Софийская церковь была выстроена из кирпича в нарышкинском стиле в 1735 году на месте деревянной Тихвинской церкви. Новое название церковь получила в 1740 году вместе с освящением нового главного престола в честь Софии Премудрости Божией. Разрушена в 1930-х годах.
На месте обветшавшего деревянного храма в 1735 году возводится каменный, в стиле русского узорчатого барокко. К началу XX века церковь имела колокольню и два придела: Тихвинский и Крестовоздвиженский (построен в 1889г.). Под колокольней находился храм святителя Алексея, митрополита Московского. Разрушена в конце 20-х годов XX века.Специалисты-археологи считают нецелесообразным последующие вскрытия этих взорванных храмов, принимая во внимание их плохую сохранность и возможность последующей утраты при современном уровне реставрационных технологий. На месте храмов установлены кресты.
Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан
Последним священником Софийской церкви г. Свияжска был протоиерей Константин Ильич Далматов. Это был известный и почитаемый в народе батюшка, на исповедь к которому шли простолюдин и человек знатный, крестьянин и интеллигент. Многолетние труды сего пастыря на ниве народного просвещения не раз отмечались церковными и светскими наградами. Сам о. Константин был родом из замечательной священнической династии Далматовых. Окончив полный курс Казанской Духовной Семинарии по 1 разряду, он в августе 1877 г поступил на светскую службу и до 1883 года преподавал русский и церковно-славянские языки в Чистопольском духовном училище. Однако долгие размышления над смыслом человеческого существования и поиск духовного спасения побудили Константина Ильича принять сан. И 25 сентября 1883 г. он рукополагается во священника с. Ямашева Ядринского уезда. Позже о. Константин служит в селах: Урахча, Корноухово, Сюкеево и Богородское. Последним местом его пастырского служения была Софийская церковь г. Свияжска. Это был нищелюбивый и бескорыстный пастырь, удивительной простоты и редкого дара проповеди. Отличало о. Константина редкое, даже и по тем временам, безвозмездное исполнение обязанностей заведующего и законоучителя церковно-приходских школ, и это при том, что на его иждивении, помимо матушки, находилось 10 детей.
Насилия революционных перемен о. Константин понять и принять не мог ни по совести, ни по пастырскому долгу, и с церковного амвона восстал против самочинства безбожной власти, что ввергла огромную и благополучную страну в страшную эпоху средневекового террора и междоусобицы. О мученической кончине о. Константина Далматова осталось только устное предание, повествующее о том, как после прихода в Свияжск войск Троцкого, о. Константин был обвинен в том, что он, 64-летний почтенный старец, стрелял с колокольни Софийской церкви в наступающих красноармейцев из пулемета. После чего протоиерея расстреляли. Было это 25 июля 1918 года, в день Успения прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Из книги: А. Журавский «Жизнеописания новых мучеников казанских: год 1918-й» изд-во «Тан-Заря», Казань-1995 г.