Суздаль. Спасо-Евфимиевский монастырь. Трапезная церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря
Успенская трапезная церковь Спасо-Евфимиева монастыря, как и большинство древних храмов обители, за свою долгую историю не раз меняла посвящения престолов и даже внешний вид. В житии преп. Евфимия Суздальского говориться, что первый игумен монастыря «поставил» три церкви: собор во имя Спаса Преображения, больничный Никольский храм и трапезную церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника [1]. Ни одна из этих построек не сохранилась. По всей вероятности, их уничтожили в 1445 году, когда обитель была полностью разорена войском Казанского ханства, или они сгорели во время пожара 1501 года. Впоследствии их вновь отстроили. Во всяком случае, в 1525 году уже существовала теплая трапезная церковь [2]. Предполагают, что в то время она еще сохраняла первоначальное посвящение [3]. На сегодняшний день мы не располагаем данными о том, как выглядели храмы XIV и начала XVI века.
О времени возведения существующей ныне церкви до сих пор нет единого мнения. В силу некоторых соображений, большая часть исследователей  датируют ее концом XVI века [3,4,13]. Впервые как Успенская она упоминается в Описи 1628-1630 годов: «…церкви каменые трапеза каменная ж, а в ней престол Успения Пресвятые Богородицы, да в пределе мученик Диомид» [5]. В последней трети XVI столетия среди благотворителей монастыря особенно выделялись князья Деомид и Дементий (Деменша) Ивановичи Черемисиновы. Известно, что мученик Диомид был святым покровителем Д.И. Черемисинова. Вполне справедливой представляется версия о том, что именно на его средства велись работы по возведению нового храма [3]. Перед их началом престол во имя преп. Иоанна Лествичника перенесли в надвратный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Подтверждают это мнение и архитектурные особенности церкви, о которых пойдет речь ниже.
По сравнению с больничным храмом свт. Николая (1669 год) и надвратным Благовещенским (конец XVI века, 1660-е годы), Успенская церковь в достаточной степени сохранила свое своеобразие и дает весьма полное представление об одном из интереснейших направлений развития зодчества той эпохи. Однако некоторые искажения ее архитектуры все же были. В XIX столетии они представлялись весьма значительными знатокам русского искусства: «С левой стороны в связи с настоятельскими кельями теплая Успенская церковь. Построена в XVI веке и имела шатровый верх; при ней была трапезная и внутри братские кухни и кладовая. Благодаря неоднократным переделкам утратила свой первоначальный облик» [6]. Действительно, если посмотреть на фотографии 1940-х годов, то становится ясно, что до реставрации 1967-1981 годов трапезный храм выглядел не совсем так, как мы привыкли. В частности, он имел «три граненых апсиды» и два придела, в одном из которых очень трудно узнать придел мученика Диомида. Более того, многие исследователи в упомянутые годы называли интересующую нас церковь трехшатровой [8]. Очевидно, что они ориентировались на тот ее вид, который сложился в результате поздних «добавлений».
Первые изменения произошли между 1758 и 1764 годами. Примерно в этот период престол мученика Диомида (слева от основного объема) был упразднен [9], а на его место перенесли престол во имя Рождества Иоанна Предтечи из столпа храма «иже под колоколы» начала XVI века. По всей вероятности, в этот период появляется и второй придел – во имя преп. Иоанна Лествичника, вновь «вернувшегося» на свое «историческое место» из Благовещенской церкви и занявшего место справа [1,9]. Есть некоторая вероятность, что один из этих приделов (скорее всего южный, где был престол мученика Диомида) был шатровым. Косвенный намек на это содержит описание дальнейших преобразований в храмовой архитектуре, произошедших в 1850-е годы: «Предместник же нынешнего настоятеля … вместо каменного шатрового свода сделал несколько легких деревянных фигурных навесов, расписанных в смешанном вкусе. Близость этих навесов к полу, не говоря уже о непрочности их, отнимает у церкви внешнее величие». В 1873 году эти своды вновь переделали скорее из соображений безопасности, нежели эстетики [9].
Во время реставрации в 1970-е годы Успенской церкви вернули ее первоначальный облик – разобрали поздний придел, восстановили декор придела «исторического», восстановили трапезную палату. Согласно имеющимся аналогам, придел получил завершение в виде главки, возвышающейся над рядами кокошников. Утверждение о том, что храм когда-то «завершался тремя шатрами с двумя рядами кокошников каждый» [8 – Варганов А.Д.] в настоящее время не подтверждено источниками. Вопрос о завершении придела до настоящего времени остается открытым. Некоторые исследователи считают, что он и второй (пока нам неизвестный) придел некогда увенчивали шатры [8 – Варганов А.Д.]. Однако, среди шатровых храмов второй половины — конца XVI века, имеющих выделенные приделы (церковь Преображения Господня в Острове Ленинского района Московской области — вторая четв. XVI века; церковь Богоявления Господня в Красном-на-Волге Красносельского района Костромской области — 1592 год) нет примеров шатрового венчания приделов. Немаловажное значение имеет тот факт, что названные церкви — усадебные, а интересующий нас Успенский храм представляет собой монастырскую трапезную церковь, что диктует некоторые особенности его архитектуры. Так, придел во имя мученика Диомида был возведен не из соображений усложнения композиции, а по желанию благотворителя обители — Д.И. Черемисинова и вряд ли имел симметричный объем. Таким образом, вплоть до времени архитектурных переделок храма в XVIII и XIX столетии церковь, скорее всего, не имела второго придела и шатра над приделом св. муч. Диомида.
Несколько слов следует сказать о весьма разнообразном использовании хозяйственных помещений храма. С западной стороны к нему издревле примыкала двухэтажная трапезная палата: «… к той же церкви приделана трапеза большая каменная ж, да келарская, да хлебодарня» [5, 10]. Если говорить более точно, то келарня примыкала к трапезной с северной стороны, а в самом ее помещении в нижнем этаже находились кухни, хлебные и кладовые. Согласно монастырскому преданию, здесь же существовал «каменный мешок» для заключенных [8 – Варганов А.Д. Очерки….; 7]. В верхнем одностолпном сводчатом зале проходили общие трапезы [11]. Его перекрытие имело весьма сложную конструкцию – это был сомкнутый свод с распалубками, закрытый снаружи тесовой кровлей. Стены этого здания украшали только скромные резные балясины [8 – Варганов А.Д. Очерки….; 11]. Подклет церкви служил кладовой, где хранили овощи и дрова. Северный придел во имя Рождества Иоанна Предтечи в XIX столетии соединялся с небольшой палаткой, где хранилась монастырская ризница и библиотека [9]. Все эти «второстепенные» функции несколько оттеснили на второй план великолепную архитектуру трапезного храма и уникальные особенности его декора.
Первые, самые общие сведения о конструкции и убранстве Успенской церкви содержатся в Описи 1660 года: «В Спасском же Евфимиевом монастыре церковь теплая каменная Успения Пречистые Богородицы. Да в приделе святого мученика Диомида на подклетех шатровая. Крест и главы опаены железом немецким… В церкви Успения Пречистой Богородицы Божия милосердия образов: Деисус 9 пядей, а нем 9 образов; да в Деисусах Владычных праздников 8 образов, да праотцев и пророков на однех цках 8 образов. Все три пояса на золоте. Двери царские и сень и столбцы резь по дереву, ветхи» [10]. От внутреннего великолепия практически ничего не осталось. Уже в 1849 году старинные иконы были убраны в подклет и заменены «итальянскими» [9]. О их дальнейшей судьбе ничего не известно. От былой роскоши остались только фрагменты росписей на стенах церкви  и трапезной.
По своей композиции церковь Успения Пресвятой Богородицы представляет собой результат пересечения двух линий развития. Начало первой положил центральный столп собора Покрова на Рву (1555-1561 годы) на Красной площади в Москве. В этом же ряду стоят храмы Никиты Мученика в Елизарово (1566-1567 годы), Усекновения главы Иоанна Предтечи на Девичьем поле (1560-е годы) и Рождества Христова в Беседах (1599 год). Вторая линия берет начало от церкви Вознесения в Коломенском (1532 год) и продолжается в «кресчатых» четвериках Спасо-Преображенской церкви села Остров (1560-е годы) [15] и интересующего нас Успенского храма (последняя треть XVI века). Поздним примером подобного решения является церковь митрополита Петра в Переславле-Залесском (1585 год).
Соединение названных линий развития и местных традиций обусловило своеобразный облик трапезной церкви Спасо-Евфимиева монастыря. Его высокий четверик с закрестиями, к которому с юга примыкает восстановленный придел, с востока почти целиком закрыт граненой апсидой. Ее подклет украшают остроконечные ниши, напоминающие декор монастырской звонницы и церкви-колокольни Рождества Иоанна Предтечи. В нижней части граней хорошо видны «кокошники» с вытянутым верхним краем. На их поле треугольником расположены темные круги извести. Считается, что этой известью замазаны горлышки глиняных горшочков, вставленных в кладку [3,11]. Правда, остается не совсем понятным, зачем понадобилось зодчему снабжать голосниками подклеты апсиды?
Над четвериком возвышается небольшой восьмерик, переход к которому закрыт рядами полукруглых кокошников. В их ряд хорошо «вписываются» закомары, возвышающиеся по центру каждой из стен четверика. В данном случае, они не чередуются с маленькими кокошничками, как это было сделано в архитектуре церквей в Елизарово, Беседах и на Девичьем поле. На всех них грани восьмерика украшены вытянутыми филенками, что было характерно церквей этого круга [3]. Большое сходство обнаруживается при сравнении шатров. Успенскую церковь венчает небольшой шатер слегка «звездчатой» формы, со стрелами на гранях и ярко выраженной полицей, покрытой тесом. Эти признаки свидетельствуют о сильном влиянии церквей в Елизарово и Беседах, а также собора Покрова на Рву (вспомним, что к этому же направлению относится несколько гипертрофированная конструкция «звездчатого» шатра, сотоящего из тридцати двух граней, венчающего церковь Косьмы и Дамиан в Муроме 1564 года)[12].
Некоторые исследователи считают, что использование такого варианта шатра, «зонтичного» свода (церковь-колокольня во имя Рождества Христова Евфимиева монастыря), мотивов плетенки и пересекающихся кокошников в декоре, а также некоторых других элементов, свидетельствует о воздействии готического зодчества и об активном участии итальянских мастеров в строительстве тех церковных ансамблей начала-середины XVI века, которые находились под покровительством царской семьи, в частности, Покровского и Спасо-Евфимиева монастыре в Суздале и церкви Косьмы и Дамиана в Муроме [13,15]. Влияние западноевропейских традиций отмечалось в русском искусстве и в более раннее время. В частности, предполагается существование некого «готического» образца, использованного для создания знаменитого кадила 1469 года из Николо-Песношского монастыря (ныне хранится в Оружейной палате). Примечательно, что кадило венчает «звездчатый» шатер. Нельзя исключить и более опосредованного воздействия этих традиций, воспринятых уже через московскую школу зодчества.
Реставрационные работы по восстановлению первоначального облика и укреплению конструкции трапезного храма возобновились в 2001 году и продолжались по 2008 год. Сейчас он является частью комплекса музея-заповедника, богослужения в нем не ведутся.
Библиография:
[1] Касаткин В.В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. Владимир, 1906. Ч.1. С.: 34
[2] Воронин Н.Н. Боголюбово, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. М., 1967. С.: 229, 230
[3] Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 76, 77, 167, 169, 205, 224, 237
[4] Ильин М.А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. М., 1980. С.:29
[5] Город Суздаль в 7136-7138 (1628-1630) годы: Список с Писцовой книги города Суздаля. Владимир, 1905. С.: 66
[7] Город Суздаль и его достопамятности. М., 1912. С.:21
[8] Воронин Н.Н. Древнерусские города. М., 1945. С.: 70; Варганов А.Д. Суздаль. М., 1944. С.: 26; Он же. Суздаль: Очерки по истории и архитектуре. Ярославль, 1971. С.: 172; Вагнер Г.К. Суздаль. М., 1969. С.: 16-18
[9] Сахаров Л.И. Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря. Владимир, 1870. С.: 42. Он же. Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря. Владимир, 1905. С.: 58
[10] Тихонравов К.Н. Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря за 1660 год. Владимир, 1878. С.: 39
[11] Спасо-Евфимиев монастырь // Православные монастыри: Путешествия по святым местам. 2009. № 30. С.: 16
[12] Воронин Н.Н. Переславль-Залесский. М., 1948. С.: 24, 25
[13] Маштафаров А. В., Баталов А. Л. Евфимиев Суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь С.: 361-374 // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С.: 365-366
[14] Иоасаф, иером. Церковно-историческое описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С.: 58-59
[15] Баталов А.Л. Церковь Преображения Господня в селе Остров: вопросы датировки и происхождения мастеров. С.: 353 // Древнерусское искусство: Художественная жизнь Пскова и искусство Поздневизантийской эпохи. М., 2008. С.: 353-382

Успенская церковь (1525) — уникальный образец русского зодчества XV-XVI в.в. Здание объединяет в себе церковь и трапезную палату — хозяйственное строение. Шатровая центрическая церковь построена по типу «восьмерик на четверике» и увенчана шатром, опирающимся на два яруса кокошников. Маленькую главку придела также поддерживают кокошники, меньшие, но в три яруса, создающие эффект ажурности и пышности. Под гладким граненым шатром сделана деревянная кровля — полица, добавляющая легкости и стройности всему храму и гармонирующая с крытой лемехом главкой.
С западной стороны к церкви пристроена двухэтажная трапезная палата, в которой размещались хозяйственные помещения. В нижнем этаже были складские помещения и кухня, второй этаж был занят просторным трапезным залом, перекрытым сложной системой сводов, поддерживаемых стенами и центральным столпом. В подвалах под трапезной хранились богатые запасы монастырской провизии. С юга к Успенской церкви примыкают палаты архимандрита (XVI-XVII в.в.), с интересным опоясывающим их на уровне второго этажа балконом-гульбищем.
http://suzdal.org.ru/Arhitect/spaso.htm

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?