Светицховели. Собор во имя Двенадцати Апостолов .

Светицховели (სვეტიცხოვლი), он же Собор во имя Двенадцати Апостолов — первый и главный храм в Грузии, название которого традиционно переводят как «животворящий столб». Это один из самых больших храмов страны и хронологически первый в грузинской храмовой истории — и один из первых в истории христианской архитектуры.
Как почти везде в Грузии, храм имеет официальное название (Имени 12-ти Апостолов) и личное: Светицховели. Свети (სვეტი) — это столб, а Цховели (ცხოველი) — живой или чудотворный. Близкий по значению глагол «цховелеба» означает оживлять или давать жизнь.

Кто-то из осетинских альтернативщиков утверждал, что храм строили осетины и поэтому назывался он «Осетисцховели».

История это места следующая. Считается, что в этом месте была зарыт в землю хитон Иисуса Христа, и впоследствии тут вырос кедр, который стал священным деревом для местных жителей. В IV веке рядом стоял царский дворец, а кедр рос в саду этого дворца. Когда Святая Нина пришла в Грузию, она 9 месяцев прожила в доме садовника возле этого сада. Там же её посетили некоторые видения, которые ей истолковали так: «Видение твоё означает, что этот сад превратится через тебя в сад возвеличения Бога, которому принадлежит слава и ныне и присно и во веки веков».

До приезда священников из Греции, после того как царь и весь народ с усердием встали на путь христианства, царь имел разговор с Нино о постройке церкви. Верующий царь спросил святую Нино: «Где мне построить дом богу»? А блаженная та ответила: «Где угодно будет разуму царей». А царь сказал: «Я люблю сию твою кущу ежевики и желаю там по разумению своему. Но нет, я не пощажу царский сад и высоту кедров, плодообилие листвы и благоухание цветов, в нем построю храм моления для себя, который будет стоять вечно»

Кедр срубили, сделали из него столб, но установить его на место руками не смогли. Чуть позже он установился сам, неким чудесным образом. Этот сюжет иногда отображается в иконографии нашего времени. Изображение грузинских святых и сам столб по центру можно обнаружить почти в каждом храме.

Храм (имени Двенадцати Апостолов), видимо, был совсем небольшой, как это было принято в те времена. В V веке царь Вахтанг Горгосал учредил католикосат, перенёс кафедру мцхетского епископа из Светицховели в Самтавро, а Светицховели стал кафедрой католикоса. По этому случаю Вахтанг построил тут базилику. Если заметите в храме каменные бычьи головы — это остатки той самой базилики V века. Возможно, что таких фрагментов в храме гораздо больше, но по этому вопросу у археологов нет пока единого мнения.

Базилика со временем очень сильно пострадала и в начале XI века католикос Грузии Мелхеседек решил построить новый большой храм. По этому поводу он даже ездил в Константинополь и зачем-то запрашивал разрешения у византийского императора. Долгое время считалось, что Мелхеседек был первым католикосом объединённой Грузии с того самого 1010 года и, таким образом, Светицховели стал символом нового формата грузинской церкви. Но, увы, недавно выяснилось, что он был не первым, а третьим, так что Светицховели утратил свой эпичный симпволизм.
. Светицховели строили с 1010 по 1029 годы, и таким образом он почти современник Софийского Собора в Новгороде. Архитектором собора стал Арсукисдзе, о чём есть надпись на фасаде. Строить тогда было принято монументально — Светицховели довольно велик, но все же уступает размерами и храму Баграта и собору в Алаверди.

В Светицховели долгое время короновали и хоронили царей, тут же проходила интронизация католикоса.

Тимур Тамерлан примерно в 1400 году основательно повредил храм. Царь Александр Великий, вступив на престол в 1412 году, приложил некие усилия к восстановлению храма. Купол был перестроен полностью. Преложены некоторые своды. Очень многое в соборе сейчас — последствия того ремонта.

В 1614 году у собора были все шансы погибнуть. В Мцхету пришёл шах Аббас, и решил, что всё здесь надо разрушить. Но кто-то из своих исламских богословов сказал ему буквально так: «Воздвигнуто для молитвы, как божий дом. Негоже человеку его разрушать». И Аббас решил ничего не трогать. Более того, он лично вошёл в Светицховели, приказал расстелить свой ковёр «перед патриаршим престолом» и там совершил намаз. Так пишет грузинская «Парижская хроника». Сцена выглядит странновато, но ничего невозможного в ней нет. Далее в хронике говорится, что шах посетил Самтавро и Джвари.

В 1656 году купол собора опять обрушился. Царь Ростом, хоть и был осознанный мусульманин, принял решение восстановить купол.

Внутри

Храм Светицховели станен. Он очень хаотичный, несемметричный и неровный. Его южный фасад не похож на западный. Внутри он тоже беспорядочен: даже его опорные колонны имеют разную форму и стоят не в линию. Здесь криво всё.

Основной вход находится на западной стороне, северная и южная двери часто закрыты. Вы попадаете в собор через большой портик, под сводом которого обычно стоит корзинка с тряпочками для женщин. Дресскод тут строгий. Женщины в штанах и мужчины в шортах не приветствуются. Сами двери сейчас деревяные, с фигурами 12-ти апостолов и изображением ангелов, устанавливающих Столб.

Войдя в храм, вы видите впереди его центральный громадный неф и ряды колонн справа и слева. Если сразу поднять голову вверх, то там чуть слева можно расмотреть дыру — это тайник, куда в сложные моменты истории прятали церковные ценности. Сразу справа видна купель для крещения: предполагается, что это то самое место, где Нина крестила царя Мириана и Нану. Рядом на стене висит икона, где изображены Мириан, Нана, и Нина по центру между ними. Кстати, непонятно, крестила ли Нина царя лично или только подвела его к этой мысли. По тем временам женщины могли и не иметь права крестить людей.

Столбы храма

Сейчас в храме 8 опорных столбов, из них 4 — подкупольные. Храм — продукт перестройки базилики эпохи Горгасала, которая могла быть идентична Болнисскому Сиону. В болнисском храме 10 столбов. Легко заметить, что и в Светицховели когда-то было 10, но два из них отсутствуют: один заменен на каменный саркофаг Животворящего Столба, а симметричный ему убрали, вероятно, для красоты. А вот когда исчезли два эти столба? Было ли их отсутствие заложено в проекте? Похоже, что нет. Складывается ощущение, что столбы исчезли уже после постройки собора, поэтому все своды над ними спроектированы так, как будто столбы стоят на своем месте — например, арка свода от южной стены идёт к этому виртуальному столбу, но реально упирается в другую арку.

Сами опорные столбы достойны отдельного внимания. Они все разной формы и ориентированы кто куда. Первый столб слева наименее интересен. А вот первый столб справа необычен: археологи проделали в нём несколько глубоких дыр, чтобы выяснить, что же там внутри. Второй столб по левой стороне частично разобран снизу, так что виден кусок базы столба V века. То же самое у двух третьих столбов. Древнее основание лучше всего видно у третьего правого столба. Хорошо видно, что оно имело форму креста, так же как и в Болнисском Сионе, что намекает на то, что это были однотипные храмы.

Патриаршее и Царское места

К третьему правому столбу пристроен каменный трон патриарха — он появился в XVI или XVII веке и в то же время расписан фресками в персидском стиле. Общехристианская традиция требовала размещения такого трона именно у правого столба. В Российскую эпоху трон стали ставить по центру храмов, поэтому и сейчас в соборе по центру стоит большой деревянный трон. Но это поздняя мода.

Был ещё один. Путеводители начала ХХ века называют его «Царское место». Он стоял у Южной стены, вероятно там, где сейчас фреска с Зодиаком, и имел навес на мраморных колоннах. Вероятно в советское время его убрали как символ монархии.

Животворящий Столб

Главное внутри «Тбилисо» это сам Животворящий Столп. Он находится примерно в центре храма, на месте третьей левой колонны. Над Столпом построена каменная сень, то есть как бы четыре каменные стены, которые расписаны поздними фресками. Фрески иллюстрируют историю Хитона и самого Столпа. В основании северной стороны имеется ниша с дверцами, где было место для взятия мира, истекавшего из Столпа. (Миротечение прекратилось после нашествия шаха Аббаса I)

Вокруг столба сейчас выложен невысокий мраморный бортик, покрытый надписями шрифтом асомтаврули.

Фрески столпа заслуживают отдельного разговора. Это XVII век, период упадка грузинской живописи. Это намного. намного хуже, чем палеологовские фрески. Кроме того, на них сказались мусульманские нашествия. Во многих местах лица соскоблены или хотя бы расцарапаны. Фрески на столбе — в основном про историю этого самого столба. О них см. ниже в статье про фрески.

Фрески

Помимо фресок на Столбе, есть еще фрески на стенах и столбах. Здесь есть сцены Апокалипсиса, интригующий зодиакальный круг, прославленные «светицховельские медузы» и многое другое. Росписи Светицховели — большая и сложная тема, поэтому мы вынесем её в особый отдел и не будем загромождать ею рассказ.

Захоронения

В прежние эпохи храм был некрополем и тут были захоронены почти все грузинские цари, начиная с XII века, но от царских захорнений сохранилось очень мало. Сейчас тут можно видеть могилы царя Ираклия II (чёрная плита со щитом и мечем), царя Вахтанга Горгасала (западнее Ираклия), царя Георгия ХII (севернее Ираклия), царевны Текле (рядом с Ираклием II), и Ираклия (внука Ираклия II). Тут же множество могил князей Багратион-Мухранских. Последние хоронили здесь своих представителей как минимум с 1667 года.

Левее (севернее) надгробия царя Гиоргия XII находится чёрная плита — надгробие его жены, а чуть дальше ещё одна черная плита с надписью «Петр Багратиони Грузинский». Это Пётр Петрович Грузинский, до 1984 года глава грузинского царского рода и автор двух знаменитых песен: «Тбилисо» и «Чито-Гврито».

После смерти царицы Тамары ее тело некоторое время находилось в Светицховели, потом было захоронено в Гелати. Согласно хроникам, тут было похорнено еще очень много царей, но их надгробия не сохранились.

Надгробная плита Ираклия II косвенно упомянута Лермонтовым в поэме «Мцыри», где есть такой пассаж: «…Сметает пыль с могильных плит, Которых надпись говорит … Как, удручен своим венцом, Такой-то царь, в такой-то год, Вручал России свой народ». Биографические данные из жизни Ираклия II могли быть написаны только в одном месте — на его собственной плите. Традиция многословных надписей на плитах в то время действительно существовала — такого рода плиты есть в соборе. Сейчас плита на могиле Ираклия уже другая — видимо, её заменили в советское время. Упоминание могильной плиты — ещё один аргумент в пользу той версии, что в поэме Лермонтова описывается именно монастырь Светицховели.

Около плиты Гиоргия XII, к западу от неё, есть ещё одна надгробная плита из белого мрамора с надписью на грузинском и арабском. Это первая жена царя Гиоргия XI, Тамара Багратион-Давитишвили, которая умерла в 1684 году. Арабский текст на этой плите представляет собой сокращённый перевод грузинского текста. Грузинский же, написанный шрифтом асомтаврули, с сокращениями, можно прочитать различными способами (там многие буквы пропущены), но содержание примерно такое: «Когда в нашем царстве я принял власть, Гиоргий, сын царя Шанаваза, на пятом году правления нас постигла эпидемия и исчезла с наших глаз царица Тамара, и мы сотались в печали. Мы поместили её в наш склеп и положили этот мрамор на её могилу. Кто бы ни прочёл это, простите её. Если кто-то, царь или кто знатный, уберет это или откроет могилу за грехи наши, пусть он будет призван к ответу в день Страшного Суда. От Адама 7192, хроникона 372».

Надгробие Тамары

Странность этой плиты в том, что она дублирована арабским, хотя в XVII веке в Грузии вторым языком был персидский. Считается, что это следствие некой культурной связи с христианскими общинами Ближнего Бостока. А ещё она помогла точнее датировать первый год правления Гиоргия XI (1684 — 5 = 1679).

Среди захоронений Багратион-Мухранских есть самое первое. Это могила князя Константина I, который был братом царя Вахтанга V и, вероятно по этой причине получил право быть похороненным в Светицховели. На плите написано, что он брат царя «Вахтанга Шанаваза», сын князя Мухранского и сам князь Мухранский и тд. Но плита датирована не 1667 годом, когда умер Константин, а по какой-то причине 1704 годом. Сейчас это одно из самых старых захоронений в соборе, чем и интересно.

Надгробие Константина

Интересное захоронение находится при входе, в портике собора. Самой могильной плиты нет, но есть надпись справа на стене. Это сообщение о смерти католикоса Доментия III в 1676 году. Выглядит так:

Дометий был католикосом в 1660 по 1676 годы, как раз в годы персидского влияния и общего упадка религиозной жизни. Он успел кое-что исправить, заодно восстановил храм Анчисхати и передал часть своей земли храму Светицховели. На этом камне внизу по центру написано ტნიდ — это 364-й год 14-го индиктиона, то есть, 1676-й. Справа армянскими буквами приписано 1125, что тоже соответствует 1676 году.

Реликвии

В соборе хранятся довольно важные реликвии, но часть из них несколько виртуальна. Главной считается Хитон Христа, который по преданию находится всё ещё в земле, в могиле Сидонии — то есть, строго под башней со Столбом. Это не вполне согласуется с летописной традицией, которая говорит, что хитон был захоронен не именно в этом месте, а где-то около.

Так же в соборе должна находиться накидка (рус. милоть или груз. мосасхами — მოსასხამი, в старогрузинском халени — ხალენი) пророка Илии, которую он оставил пророку Елисею во время вознесения на небо. Эта сцена описана во второй главе 4-й Книги царств:

11. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо.
12. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части.
13. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана…

Барельеф с изображением этой сцены находится на входных дверях храма. Пишут, что милоть хранится за алтарём, но видел ли её кто-нибудь, неведомо.

Пророк Илия передает милоть Елисею

На северной стене сейчас находится большой деревянный крест с эмалевыми украшениями. В нижнюю часть креста вставлена частица «Истинного Креста». Хорошо видно в любое время. Предание говорит, что эту часть креста грузинской общине подарил император Константин. Как мы знаем, Крест был найден императрицей Еленой и разделён на две части — иерусалимскую и константинопольскую. Последнюю потом ещё раз разделили на две части. Вероятно, это та половина константинопольской части, которая была передана лично Константину. Мы знаем, что Константин получил несколько гвоздей Креста, и знаем по преданию, что Грузия получила часть креста с гвоздями. Это совпадение — аргумент в пользу версии. Не знаю, проходила ли частица креста экспертизу подлинности, но сделать это не сложно. Экспертиза над другими частями недавно показала, что все они представляют собой дерево одной породы — оливу.

В левом приделе храма, в левой его стене, находится ниша, где находится деревянная модель ступни человека, а в неё вставлена частица мощей Андрея Первозванного.

Так же в соборе можно увидеть список с древней иконы «Божья матерь Цилканская».

В южный неф в XIII или XIV веке встроили часовню. Может возникнуть иллюзия, что это нечто древнее, но на самом деле это скорее подражание Храму Воскресения в Иерусалиме.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?