд ли так было задумано. Просто монастырь не всегда переживал периоды расцвета и не всегда имел возможность для строительства в целостности стиля и выверенной композиции.
Под самой колокольней в нижнем ярусе Никольской церкви располагалась келья первого настоятеля Свияжского Успенского монастыря святителя Германа. Настоятельский корпус Успенского монастыря сохранился лучше других памятников гражданской архитектуры. Он примыкает к западной стене монастырской ограды и его окна прорезаны сквозь её толщу. Это строение ХVII века с характерными фасадами, с рундуком — крыльцом, является типичным представителем провинциальной русской узорчатой архитектуры. С течением времени это здание отводилось под жилые комнаты игумена, то под монастырскую школу.
Известно, что рядом с монастырской школой размещались больничные кельи, а за Никольской церковью находилась Ильинская церковь, в которой крестили всех желающих перейти в православную веру. Наверное, в таких церквях и давались новые фамилии вновь крещённым. Так, среди чувашского и марийского народов подавляющее количество мужского и женского населения с фамилией Ильины. Грандиозное здание Успенского монастыря расположено вдоль его южной стены. Это монашеские кельи. Вернее, это разновеликие по высоте наместнический и братский корпуса с Германовской церковью в восточной оконечности. Когда-то это сооружение блистало узорчатой архитектурой, высокими крыльцами с лестницами. Теперь остатки этого величия, как и все остальные здания и строения монастыря, бережно отреставрированы казанскими реставраторами. Почти километровая ограда Богородице-Успенского монастыря, придающая ему вид кремля, относится к ХVII-ХIХ векам, также отреставрирована и радует паломников и экскурсантов своим белоснежным нарядом.
В 1997 году Свияжский Успенский мужской монастырь был официально возрождён. 28 августа 2019 года митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) освятил отреставрированный Успенский собор. Богородице-Успенский монастырь в Свияжске является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО под №1525.
Из книги: Соколов С. В. «Свияжск-очарованный остров». — Казань, 2010