Спасо-Преображенский собор расположен в Суздале на территории Спасо-Евфимиева монастыря. Он является памятником русского зодчества конца 16 века. Сегодня собор является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Собор был построен в 16 веке на месте деревянного храма Спаса Преображения, который сгорел. В 1507-1511 годах построили маленькую бесстолпную Спасскую церковь. Это самое древнее из дошедших до нашего времени каменных сооружений обители построено над могилой игумена Евфимия, основателя монастыря. В 1594 году к этой церкви пристроили здание четырёхстолпного большого собора, церковь была переименована в Евфимиевский придел.
Спасо-Преображенский собор построен в традициях белокаменной суздальской архитектуры 12-13 веков, вначале был похож на Рождественский собор кремля Суздаля. Однако в процессе неоднократных перестроек его внешний вид был сильно изменен. В 18 веке вокруг стен собора построили галерею, а во второй половине 19 века с севера пристроили придел в честь Сергия Радонежского. В результате таких изменений облик Спасо-Преображенского собора сильно изменился: южный притвор его стал частью паперти, которая вместе с новым приделом окружила церковь с трёх сторон.
В 17 веке собор украсили наружной росписью. Разделённые пилястрами с килевидными закомарами на три части стены украшены по всему периметру аркатурно-колончатым поясом, традиционным для владимиро-суздальской архитектуры. В этот пояс вклиниваются окна, растёсанные в более поздние времена.
К собору с восточной стороны примыкают алтарные апсиды с глубокими нишами окон и гладкими стенами. Центральную часть здания увенчают пять барабанов с луковками куполов. Световые барабаны прорезают узкие высокие окна, и украшает каменная резьба.
Внутренне пространство храма организовано четырьмя крупными столпами, а также алтарными апсидами. Роспись выполняла в 17 веке артель художников Гурия Никитина. Во второй половине 19 века фрески Никитина были обновлены, а в конце 1970-х годов была начата кропотливая работа, направленная на раскрытие первоначальной росписи.
В центральном куполе собора расположена композиция «Отечество», традиционная для мастеров Костромы. Роспись столбов и стен опоясывает храм четырьмя полосами. В нижнем ярусе расположены изображения деяний апостолов, другие три посвящены жизни Христа. Композиции из множества фигур расположены на фоне пейзажей и архитектурных сооружений. Со стороны алтаря в нижней части столбов находятся изображения первых царей, принадлежащих династии Романовых – Михаила Федоровича, Алексея Михайловича. Изображены они в светящихся нимбах посреди библейских царей Соломона и Давида и русских князей Бориса, Глеба, Владимира, Всеволода. Стены Евфимиевского придела украшены сценами из жития святого Евфимия, здесь также можно увидеть изображение сцен, связанных с выбором места и началом строительства монастыря.
Сегодня Спасо-Преображенский собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=12956
За большим пролётом надвратной Благовещенской церкви, в глубине аллеи, просматривается здание Спасо-Преображенского собора — главного храма монастыря. Пять его мощных глав дополняются двумя на приделах в честь святого Евфимия, с южной, и святого Сергия Радонежского, с северной стороны. Снаружи стены, разделённые на три части пилястами, украшены традиционным для владимиро-суздальской архитектуры аркатурно-колончатым поясом, в который вклиниваются растёсанные в более позднее время окна. На перспективных порталах использованы резьба по белому камню. Килевидные закомары, венчающие стены собора, придают его архитектуре особую стройность и выразительность. С трёх сторон собор окружают паперти ХVIII века. В ХVII столетии южный и западный фасады собора были украшены наружной росписью. С восточной стороны к собору примыкают алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников. Центральная часть здания увенчана пятью барабанами с луковичными куполами, два купола поменьше завершают приделы собора. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой. Храм был выстроен на месте сгоревшей церкви Спаса-Преображения.
Первый монастырский Спасо-Преображенский храм, возведённый в ХIV веке, вероятно, был деревянным. В 1507 году после пожара, когда сгорело большинство монастырских сооружений, построили новый, каменный Спасо-Преображенский собор (1507-11) — древнейшее из дошедших до нас каменных сооружений Спасо-Евфимиевского монастыря, возведённое над могилой его основателя игумена Евфимия. Он был небольшим, и при строительстве ныне существующего здания в 1594 году его включили в новый храм в качестве Евфимиевского придела. Стены Евфимиевского придела внутри расписаны сценами жития святого Евфимия, среди них — выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиевой обители. Они были обнаружены при реставрации собора в 1970-х годах и под руководством художника-реставратора А. П. Некрасова частично расчищены. Внутреннее пространство самого собора имеет четыре столба и пять больших барабанов, через окна которых освещается поверхность стен, расписанных фресковой живописью в 1689 году артелью знаменитых костромских иконописцев Гурия Никитина и Силы Савина. Надо заметить, что долгое время собор намеренно оставался без внутренних росписей. Монастырские описи сообщают, что на ослепительно белых стенах были развешены многочисленные иконы в сверкающих золотом, серебром, эмалью и драгоценными камнями окладах и шитые шелками пелены — царские и княжеские вклады. Всё это делало интерьер собора очень красивым и своеобразным.
Спасо-Преображенский собор был выполнен в древних традициях белокаменной архитектуры Суздаля ХII-ХIII веков и поначалу напоминал Рождественский собор Суздальского Кремля. Однако в ходе неоднократных перестроек в последующих столетиях его внешний облик был несколько искажён… Первоначально храм имел три притвора, наподобие упомянутого Рождественского собора ХIII века. Но в ХVIII веке притворы объединили галереей. В 1865 году к северному фасаду с восточной стороны, как бы для симметрии, был пристроен новый придел во имя преподобного Сергия Радонежского.
Из журнала «Православные монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №30, ООО «Де Агостини», 2009
Спасо-Преображенский собор является главным храмом Спасо-Евфимиева монастыря. Это кирпичный четырехстолпный собор, построенный в XVI в. в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля. Пять мощных глав собора дополняются ещё двумя на приделах – во имя святого Евфимия Суздальского с южной стороны и святого Сергия Радонежского с северной. Аркатурно-колончатый пояс украшает стены снаружи. На перспективных порталах использована резьба по белому камню. Килевидные закомары, венчающие стены собора, придают его архитектуре особую стройность и выразительность. С трёх сторон собор окружают галереи-паперти XVIII в.
В 2012-2013 г.г. проведен текущий ремонт галереи Спасо-Преображенского собора. В 2013-2014 г.г. и 2017-2018 г.г. проведены реставрационные работы по живописи внутри собора.
Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru