Надвратная Благовещенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале
Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы над Святыми воротами Спасо-Евфимиевой обители на протяжении всего XVII столетия являлась одним из украшений монастырского ансамбля. В литературе ей традиционно уделяется очень мало внимания. Возможно, это объясняется ее нынешним скромным обликом. Так, в одной из работ XIX века просто сказано: «…над сводом возвышается одноглавая церковь Благовещения Пресвятые Богородицы, где служба совершается весьма редко, потому что ход в эту церковь ведет по крутой и высокой лестнице, притом же храм холодный без печей. Храм этот не древний, потому что в описи 1660 года он не упоминается» [1].
Сведения эти, хотя и содержат важную информацию, в целом существенно искажают представление о Благовещенской церкви. Прежде всего, автор существенно «омолодил» ее. Первое упоминание о ней мы находим уже в Описи 1628-1630 года: «…В Суздале ж на посаде Спаской Еуфимиев монастырь. На монастыре… ворота святые каменые на воротех церковь Благовещения Пресвятые Богородицы да предел Ивана Списателя Лествицы…» [2]. Эта краткая информация не дает нам представления ни о том, как выглядел храм в то время, ни о дате его возведения. Последний вопрос до сих пор остается спорным. Условно датировку приводят от конца XVI века до 1653 года [3].
Несколько сузить эти рамки могли бы данные, помещенные в Описи 1660 года: «…На святых вратах церковь камена Благовещения Пречистые Богородицы. Да придел преп. Иоанна, Списателя Лествицы. О два шатра» [4]. Каменные многошатровые храмы известны в русском зодчестве в 1620-е – 1630-е годы. Наиболее ранней из них обычно называют церковь Успения Пресвятой Богородицы («Дивная») в Алексеевском монастыре Углича (1628 год). Она увенчана тремя шатрами. К 1634 году относятся собор Алексеевского монастыря «о два шатра» [5]. Другие подобные храмы еще более поздние – Св. Духа в Рязани (1642 год), свт. Николая в Сапожке (Москва, 1649 год) и другие. Надвратная церковь во имя Богоявления и св. Ферапонта в Ферапонтовом монастыре, увенчанная двумя шатрами, относится к 1649 году и традиционно считается наиболее ранним сооружением такого типа [5]. Попробуем теперь несколько уточнить датировку интересующего нас храма.
Согласно некоторым статистическим описаниям, в Спасо-Евфимиевом монастыре издревле существовала однопрестольная церковь во имя преподобного Иоанна Лествичника, созданная еще преподобным Евфимием Суздальским и позже перестроенная. На месте этого храма возвели трапезную Успенскую церковь с приделом во имя св. Диомида [6]. Логично предположить, что именно перед началом его строительства престол преп. Иоанна Лествичника перенесли в Благовещенский храм. Трапезная церковь в настоящее время датируется концом XVI или самым началом XVII века: «… достоверные хронологические границы строительства церкви [Успенской]: 1570-е – 1604 годы» [5]. Исходя из этого, можно предположить, что возведение Благовещенского храма можно отнести к началу XVII века. Если это так, то он может быть назван первым из надвратных шатровых сооружений. Однако это пока только гипотеза. В настоящее время некоторые исследователи высказывают сомнения в буквальном прочтении текста Описи 1660 года и в существовании двух шатров, для чего на данный момент нет достаточных оснований [9].
В своем первоначальном облике Благовещенская церковь замечательно гармонировала и с шатрами башен монастырской стены [3], и с силуэтом трапезного Успенского храма. К сожалению, от этой гармонии сейчас почти не осталось следа. Уже во второй половине XVII века облик храма претерпел существенные изменения. Сходство композиции, элементов декора и формы апсид позволяют утверждать, что она была существенно перестроена той же артелью мастеров, что возводила каменные стены (1664 год) и больничную церковь свт. Николая (1669 год). В середине XVIII века храм приобрел современный вид [7]. В Описи 1722 года читаем: «Благовещенская церковь на Святых воротах каменная о пяти главах, главы обиты черепицею муравельною». Опись 1764 года фиксирует дальнейшие «переделки»: «На церкви Благовещения… осьмерик деревянный обит тесом, на осьмерике глава деревянная, осьмерик и глава расписаны красными красками». Впоследствии восьмерик заменили современным плоским перекрытием. К этому времени придела преп. Иоанна Лествичника уже не существовало [1]. По всей вероятности, его вернули на свое «историческое» место, но уже в качестве придела трапезной Успенской церкви.
В настоящее время Благовещенский храм представляет собой небольшой куб над одним из проемов Святых ворот. С востока к нему примыкает высокая, почти на высоту самого куба, трехчастная апсида, а с запада – над вторым проемом ворот — размещена паперть под деревянной кровлей. Декор из фигурного кирпича очень разнообразен, что характерно для эпохи «узорочья» середины – конца XVII века. Основными его элементами можно назвать фигурные, будто лепные обрамления окон фасадов, апсиды и паперти, а также киот иконы Спасителя. Они выполнены в виде узорчатых балясин под кокошниками разнообразного рисунка: двойные, килевидные и даже в виде тройного фронтона на апсидах. Над окнами самого храма проходит широкий резной карниз. Этот карниз и «перспективные» окна напоминают убранство гораздо более древней церкви-колокольни во имя Рождества Иоанна Предтечи [3]. Вполне возможно, что фриз отделяет старинную кладку от той части, которой коснулись самые поздние изменения. Сейчас верхний пояс украшают декоративные кокошники и прясла.
Библиография:
[1] Сахаров Л.И. Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиева монастыря. Владимир, 1870. С.: 42
[2] Город Суздаль в 7136-7138 (1628-1630) годы: Список с Писцовой книги города Суздаля. Владимир, 1905. С.: 66
[3] Воронин Н.Н. Боголюбово, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. М., 1967. С.: 226, 227
[4] Тихонравов К.Н. Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря за 1660 год. Владимир, 1878. С.: 40
[5] Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.: 76, 77, 126, 311, 364
[6] Касаткин В.В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. Владимир, 1906. Ч.1. С.: 34
[7] Город Суздаль и его достопамятности. М., 1912. С.:21
[8] Спасо-Евфимиев монастырь: Православные монастыри. Путешествие по святым местам. М., 2009. № 30. С.: 15, 18
[9] Маштафаров А. В., Баталов А. Л. Евфимиев Суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь С.: 361-374 // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С.: 367
Надвратная Благовещенская церковь (первая половина XVII в.) — массивный, впечатляющий памятник монастырского зодчества. Вероятно, она была въездной башней до времени постройки новой крепостной стены с башнями. Основание надвратной церкви исследователи относят к началу XVII в. (по другим источникам – даже к концу XVI в.). В городской описи 1628-1629 г.г. церковь уже упоминается как каменная двухшатровая. К 1722 г. она уже названа пятиглавой — за эти сто лет здание претерпело существенные изменения. Позднее церковь была перестроена в одноглавую. В ней два арочных проезда: под центральной частью – больший, и меньший – под высоко поднятой папертью. Паперть украшена пятью красивыми окнами с висячими «бусинами» и резными перспективными килевидными наличниками. Сама церковь декорирована главным образом с южной стороны, считавшейся, вероятно, парадной. Между двумя окнами помещен киот для иконы, убранной оттуда в советское время и сейчас снова помещенной на место. С востока к основному четверику примыкает массивная трехапсидная алтарная часть.
http://suzdal.org.ru/Arhitect/spaso.htm