СВАДЕБНЫЕ ОБЕРЕГИ МОЛОДЫХ В ТРАДИЦИИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН
… Охране молодых от порчи в дни свадьбы придавалось первостепенное значение. Существовало большое количество предметов, которые, как считалось обладали защитной (апотропейной) силой. Последние старались включать в костюмы новобрачных и других участников свадебного действа; их клали в обувь, в карманы, за пазуху, в рукав, втыкали в одежду, обвязывали вокруг тела, подвешивали на шнурке и т.д.
Амулетами часто являлись части животных, особенно зубы и когти, представление об охранительных свойствах которых восходит, вероятно, еще к тотемической мифологии. На Севере в Олонецкой и Архангельской губерниях амулетами считались волчьи и медвежьи зубы, челюсти щуки, коготь рыси. В селе Нокола Каргопольского уезда под платье невесты подвязывали сеть и подвешивали щучьи зубы. В селе Нименьге Онежского уезда щучью челюсть клали над дверью, «чтобы болезнь в дом не вошла».
Значительную роль в качестве оберегов играли изделия из металла. Острые металлические предметы клали в карманы жениху (нож) и невесте (ножницы) в Пошехонском уезде Ярославской губернии. Общераспространенными оберегами являлись воткнутые в одежду (в швы или крест на крест) иглы и булавки. В старину, в XVI – XVII вв. обязательным атрибутом на свадьбе был вынутый из ножен меч, с которым дружка объезжал опочивальню молодых. На украинской свадьбе оружие (сабля) использовалось еще в XIX в. Противоречили представлениям о защитной роли железа поверья белорусов, согласно которым в момент венчания на молодых, напротив, не должно было быть ничего металлического, даже нательных крестов.
… У русских охранительным средством для жениха и невесты во многих местах служила рыболовная сеть. Опоясывание куском сети по нагому телу отмечено в Олонецкой, Новгородской, Вологодской, Костромской, Пермской, Рязанской, Орловской, Тамбовской, Воронежской и др. губерниях. Вероятно, это объяснялось наличием в ней большого количества узлов. Символизируя силу, замок и узел, как считалось, имели свойство уничтожать порчу. Вместе с шелковым пояском жениху было принято подвязывать суровую нитку с сорока узлами. В Сердобском уезде Саратовской губернии описан такой обычай: отправляясь к жениху с подарками, подруги невесты присоединяли к ним суровую нитку, изготовленную особым способом. Невеста пряла ее тайком у печного столба, вращая веретено «на отмаш» — в левую сторону, сучила также «на отмаш» и завязывала шесть узлов; первые два на пороге избы, вторые – на пороге сеней, и последние – у ворот. Половину этой нитки девушка оставляла себе, другую передавала жениху. Спрятанная под одежду нитка должна была «отнять силу у колдуна». Охранительное значение имел обычай опоясываться лыком с чтением 12 молитв и завязыванием 12 узлов. У белорусов Гродненской губернии зафиксирован обратный обычай, распускать на молодой во время венчания завязки пояса, юбки и передника (что ассоциируется с действиями, облегчающими роды).
Особую группу составляли обереги растительного происхождения, листья и ягоды рябины, волокна льна, зерна пшена, проса и др. Повсюду у восточных славян в качестве оберегов использовались лук и чеснок. Украинцев их обычно вплетали в венок невесты. Среди белорусов для предотвращения чародейства во время следования к венцу мать невесты незаметно клала ей в карман завязанную в тряпицу головку лука или чеснока. Считалось потом, что, если луковица чернела, значит кто-то хотел навести на молодых порчу, от которой они были счастливо избавлены.
Источник:
Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX –начала XX вв. М.: «Наука», 1984.
Максимов В.М. Приход колдуна на свадьбу.