Свадебный зуд на Красную горку

Свадебный зуд на Красную горку (это как раз сегодня))
Тут тебе и праздник, который сплелся из языческих и православных канонов (и это не про посещение кладбища), и социально-экономический феномен дореволюционной России.
Спасибо моим друзьям- старинным журналам и художественной литературе, которые в один голос рассказывают про то, как после Пасхи молодые девушки и парни (а еще их родные) сходили с ума от свадебного азарта именно на Красную горку. Великий пост (во время которого жениться было нельзя) прошел, на Пасху жизнь победила смерть, и вот она – весна, время буйства природы, в том числе человеческой.

Немного предыстории: название «красная горка» происходит от того, что древний обряд встречи «красной весны» происходил на горе, освещаемой солнцем. В православной традиции она приходилась на Фомино воскресенье, которое посвящено воспоминанию явления Христа апостолу Фоме. В разных местностях Империи Красная горка длилась по-разному (от дня, до недели и более).

Если посмотреть на то, как ее справляли, то даже к концу 19 века в деревнях это было настоящее веселье с языческим колоритом: «со Святой недели начинались первые весенние хороводы и игры, которые заканчивались на Фомино воскресенье, с этого дня наступает Красная горка: время свадеб и весеннего гуляния на свежем воздухе. В некоторых местностях встреча восхода солнца на Красной горке сопровождается заклинанием весны и обрядом, известным под именем вьюнца». Кто-то пел и танцевал, а где-то как в фильме «Солнцестояние», в процессе хоровода выбиралась красивая девушка, символизировавшая весну. С ног до головы ее украшали зеленью и цветами, голову украшал венок. Девушку сажали на скамью, вокруг нее раскладывали еду). В процессе хоровода вокруг, героиня действия кидала венки своим подругам, и потом они забирали с собой все яства, которые были задействованы в ритуале, как символ плодородия…

В городах такого уже не встречалось. Но независимо от места проживания, в эти дни воздух звенел, как писал Чехов в одноименном рассказе, от «свадебного зуда». Далее его же цитата: «После восьминедельного запрещения обыватели входят в такой мариажный азарт, что девицы едва успевают ловить момент, а папаши — отсчитывать приданое… Выходят замуж все, в розницу и оптом, и попадают в число мудрых дев не только достойные, но даже бракованные и уцелевшие после пожаров и наводнений… Такую свадебную эпидемию можно объяснить только атмосферными влияниями и долгим постом… Странно, у нас в пост жениться нельзя, а после Пасхи можно, у евреев же наоборот, в пост можно, после Пасхи нельзя; стало быть, евреи смотрят на брак, как на нечто постное». Сатирические журналы тоже не обходят стороной это явление. Как видно на обложке журнала «Развлечение» — тут уже сбывают женихов всех сортов и качества.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?