Суздаль. Васильевский мужской монастырь.

Интересный памятник XVII века — собор Васильевского монастыря, возникшего еще в XIII столетии в качестве форпоста городской крепости. Его ограда сохранила части XVII века: собор построен вместо шатровой деревянной церкви в 1662—1669 годах. Он имеет ту же двухстолпную конструкцию, что и церковь Лазаря. В отличие от нарядности и живописного пятиглавия церкви Лазаря, поставленной в людной части города по соседству с торговой площадью, собор пригородного монастыря был трехглавым, видимо, в подражание древнему трехглавию городского собора. Фасады с небольшими порталами входов и простыми амбразурами редких окон производят очень суровое впечатление. Поблизости от него стоит трапезная двухэтажная Сретенская церковь конца XVII века, примечательная повторением приема церкви Архиерейских палат в кремле — восьмискатного покрытия (собор, трапезная и ограда реставрированы в 1959—1961 гг. В.В.Гасперовичем)
По книге Н.Н. Воронина «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской Книга-спутник по древним городам Владимирской земли»

Суздальский-Васильевский монастырь, заштатный, в городе Суздале. Упоминается в XIII веке; был мужским; в 1899 году обращен в женский. Соборный храм монастыря во имя святого Василия Великого построен в 1669 году; здесь находится замечательный серебряно-вызолоченный напрестольный крест, устроенный в 1673 году. Близ собора находится гробница блаженной Евдокии, юродствовавшей Христа ради в городе Суздале 50 лет и скончавшейся 22 декабря 1776 года.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Васильевский мужской заштатный монастырь, получивший наименование от соборной церкви во имя Святителя Василия Великаго, находится Владимирской епархии в городе Суздале, с восточной его стороны, против городской Подмонастырской слободы, от которой отделяется только дорогою. С севера прилегает к нему большой Нижегородский тракт, с востока — монастырская огородная земля, а с юга — под горою протекает река Каменка. Таким образом, с полуденной стороны местоположение обители — возвышенное. Монастырская ограда каменная, с такими же четырьмя башнями, простирается в окружности на 173 сажени, в виде неправильнаго четвероугольника, несколько суживающагося к западу и закругленнаго с югозападнаго и северозападнаго углов. Строения в монастыре, как церковныя, так и другия, почти все каменныя.
События после утверждения монастырских штатов и нынешнее состояние монастыря (1874 год)
По введении в действие монастырских штатов в 1764 году, замечательными событиями в отношении к монастырю были: 1) генеральное межевание земель 1773 года, во время котораго обмежеваны монастырскии дачи, с выдачею на оныя планов и межевых книг, и тем самым приведены в определенныя границы, существующия теперь; 2) назначение монастырю, в 1797 году, по Высочайшему повелению, каждогоднаго милостыннаго подаяния в количестве 300 рублей ассигнациями; 3) отмежевание во владение монастыря водяной мукомольной мельницы о 2-х поставах на реке Каменке при селе Киболе; 4) отвод монастырю рыбной ловли при селе Гнездилове в 1801 году, и 5) отчисление, в 1865 году, в ведение Суздальскаго Спасо-Евфимиева монастыря, церкви всех Святых что у креста, с приделом во имя Святителя Николая, которая прежде приписана была к Васильевскому монастырю.
В настоящее время Васильевская обитель представляется нам в следующем состоянии: внутри монастырской ограды, ближе к северной ея стене, против святых врат, возвышается каменный соборный храм во имя Святителя Василия Великаго, вышиною 8 , длиною 9 и шириною 5 сажен и 1 арш., крытый железом, об одной главе с вызолоченным крестом. Алтарь — троечастный, разделенный двумя поперечными стенами и арками. Окна — с дугообразными перемычками; двери — с трех сторон. Между храмом и каменною колокольнею находится такая же паперть, над которою устроена ризничная палатка, крытая железом, где, кроме церковных облачений и утвари, помещаются библиотека и архив. Колокольня — о трех ярусах, вышиною 10 1/2 сажен. Внутреннее устройство церкви следующее: св. алтарь отделяется от предалтарной части храма каменною стеною с тремя пролетами; стены и своды в нем украшены живописью. Предалтарный иконостас пятиярусный, устроенный в древнем стиле, резной, вызолоченный по полименту. В нем иконы древния, несколько поновленныя; между ними замечательны искусством работы и украшением четыре местныя, именно: Спасителя, Богоматери Иверская и Владимирская и Святителя Василия Великаго. Купол храма, с сквозным восьмигранным фонарем, поддерживается двумя каменными столбами; с одной стороны их находятся клиросы, а с прочих трех сторон — иконы в резных киотах, вызолоченных на полимент; сверху эти столбы украшены стенным писанием. Стены и своды храма покрыты красками. Вообще, внутренность храма отличается благолепием. На колокольне — 6 колоколов; весу во всех их до 170 пудов. Внизу колокольни, над входом в паперть, в нарочито устроенном месте, поставлена большая икона в виде треугольника, писанная на железе, с изображением Богоматери, святителей — Василия Великаго, Митрофана Воронежскаго и священномученика Харалампия, молящихся Христу Спасителю; а под иконою — надпись: Богу, дивному во Святых Своих.
В симметрии с церковию Василия Великаго, не в дальнем расстоянии от южной монастырской стены, находится теплый двух-этажный храм в честь Сретения Владимирския иконы Божия Матери, с двумя приделами внизу, — также каменный, в вышину 4 1/2, в длину 9 сажен, и шириною в 3 сажени и 1 аршин. Здание это имеет вид корабля; западная часть его несколько шире, а восточная с углов несколько закруглена. Средина, возвышаясь над прочими частями, покрыта особою железною кровлею в 2 ската, об одной главе; восточная и западная части покрыты также железными кровлями — на три ската каждая. Толщина стен доходит до 2 1/2 аршин. Свод устроен в виде полушара с надежными железными связями. В главной церкви алтарь отделяется от предалтарной части храма каменною стеною с тремя пролетами. В той и другой части своды и стены украшены живописью. Иконостас — в два яруса, в новом вкусе, но некоторые из икон — древния, отчасти исправленныя. За клиросами иконы отличаются древностию и украшением. В нижнем этаже устроены два придела: 1-й во имя священномученика Харалампия, а 2-й Святителя Митрофана, Воронежскаго чудотворца. Оба эти храма в длину занимают менее пространства, чем верхний, так как за алтарями их, чрез каменную стену, находится кладовая со сводами, на которые опирается каменный пол алтаря верхняго храма. Иконостасы в обоих приделах нижняго этажа по устройству своему одинаковы и поставлены в одну линию, отделяясь один от другаго только малою дверью. Устройство их новое, и иконы новыя, в один ярус, с клеймами на верху. Алтари не отделяются один от другаго ничем, кроме небольшаго каменнаго столба за иконостасом; такой же столб, с клиросом напереди, служит некоторым разделением храмов, поддерживая вместе с тем потолок. Иконы святых, в честь которых устроены приделы, поставлены в особых киотах, на выступах храма, где он расширяется. Стены покрыты краскою; потолок отштукатурен. Описываемая теплая церковь, по всем признакам, древнее соборной, хотя и нет достоверных сведений о времени ея построения; в настоящий же вид приведена в недавнее время, в 1870 году.
Употребляемых при богослужении св. сосудов с принадлежностями восемь. Все они серебряные, а некоторые вызолочены. Из напрестольных крестов более других замечателен один — серебряный, вызолоченный с передней стороны, с чеканным распятием, под которым находится такое же изображение святителя Василия Великаго. На задней стороне выпуклою довольно крупною вязью в разных местах означено, что в этом кресте положены мощи св. мучеников: Евстафия, Меркурия, Феодора Стратилата и Пантелеймона, а внизу сделана надпись: «Лета 7181 (1673) Августа в 15 день сделан сей крест в Васильевский монастырь при великом господине преосвященном Стефане архиепископе Суждальском и Юрьевском при архимандрите Тихоне в богоспасаемом граде Суждале». — Из девяти евангелий, по внешней отделке и изяществу издания заслуживают внимание два большаго формата, напечатанныя в 1698 году, на Александрийской бумаге. — К числу замечательных по своей древности и надписям богослужебных книг следует отнести: 1) «Евхологий, сиесть молитвослов, или требник», из предисловия к которому видно, что он начат был печатанием при державе царя Алексия Михайловича, при сыне его Алексие Алексиевиче, по благословению святейшаго патриарха Никона, в лето от создания мира 7166 (1657) Мая 24 дня, а окончен уже 10 декабря следующаго года; внизу книги по листам подписано: «Сия книга глаголемая молитвослов священноиерея куплена нынешнего 175 (1667) году Апреля в 1-й день. А хто сию книгу глаголемую молитвослов украдет буди проклет и онафема». Далее: «204 (1696) году Марта в 15-й день сию книгу молитвослов приложил в обитель Пресвятые Богородицы и Василия Великого что во граде Суждале на посаде для поминовения родителей своих Помесного Приказу подьячей Роман Калинников при архимандрите Кириаке еже о Христе збратиею вечный поминок. Подписал своею рукою по повелению отца архимандрита Кириака» (далее разобрать не возможно). 2) Месячныя минеи, купленныя при том же архимандрите в 205 (1697) году на сумму жертвователей и подписанныя по листам, повидимому, им самим. 3) Служебник без начала, изданный во времена Никона Патриарха. 4) Шестоднев (служебный), издания 1749 года, принадлежавший Суздальскому летописцу, ключарю Анании Федорову, с собственноручною его надписью: «книга Шестоднев ключаря иерея Анании Федорова домовная. 1754 года»; и 5) Отрывки из служебника времен Никоновых, печатаннаго до исправления церковных книг. — Церковных облачений и других принадлежностей богослужения имеется в монастыре достаточное количество и в приличном виде; но таких, которыя бы носили на себе следы глубокой древности, не сохранилось. Зато уцелели и хранятся в монастырской ризнице древния панагии: 1-я подковообразная, с вырезанным на аспидном камне выпуклым изображением неизвестнаго мученика, в серебряной массивной оправе, с возглавием и цепочкою серебряными же; на оправе вставлены в гнездах несколько разных камушков; 2-я серебряная же маленькая, на которой вырезано изображение Богоматери с Предвечным младенцем; 3-я с изображением великомученика Георгия в оправе серебряной, — и 4-я панагия медная, круглая, складная, позолоченная (не столь древняя, как предыдущия), на ней изображено распятие Господне, а внутри Живоначальная Троица и Знамение Богородицы. Вокруг изображения Богоматери написана песнь: «Достойно есть», а на задней стороне снаружи — слова: «Сия панагия старицы Марфы Прокофьевы дочери Айгустовы». — Древние кресты наперсные: 1) Крест желтаго камня с чернью; у него концы обложены серебром; на концах вставлены четыре простых камушка, два зеленых и два белых; в средине распятие Господне серебряное же; на возглавии серебряном — Нерукотворенный образ Спаса. 2) Крест зеленаго камня с чернью; у него концы обложены серебром; на них вставлены четыре камушка простых, два зеленых и два красных; в средине Распятие Господне серебряное; на возглавии серебряном Нерукотворенный образ Спаса. 3) Крест краснаго камня; у него концы обложены серебром; Распятие Господне серебряное; при кресте цепочка серебряная же, тоненькая, длиною в 10 вершков. 4) Крест янтарный, в оправе серебряной. 5) Крест аспиднаго камня; концы в оправе серебряной; на нем вставлено пять камушков простых и четыре жемчужинки малых, — и 6) Крест аспиднаго камня; концы в оправе серебряной. При несомненной древности поименованных св. вещей, с достоверностию можно полагать, что некоторыя из них суть остатки княжеских украшений, тем более, что такия же вещи в ризницах Суздальских девичьих монастырей, на основании имеющихся сведений, значатся княжескими вкладами. Притом же известно, что наперсные кресты в Великороссийских губерниях сделались отличительным признаком архимандритскаго сана уже около половины прошедшаго столетия.
Монастырское книгохранилище снабжено достаточным количеством творений догматическаго, духовно-нравственнаго, церковно-историческаго, истолковательнаго и аскетическаго содержания. Между этими книгами обращают на себя внимание следующия: 1) Библия большаго формата на Александрийской бумаге, в золотом образе, с гравированным заглавным листом и фронтисписом, на котором изображена Императрица Елисавета, с аллегорическими фигурами, — изд. 1751 года. 2) Скрижаль, изд. 1656 года и 3) Четии-Минеи Киевской печати, изданныя в 1695 и других годах по повелению Гетмана Иоанна Мазепы. Одна их этих книг имеет по листам следующую надпись: «1703 году сию книгу житие Святых Отец в монастырь Чудотворца Николая Пищиковской (Пищуговской, упраздненной в 1764 году) пустыни для отпущения грехов своих приложил стольник Василий Володимеров сын а в монашестве Варсонофей Шидловский». В другой по листам же подписано: … «Генваря в 22 день… книгу глаголемую житие Святых трех месяцев Июнь, Июль, Август в Суждальской уезд во обитель Чудотворца Николая что славет на Пищикове приложил… вкладу Генерал-Маеор от Кавалерии Федор Володимерович Шидловский». Очевидно, оба жертвователи были родные братья, и нет причины сомневаться в том, что обе книги собственноручно подписаны этими общественными деятелями времен Петра Великаго.
Что касается монастырских актов, хранящихся в ризнице, то при всей своей малочисленности, они заключают в себе не мало любопытных сведений как относительно Васильевскаго монастыря, так и древней топографии Суздальских окрестностей. Первое место в этом отношении безспорно принадлежит списку с записи инокини Марины, данною ею Васильевскому монастырю в 6761 (1253) году на владение селами Мининским и Романовским; он писан красивым старинным скорописным почерком, с титлами и без знаков препинания, на столпце длиною в 6 1/4, а шириною в 3 3/4 вершка, и засвидетельствован в верности подписью архимандрита Феодосия. Затем следуют: 1) список с грамоты царя Иоанна Васильевича, жалованной в 7091 (1583) году и подтвержденной царями Федором Иоанновичем, Борисом Феодоровичем и Михаилом Феодоровичем, о неприкосновенности прав монастыря на владение селищем Мининским. Документ этот написан также стариною скорописью, с титлами и сокращениями, весьма затруднительными для чтения, разными почерками и чернилами, и зарукоприкладствован разными лицами. По всем признакам, все надписи на нем современны подлинникам. 2) список с жалованной грамоты царя Михаила Феодоровича, данной монастырю в 7129 году и подтвержденной царем Феодором Алексеевичем, о том же. 3) Список с тарханной и несудимой грамоты Димитрия самозванца, данной монастырю на сельцо Васильевское. 4) Список с тарханной и несудимой грамоты царя Михаила Феодоровича на тоже сельцо с другими монастырскими имуществами и подтвержденной царем Алексеем Михайловичем. 5) Список с выписи из старых писцовых и межевых книг за разные годы, выданной в 1687 году архимандриту Васильевского монастыря Александру. 6) Список с записи, данной в 1695 году причтом Суздальскаго Богородице-Рождественскаго собора братии Васильевскаго монастыря, о мировом соглашении относительно спорных земель. — По имеющимся в монастыре записям, большая часть упомянутых подлинных актов, с которых оставлены списки, во время генеральнаго межевания земель 1773 года вытребованы чрез Суздальское Епархиальное начальство в Государственную Коллегию Экономии. 7) Выпись из сказки, поданной в 1700 году архимандритом Кириаком в Московский Приказ большаго дворца, о состоянии монастырскаго хозяйства; писана на гербовом столпце, длиною в 9, а шириною в 3 3/4 вершка; список местами помаран другою рукою и другими чернилами, и внизу его есть какия-то слова той же руки, — вероятно засвидетельствование в верности. 8) Выпись из старых писцовых и межевых книг, выданная из Суздальскаго Уезднаго Суда 3-го Генваря 1861 года за № 10-м, строителю иеромонаху Феотиму, на гербовой бумаге, за подписом членов и приложением печати. 9) Есть и другия краткия монастырския выписи, но оне не имеют особой важности.
Все это — копии, но есть и подлинные акты. Таковы: а) Благословенная грамота Стефана, архиепископа Суздальскаго и Юрьевскаго, данная монастырю в 7177 (1669) году для сбора доброхотных пожертвований на постройку храма Василия Великаго; у грамоты архиерейская печать из красной воскомастики, с благословляющею рукою, по краям поврежденная, с буквами, которых разобрать уже нельзя; грамота писана скорописным почерком, на столпцах длиною в 1 аршин, а шириною в 3 ?/? верш., на обороте по склейке подписано: «диак Михайло Фирсов». б) Вкладная грамота о поминовении рода Кощеевых, писанная в 191 (1683) г., по случаю пожертвования в монастырь 500 рублей Суднаго Московскаго приказа подьячим Ефимом Феодоровым Кощеевым. Документ этот писан на Александрийском полулисте полууставом, с искусно нарисованною заглавною буквою М в большом виде и раскрашенною разными красками, на которых местами видны следы позолоты. Внизу с правой стороны небольшая круглая печать чернаго воску, до половины повредившаяся, на которой впрочем можно разобрать слова: «печать архимандрита». На обороте собственноручныя подписи архимандрита Феодосия (скрепившаго список с записи инокини Марины) и всей братии. в) Храмоздательная грамота, данная 3-го июня 1799 года Виктором Епископом Суздальским и Владимирским строителю иеромонаху Дорофею на устройство в теплой церкви Владимирския иконы Богоматери придела во имя священномученика Харалампия; у грамоты — архиерейская печать из красной воскомастики с благословляющею рукою. г) Два плана с межевыми книгами, межевания 1773 года, — один на отхожую пустошь Мининскую, а с другой на прочия земли, лежащия к востоку от монастыря. д) В архиве хранится опись монастырскаго имущества, подписанная в 1789 году строителем иеромонахом Антонием, в которой, между прочим, значатся остававшияся от бывшей архимандрии две архимандричьи шапки, подробно в ней описанныя.
Среди монастыря, между св. храмами, за невысокою деревянною оградою и за алтарем соборной церкви, стоит несколько памятников, сооруженных над могилами усопших, при жизни своей изъявивших желание почить под сению святой обители. Ближайший ко входу в ограду небольшой памятник с железною кровлею и крестом поставлен над могилою девицы Евдокии, о которой память доселе живет не только между жителями г. Суздаля и его окрестностей, но и других местностей, принадлежавших некогда к Суздальской епархии. На камне, лежащем внутри памятника, с возглавия высечена следующая надпись: «1776 года месяца Декабря 22 дня преставися раба Божия девица Евдокия, юродствовавшая Христа ради 50 лет во граде Суждале в монастыре Преподобныя Евфросинии, а погребена под сим камнем в монастыре святаго Василия Великаго». Такая же подпись и на стене памятника против входа, с пояснением, что он построен в 1825 году. На той же стене повешен портрет юродивой с надписью: «Блаженная раба Божия девица Евдокия юродствовала 50 лет, преставилась в 1776 году Декабря в 22-й день. Тело ея погребено в монастыре Василиа Великаго». При взгляде на портрет юродивой, котораго другой экземпляр находится в настоятельских келлиях, с перваго раза поражает какая-то серьозность и сосредоточенность мысли, изображающаяся на лице ея. На голове ея, повыше лба, заметны два значительныя возвышения, а в руке — обломок палки. Рассказывают, что блаженная часто ударяла себя по голове деревянным обломком или камнем, отчего у ней с этой части тела не сходили желваки. Какое ея происхождение и в чем именно заключались особенности ея жизни, в монастыре сведений нет; но достаточно сказать, что в целом Суздале нет почти ни одного помянника, где бы, на ряду с митрополитом Иларионом, не было вписано имя блаженныя девицы Евдокии, и не бывает в городских храмах ни одной заупокойной литургии, во время которой, при поминовении усопших, по нескольку раз не возглашалось бы имя этой юродивой. Кроме того, на самом месте погребения ея, почитатели ея памяти нередко служат панихиды. Другой памятник — гораздо больших размеров и замечательной архитектуры, построен в виде усеченной пирамиды с четырмя портиками, крытыми железом, и с таким же числом полукруглых окон наверху, повыше которых находится небольшая железная кровля с главою и крестом. Снаружи весь памятник обит железом, исключая дверей в портиках. Внутри прямо против входа поставлена деревянная гробница с водруженным за нею таким же крестом. Стены украшены тремя св. иконами и двумя надписями. Одна из надписей говорит: «На сем месте погребено тело раба Божия Димитрия Павловича Моренкова, коллежскаго ассесора, штаб-лекаря и оператора. Дмитрий Павлович родился в Харькове 1759 года. По окончании в С.-Петербурге медицинских наук, поступил он на службу 1783 года и по 1798-й год находился при С.-Петербургских Морском и Сухопутном гошпиталях оператором. Оставив по слабости здоровья службу, он с 1806 года, по данной ему от начальства привилегии, занимался приготовлением оподельдока, крепкой летучей мази и мятной эссенции, за каковыя изобретения Государь Император АЛЕКСАНДР I пожаловал ему золотую медаль. 1912 года переселился он из Москвы в Суздаль, где продолжал заниматься приготовлением изобретенных им лекарств; а с 1826 года начал еще выпускать во всеобщее употребление цикорный кофе, приготовляемый по способу им изобретенному. Со времени переселения Моренкова в Суздаль по самый день смерти, т.е. в продолжении 18 лет, был он истинным благодетелем для здешняго края, безмездно раздавая врачебныя и другия пособия всем к нему приходившим и в особенности бедным. В 1826 году Государь Император НИКОЛАЙ I, за примерную его благотворительность, наградил его орденом св. Владимира 4-й степени. Сверх того все, кто только знал его и слышал о благотворительных его подвигах, — все имели к нему отличное почтение и уважение; и не только в здешнем крае, но и в целом отечестве нашем оставил он по себе имя благодетеля и друга страждущаго человечества. «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут!» Далее, с восточной стороны алтаря, погребены: статский советник князь Николай Сергеевич Трубецкой, тело котораго перевезено было из Москвы и предано земле 17 генваря 1806 года; княгиня Екатерина Петровна Трубецкая, урожденная княжна Мещерская; Суздальский городничий, полковник Александр Ильич Никифоров; гвардии поручик Дмитрий Яковлевич Трегубов и другия лица.
Кроме указанных зданий в монастыре находятся следующие: а) большой каменный корпус, построенный в югозападном углу монастыря, вышиною до кровли 3 1/2 саж.; разделяется на две половины, соединенныя деревянным штукатуренным коридором. Первая половина двух-этажная, шириною, без коридора, 4, а длиною 6 сажен. В верхнем этаже оной помещаются настоятельския кельи, а в нижнем — братския, под которыми — каменный подвал. Вторая половина корпуса — трех-этажная, длиною 7, шириною 4 саж.; в верхнем этаже устроены зимния настоятельския кельи, соединяющиеся с летними посредством упомянутаго коридора, а в среднем — братския. В нижнем этаже помещается братская трапеза с кухнею. Кровля на всем здании железная, выкрашенная масляною краскою, разделенная только небольшим брандмауэром. б) Малый каменный одноэтажный братский же корпус в северовосточном монастырском углу, длиною 6 сажен; в нем ныне помещаются рабочие. в) Сторожка у ворот каменная, крытая железом, занимающая в длину и ширину по две сажени, с деревянною пристройкою. г) Каменный сарай для экипажей, с сеновалом, длиною 7, а шириною 3 саж. д) Построенная с ним под одну кровлю деревянная конюшня, в длину 4 1/2 саж. е) Деревянный погреб с каменным ледником, и ж) Деревянная баня. Сверх того, внутри монастыря устроен колодезь и разведен небольшой огород и сад. С наружной стороны монастырской ограды, в одной из башен, помещается часовня.
1) Средствами к существованию монастыря ныне служат: 1) денежный капитал в билетах на сумму свыше 10,000 рублей, обращающийся для приращения процентами в кредитных установлениях; он образовался из вкладов, в числе коих важнейшее место занимают — графини Орловой-Чесменской и действительнаго статскаго советника Митрофана Ивановича Алакринскаго; 2) 386 десятин 146 квадратных сажен пахатной, покосной и огородной земли, на которою имеются два плана генеральнаго межевания и две межевые книги: земля эта отдается в аренду; 3) рыбная ловля в селе Гнездилове и 4) мукомольная мельница на реке Каменке при селе Киболе, также отдаваемая в аренду. Сверх того, к поддержанию благолепия храмов св. обители служат, по временам, доброхотныя пожертвования усердствующих.
2) Относительно личнаго состава братства нужно заметить, что на основании 5 пункта Высочайше утвержденных в 1832 году правил о монашествующих, коим (пунктом) постановлено в монастырях иметь число послушников против числа монашествующих, — братство Васильевскаго монастыря с тех пор обыкновенно простирается до 14 человек; причем на одного из старшей братии возлагаются обязанности казначея, а другой избирается в ризничие, для заведывания церковною утварью, ризницею и библиотекою.
Суздальскаго Васильевскаго монастыря Настоятель, Игумен Модест, 1874 г.

Свято-Васильевский мужской монастырь в г. Суздале является единственным монастырём в России, носящим наименование свое в память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Первое известное упоминание о нём находим в записи Ростовской княгини Марии о дарованных монастырю землях в 1253 году. Но в отечественной истории можно найти следы существования Васильевской обители гораздо ранее. Так в повествовании о междоусобной войне российских князей в 1095 году упоминается один монастырь, пощажённый князем Олегом в Суздале от сожжения. Если принять во внимание, что древнейшие Суздальские монастыри были основаны в более позднее время, то не трудно понять, что здесь вероятнее всего речь идёт о Васильевском монастыре.
Существует предположение, что обитель святителя Василия обязана своим основанием святому равноапостольному князю Владимиру, который во время пребывания в Суздале просветил здешних жителей святым крещением и воздвиг храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители. В подтверждение такого мнения можно привести то обстоятельство, что все древнейшие церкви во имя Василия Великого в городах, современных началу христианства в России, имеют своим основанием равноапостольного князя Владимира. Это храмы в Киеве, Овруче, Владимире-Волынском и проч. В пользу этого предположения говорит также особенное уважение к Васильевскому монастырю Российских князей и многих царей, выражавшееся в наделении его вотчинами.
Интересно, что к XVIII веку все древнейшие монастыри Суздаля уже были упразднены, кроме Васильевского и Ризоположенского. Даже Лжедмитрий, за нарушение жалованных грамот Васильевскому монастырю, угрожает смертной казнью, а царь Михаил Фёдорович именует игумена и братию Васильевского монастыря «своими богомольцами», а монастырь — «своим царским богомольем». Монастырь имел своё подворье в Суздальском Кремле, а это дозволялось только знатным монастырям. Подворье занимало место между Суздальским Собором и резиденциями Суздальских князей и воевод. У монастыря были значительные земляные угодья и княжеские сёла — Минское, Романовское, оброчное сельцо Васильевское. В XVII веке к монастырю была приписана Каменная часовня, так называемая у «Креста», построенная в воспоминании о чудесном избавлении жителей г. Суздаля от моровой язвы 1654 года. Впоследствии в ней устроены храмы во имя всех Святых и св. Николая Мирликийского чудотворца.
Монастырское подворье в Кремле просуществовало до 1719 года, когда было уничтожено пожаром и более не восстанавливалось. Если проследить исторические повествования о бедствиях г. Суздаля: неоднократные нашествия татар, поляков и литвы, опустошительных пожарах, моровых поветриях, то убедимся, что и на долю Васильевского монастыря выпало немало искушений, бед и скорбей лишивших его прежнего значения. Летописец Ананий в 1756 году писал: «На долю Васильевского монастыря имеются одне данные от великих князей Суждальских пашенные земли, а крестьян, кроме немногова числа бобылей не имеется. Из оставшейся той обители земли пашенной некоторая на потребу обители пашется, а последняя отдается в наем». В таком положении застали Васильевскую обитель реформы 1764 года. Монастырь стал штатным с содержанием 300 рублей ежегодно. Количество братии до начала XX века не превышало 14 человек. Настоятельство в Васильевском монастыре сначала было игуменское, потом с 1669 по 1734 гг. — архимандритское, и наконец — строительское.
В 1668 году, по благословению Стефана, архиепископа Суздальского и Юрьевского, начато строительство каменной соборной церкви Василия Великого, престольный праздник 1/14 января н.ст. Алтарь храма троечастный, окна с дугообразными перемычками, двери с трёх сторон. Алтарь отделён от пред алтарной части храма каменною стеною с тремя пролётами. Купол храма поддерживается двумя каменными столбами. С западной стороны храма Василия Великого построена трёх ярусная колокольня. На колокольне до 1917 года было колоколов общим весом 170 пудов.
Симметрично храму св. Василия Великого находится Трапезный храм в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, престольный праздник 26/8 сентября н.ст. В древности в нём имелись два придела внизу. Здание имеет вид корабля, западная часть его несколько шире, а восточная с углов несколько закруглена. Средина возвышается над прочими частями. Издревле существовал в г. Суздале крестный ход из Богородице-Рождественского Собора Кремля в Васильевский монастырь 23/6 июля н.ст., в воспоминание избавления от бывшего в 1654 году морового поветрия. В конце XVIII века, при архимандрите Варлааме, возведена с трёх сторон каменная монастырская стена. В 1860 году  стараниями иеромонаха-строителя Феотима возведён большой каменный двухэтажный корпус, где размещались настоятельские покои, братские кельи, кухня и трапезная.
Между храмами св. Василия Великого и Сретения Владимирской Богоматери находился некрополь. Среди захоронений наибольшее внимание привлекает захоронение Христа ради юродивой Евдокии. В Суздале она несла подвиг юродства 50 лет и преставилась в 1776 году, завещав быть погребенной в стенах Васильевского монастыря, хотя полвека подвизалась в монастыре преподобной Евфросинии. Память её почитается в Суздале на протяжении всех последующих лет. Достаточно сказать, что в конце XIX столетия во всём Суздале не было ни одного помянника, где бы наряду с Суздальскими святителями не было вписано имя блаженной девицы Евдокии и не бывало в городских храмах ни одной заупокойной литургии, во время которой, при поминании усопших, по нескольку раз не возглашалось бы имя этой юродивой.
Интересно захоронение штаб-лекаря Дмитрия Павловича Моренкова. Он был в конце XVIII — начале XIX столетия достаточно известен в Санкт-Петербурге. За приготовление лекарства оподельдока и мятной эссенции император Александр I пожаловал ему золотую медаль. В Суздаль он переселился в 1812 году из Москвы, а с 1826 года начал ещё выпускать во всеобщее употребление цикорный кофе, приготовленный по способу им изобретенному. Со времени переселения Моренкова в Суздаль и по самый день смерти в 1830 году он был истинным благодетелем для здешнего края, безвозмездно раздавал врачебные и другие пособия всем к нему приходящим и в особенности бедным. В 1826 году государь Николай I за его благотворительность наградил его орденом св. Владимира 4-й степени. Дмитрий Павлович Моренков заслужил у суздальчан имя благодетеля и друга страждущего человека. Далее, с восточной стороны алтаря погребены: князь Николай Сергеевич Трубецкой и княгиня Екатерина Петровна Трубецкая, урождённая княжна Мещерская. В настоящее время некрополь не сохранился.
В 1899 году указом священного Синода Васильевский мужской монастырь был преобразован в женский и приписан к Ризоположенскому женскому монастырю. В таком состоянии монастырь просуществовал до революции 1917 года и вместе с другими обителями был закрыт.
В 1995 году по благословению архиепископа Евлогия, Владимирского и Суздальского, начато возрождение Свято-Васильевского мужского монастыря игуменом Авраамием. 
http://svmonastyr.ru/about/story/77/

Когда именно, кем и по какому случаю основан Васильевский монастырь, о том в монастырских актах не сохранилось никаких сведений: известно только, что он уже существовал в первой половине ХIII столетия. Доказательством тому служит запись Ростовской княгини Марии, в иночестве Марины, которою она, в 6761 (1253) году, укрепила за монастырем населённые земли, отказанные ему Угличским князем Димитрием Константиновичем, в монашестве Дионисием, скончавшемся в 1249 году.
Но в отечественной истории можно найти следы существования Васильевской обители гораздо раньше. Так, в повествовании о междоусобной войне Российских князей в 1095 году, упоминается один монастырь с церквами, пощаженный Олегом в Суздале от сожжения, постигшаго прочия городския здания. При всей неясности этого историческаго указания, не трудно понять, что дело идет о Васильевском монастыре, если принять в соображение, что древнейшие Суздальские монастыри: Козмодамианский, Дмитриевский, загородный Борисоглебский Кидскоцкий и другие получили свое начало в позднейшее время. Даже существует предположение, что обитель Св. Василия обязана своим основанием Св. Равноапостольному князю Владимиру, который, во время пребывания в Суздале, просетив здешних жителей св. крещением, воздвиг, будто бы, храм в честь своего Ангела и тем положил начало иноческой обители.
В подтверждение такого мнения приводят то обстоятельство, что все древнейшия церковныя здания во имя Василия Великого в городах, современных началу христианства в России, имеют своим основателем Равноапостольнаго князя. Таковы, например, храмы в Киеве, Овруче, Владимире Волынском и проч. В пользу этой догадки говорит также особенное уважение к Васильевскому монастырю удельных Российских князей и многих царей, выражавшееся в наделении его вотчинами и жалованными грамотами, между тем как известно, что подобными преимуществами пользовались немногие даже самые древние Суздальские монастыри, — и все они, кроме Васильевскаго и Ризоположенскаго девичьяго, давно упразднены.
В особенности заслуживают внимания тарханныя и несудимыя грамоты, пожалованные монастырю на сельцо Васильевское царями: Иоанном Васильевичем, Феодором Иоанновичем, Димитрием Самозванцем, Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Из них царь Михаил Феодорович, в грамоте своей, игумена и братию Василия Кесарийскаго монастыря, что в Суздале на посаде, именует «своими богомольцами», а монастырь — «своим царским богомольем»; Лжедмитрий же, за нарушение грамоты, угрожает смертною казнию. К этому следует присовокупить, что в записи инокини Марии, в числе границ дарованного монастырю села Романовскаго с угодьями, в 1253 году упоминается Васильевское мочище, мочище — ручей, болото или пруд, и что монастырь, как видно из упомянутых грамот, имел свое подворье внутри Суздальскаго кремля. Первое, имея несомненную связь с сельцом Васильевским и с самым монастырем, указывает на их древность, а второе, по словам писателя Истории Российской иерархии, доказывает, что описываемый монастырь «был из числа знаменитых обителей, ибо в кремле города Суздаля иметь свои подворья дозволялось только знатным монастырям».
Таким образом, начало Васильевскаго монастыря не без основания возводят ко временам св. Владимира (во св. крещении — Василия), пребывание котораго в Суздале и насаждение им здесь христианства, после многих церковно-исторических исследований, не подлежат сомнению. Из описания Суздальскаго Васильевскаго монастыря, составленного настоятелем, игуменом Модестом в 1874 году.
Опубликовано в книге: Суздальский Васильевский монастырь. — Владимир: Транзит-ИКС, 2015

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?